Живи, село!

Мечта-предложение Цыдендамбы Дондоковича Дармаева

В семье родился новый человечек, дитя. Он пришёл на Землю, чтобы жить и радоваться, озарять своей улыбкой белый свет, добром отвечать на добро, добиться в жизни успеха, обаять мир и объять необъятное. Пришёл, чтобы сказать своей маме спасибо за то, что дала ему жизнь, подарила радость и счастье, научила быть сильным и добрым, а самое главное – быть трудолюбивым, честным и порядочным. Вот и в Забайкальском районе немало проживает людей, впитавших дух семейных очагов, заветы предков с молоком своих матерей.

Бурятский мальчик (назовём его по-русски Олегом) родился в старинной родовой семье овцеводов, изначально потомственно-кочующих, а затем уже оседлых.

Надо же быть такому, что в забайкальской степи на семи ветрах появился когда-то источник, вода в котором чище слёзы, а вкус её до невозможности необыкновенный. Пьёшь, и ещё больше хочется, хотя жажду утолишь за раз. А как умоешься ею, обольёшься – усталости как не бывало. И вот возле этого живительного ключа, в народе его прозвали Жилино, с 1929 года началась летопись села Красный Великан, где и живёт герой моего рассказа.

В ту пору и дед, и отец Олега жили в степи, пасли отары овец и табуны лошадей, держали коров. Прикидывали, что степь большая, и можно и нужно больше разводить овец, есть где расстилаться табунам, да и травостой такой, что молока от коров хватало и детям, и ягнятам.

В деревнях, по-бурятски хотонах, стали образовываться артели, мало-помалу стали создаваться коллективные хозяйства, и кочевые степняки потянулись поближе к обществу. Планы пятилеток не страшили, а наоборот, давали такой стимул, что колхоз поставлял стране вдвое больше и мяса, и шерсти, и зерна, и молока.

Олег родился в бурятской юрте, жил с родителями в степи и с раннего детства научился не проходить мимо случайно оброненного хакира, по-другому аргала, которым отапливали в морозы юрты. Мальчик видел и понимал, что чем больше трудятся дед и отец, тем больше у них достаток, новые сёдла и сбруи, нарядные по тем временам, красивые одежды и убранство юрты. А главное, Олег полюбил труд. Его не нужно было заставлять смотреть за овцами, чистить клетки, в которых размещались матки с ягнятами. Да и школьные задания стоило делать так, чтобы не краснеть на уроках.

Рос непоколебимым, гордым, с твёрдым характером, буйным нравом, но очень добрым, он тогда уже умел видеть в человеке человека, рано научился распознавать добро и зло. Наверное, степнякам и нужно быть такими, чтобы, оставшись один на один в степи со снежной бурей или проливным грозным ливнем, не испугаться, не струсить, а ещё и удержать отару, стадо, табун. Суметь пригнать к стойбищу, загнать во дворы, базы, задать корм, чтобы животные были сыты, ухожены. О себе – потом, когда сделаны на базу все дела, закончены дневные работы. Степняки умеют трудиться и умеют отдыхать, причём тоже молча, без лишних слов. Кто-то за трубкой табака, а кто-то – глядя вдаль, в кромешную тьму. Это глубоко думающие люди, и былины-то у них рождаются сказочные, и песни-то длинные, и все со смыслом, про непростую жизнь степняков. Они любят-то по-особенному, не бросаясь словами, всё у них в душе, на сердце и во взгляде.

…Наш герой выбрал себе красавицу Светлану и полюбил её всем сердцем и душой. Родили они и воспитали пятерых детей. Рядом провели молодые годы в совхозе «Красный Великан», вместе добивались трудовых успехов, как дед и отец Олега. Комсомольская бригада молодого вожака всюду была первой. Работали и получали от правления совхоза, руководства области, страны благодарственные и почётные грамоты, звания заслуженных работников АПК, ударников социалистических соревнований, мастеров-животноводов I и II классов, ордена и медали. У Олега Дондоковича – золотая медаль и почётное звание уровня РФ, нагрудный знак «Гордость Забайкальского края». Стал он знатным овцеводом, достойным продолжателем династии, до самой высокой награды – звания Героя Соцтруда – оставалось рукой подать…

Но и в трудные времена не потерял веру Олег Дондокович в человечество, взвалил на себя председательство в кооперативе «Красный Великан». И в упряжке с верными товарищами стал потихоньку наращивать поголовье животных, восстанавливать стоянки, скотные дворы, дал возможность людям зарабатывать и доработать стаж, достойно уйти на заслуженный отдых.

Ну, а с верными другом Геннадием до сих пор готовят сено, и надо видеть их в эту пору – сидят на крылечке сенокосного вагончика счастливые и усталые, пристально вглядываются в степную даль, и думы их далеко впереди, о предстоящей зиме, погоде дома и в мире, о том, каково будет их внукам и правнукам.

И все их думы – молчком: разговоры разговаривать они не очень-то любят. Вот сумели подстроиться и под другую жизнь, также живут и работают, делают своё крестьянское дело. И чем старше становятся, тем сильнее саднит в сердце ностальгия по ушедшим друзьям-коллегам, по тому далёкому времени. Болит душа у Олега Дондоковича за родное село, с тревогой смотрит он на разбитые здания, пустые окна домов, опустевшие улицы. Мечтает: однажды построит тут кто-нибудь новые дома, и молодёжь поедет в село…

Его мечта-предложение обязательно сбудется! Не может быть, чтобы Россия осталась без села. Сыновья Дондоковича живут и работают на селе, в степи. Стали настоящими животноводами.

Вот уж и правда, бурятский народ – свободолюбивый. Вольный степной ветер ему брат, ковыльная степь – сестра, а солнечный свет – родители и Родина.

Спокойны Олег и Светлана за своих детей, внучат, ведь всё, что нужно, бурятская чета вложила в их становление и развитие.

Про жизнь такую надо писать роман, про друзей, которыми Олег Дондокович так дорожит, про его рассветы и закаты, насыщенную трудовую жизнь длиною в 64 года! Написать про то, как супруги Дармаевы красиво поют бурятские и русские песни, как они красивы в вальсе, как бережно и уважительно относятся друг к другу, как жили и как бы ещё хотели прожить, про их трудовые и житейские будни, какой бы они хотели видеть свою Россию.

Галина Казанцева, с. Красный Великан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)