Три года в ДФО: увидено и прочитано

Толчковой ногой для развития Забайкалья назвали бы спортсмены наш юго-восток в связи с открытием Быстринского ГОКа; он стал первым крупным предприятием «горнорудки» на территории края. Запущенный почти за год до вхождения региона в состав Дальневосточного федерального округа ГОК на данный момент остаётся практически единственным реализованным проектом такого масштаба. А с того момента, как забайкальцев из сибиряков переименовали в дальневосточников, прошло три года. Что изменилось в крае?

Про дорогой уголь и дешёвое золото

В сентябре заглянула на юго-восток, проехав маршрутом Нерчинск – Нерчинский Завод по территории трёх районов, в очередной раз надеясь увидеть добрые перемены и прокручивая в голове прочитанные оптимистичные цифры: за три года с момента вхождения в ДФО бюджет края увеличился с 50 до 100 миллиардов рублей, а размеры дорожного фонда выросли на 2,1 миллиарда…

Расстояние от Нерчинска до Шелопугино маршрутка преодолела за 2 часа 40 минут со средней скоростью 35 километров в час. Водитель не спешил и даже не чертыхался. Пояснял: «При таких дождях не успевают сделать дорогу, хорошо, хоть мост через Унду готов». Обещания, вознаграждающие терпение водителей и пассажиров, даны давно: власти края планируют за три года (с 2021 по 2024) заасфальтировать дорогу от Нерчинска до Газимурского Завода. Первым будет участок «Балей – Шелопугино». Скорей бы уж дорогу эту кто-то из членов правительственной делегации края, испытав на себе, назвал «ужасом»…

А за окном маршрутки – Ёлкино, Унда, Жидка, Колобово. Как родные сёстры, которым в новом статусе дальневосточников так и не пришлось принарядиться. Вспоминаю рассказ о том, что в сёлах под Новокузнецком Кемеровской области местная власть выделяет материалы для замены заборов. По цветам, чтобы большой пестроты на улицах не было. Основной доход региона – добыча угля. Основной доход Забайкалья – добыча золота. Получается, что добыча угля для простых кемеровчан выгодней нашего драгметалла? Мы пока таких привилегий не дождались, но будем надеяться. Старые деревянные заборы, позеленевшие от дождей, в сёлах редко соседствуют с цветными из профлиста. Таких «заплаток» на этом отрезке пути немного. Мало и традиционных в сентябре зародов сена. «Купить домашнее молоко в Шелопугино – проблема, да и в окрестных сёлах личного скота немного. Пенсионерам не по силам», – слышу от попутчиков ответ на вопрос.

За окном отвалы по копаной-перекопаной Унде и грязная вода, в разных местах меняющая свои оттенки от серого до почти пепельно-бирюзового. Золота тут ещё много, так что не скоро земля успокоится. В сентябре Амурский бассейновый природоохранный прокурор Александр Саблин обсуждал с губернатором края Александром Осиповым вопросы экологии. Дословной беседы не нашла, а газета «Земля» до сих пор не получила официального ответа из Росприроднадзора и Министерства природных ресурсов Забайкальского края на запрос о планах добычи золота на реке Ургучан в районе села Савватеево Нерчинского района. О чистоте вод Унды в изрытом Балейском районе уже не спрашивают. В планах по территории опережающего развития «Забайкалье» читаю: «Благодаря преференциальному режиму поддержку получили проекты в сфере освоения месторождений. Золоторудное предприятие ООО «Тасеевское» создаёт комплекс кучного выщелачивания на базе техногенного месторождения отходов Балейской ЗИФ-1 с производительностью 840 тыс. т в год».

Ау, вас ждёт работа

«Сварщика не могу найти, двоих уже принимал на работу. Зарплата вовремя, условия подходящие, один неделю продержался, второй – чуть побольше. Теперь вот из Алек-Завода еду, ездил туда искать толкового специалиста. Не хотят люди работать: отвыкли, да ещё и беда забайкальская – пьянство. Посмотрел на Алек-Завод, сравнил с Шелопугино, ничем не лучше. Умирающие районы», – слушаю попутчика Виктора, который занимается восстановительными работами в Шелопугино.

То же подтверждает и губернатор края в одном из интервью: «Такой проблемы с безработными и такой проблемы со скудностью рабочих мест, мне кажется, вообще нигде в стране нет. Она специфична именно для нас. При этом, к сожалению, системы среднего профессионального образования, профориентации, структурной трансформации избыточных по специализации кадров в сторону дефицитных вакансий у нас напрочь убиты. То есть всех этих трёх систем занятости у нас, к сожалению, нет».

Выход – восстановление системы профтехобразования и переподготовки на востребованные специальности. Вахтовики и гастарбайтеры не решат громадья планов. «Звоночек» уже был, когда из-за пандемии встало строительство, потому что уехали китайские рабочие.

«А зачем им работать, если часто получается так, что размер пособия больше заработной платы. У меня знакомая в соцзащите работает, так она удивляется требованиям посетителей, которые на вопрос «Почему работать не идёте?» отвечают: «Пусть другие за копейку горбатятся». Хотя бы проверяли таких, кто имеет возможность трудоустроиться и не идёт на работу из-за пособий. Уже ведь до того дошло, что брак не регистрируют, чтобы получать пособие как матери-одиночки», – рассуждает пенсионерка Татьяна, что едет до Нер-Завода. У Виктора правда своя: «В государстве больше о силовиках заботятся, а то, что из-за низких зарплат в городе воспитателей в детских садах нет и учителя молодые не выдерживают школьных нагрузок при мизерной оплате, никого сильно не волнует. Только обещания».

После разговора в раздумьях о будущем умирающего Алек-Заводского района снова вспоминаю планы относительно ТОР «Забайкалье». ГК «Золотая Гора» строит ГОК для освоения Талманской площади. Проект предусматривает добычу 3 млн тонн комплексной свинцово-цинковой руды в год подземным и открытым способом. Мощности нового производства позволят выпускать 624,59 тыс. тонн свинцового и 812,66 тыс. тонн цинкового концентрата в год. Проект предусматривает создание 1 тыс. рабочих мест. Площадь эта захватит часть Калганского и Алек-Заводского районов. А вот изменит ли это облик хотя бы этих районных центров, надо снова подождать.

Далёкая-далёкая цивилизация

Остановка в райцентре Шелопугино, через который проходит транспорт с вахтовиками на Быстринский ГОК. Пять минут в здешнем отхожем месте – испытание для человека, который прибыл из другого региона. Живописать этот вид сервиса – только слова тратить. Однозначно, было бы в Шелопугино придорожное кафе, у приезжих точно пропал бы аппетит, ну а нашим, видно, всё сойдёт. Смотрела на развал в самом центре и вспоминала рассказ уроженки Оловянной Галины Бойченко-Кашкарёвой. Этим летом она приехала на малую родину из Иркутска. Навестить родные могилы. «Шесть лет не была в Забайкалье, в Оловянной провела два дня. Хиреет мой родной посёлок. В годы моего детства тут были подменный пункт, завод подъёмно-транспортного оборудования, в школе три параллели учились. А тут хотела снять гостиницу, а её в райцентре (!) нет. Поужинать тоже негде, магазины работают до шести часов. На улицах пусто. Побывала и в Чите, город, конечно, изменился, но отпечаток депрессивности так и лежит на Забайкалье. Впечатление такое, что все, кто мог, уехали. Что-то у нас не так при всех имеющихся богатствах», – комментирует Галина.

По Оловяннинскому району в планах развития ТОР «Забайкалье» значится Ясногорский комбинат по выращиванию овощей и зелени. Опять надежда.

«Крест» на пшенице от мелкого производителя

Дорога от Шелопугино до Газимурского Завода пошла повеселей. То ли к колдобинам привыкли, то ли на самом деле путь «поглаже» стал. На подъезде к райцентру – асфальт, на улицах нет-нет да мелькнёт обновлённый или новый дом. Зарабатывают на Быстринском. «Островок цивилизации», – произносит Татьяна.

А вдоль дороги – новоявленные отвалы и мощь техники. Нетронутая газимурская природа отдаёт, что берут. «Только бы, как Балей, не бросили», – думаю про себя. 30 запланированных лет работы ГОКа пролетят быстро, а с чем потом останутся сёла отдалённого района, никто сейчас не скажет. Больших планов по инвестированию в сельское хозяйство в этом районе нет.

«Свиней и кур в этом году на гранулы придётся переводить: пшеницу не купить ни в Михайловке, ни в Ивановке, ни в Чалбуче-Килге. Посеяли мизер только для себя. Уж до чего в Ивановке долго держались, и то приходится сворачивать посевные площади. Слышал от мужиков, что поддержки не получили. Раньше ещё в Средней Борзе можно было купить, а теперь и там нет», – слушаю племянника Андрея, что встречает в Нер-Заводе.

На всём пути от Нерчинска до Нер-Завода не увидела ни одного солидного поля. Только маленькие за пограничной системой. Не выдержали маленькие забайкальские хозяйства. А вот-вот уже и зерновой терминал в Забайкальске откроют. Только думается, что преобладающей культурой на экспорт в Китай станет рапс. Споры и разговоры о его убийственном эффекте для земли допускаются, но дело делается. Всё решает экономическая выгода. С инвесторами в сельском хозяйстве повезло, в частности, Алек-Заводскому и Калганскому районам. Свыше ста тысяч гектаров введёт в оборот агрохолдинг «Терос». Инвестор из Словакии. Основная культура – рапс, но также есть посевы льна, гречихи, овса и подсолнечника. В 2021 году в сезон компания заняла 200 человек. На встрече с руководством агрохолдинга губернатор сказал, что «Терос» пользуется всеми видами господдержки в отрасли растениеводства: получили субсидии на проведение посевной кампании и элитное семеноводство, компенсацию части затрат на приобретённую технику. Предстоит доведение средств на валовый сбор сельскохозяйственных структур. Будущее – за агрохолдингами, настойчиво внушают мелким хозяйствам, что работают в своих сёлах на старой технике и почти без кадров.

Диверсификация от 2021 года

Будто отвечая на вопрос об «уклоне» к добыче полезных ископаемых, Александр Осипов, подводя итоги Восточного экономического форума в сентябре, сказал: «Мы подписали ряд очень важных соглашений, наверное, около полутора десятков. Одно из важных – реализация второго этапа освоения Удокана, это 280 млрд рублей инвестиций. Для нас это принципиальный проект. Другие проекты – не такие масштабные, но тоже достаточно крупные. В перечне подписанных проектов – самые разные отрасли. Это важный момент. Если на первом ВЭФе, в котором участвовало Забайкалье, основным направлением была горная добыча, то сейчас очень диверсифицированный набор проектов. С инвесторами обсуждались проекты по сельскому хозяйству, различным промышленным объектам, жилищному строительству, социальным объектам». Замолвили словечко и о газификации: ООО «МТ Забайкальск» займётся строительством универсального комплекса транспортной инфраструктуры для перевалки и хранения сжиженного природного газа и прочих грузов (объём инвестиций – 23 млн рублей).

Что касается планов по развитию сельского хозяйства, то обозначены ООО «Новое Беклемишево» с проектом в растениеводстве и ООО «Колос» в Улётовском районе. Последний и на производство рапсового масла замахнулся. Увидим ли мы, как преимущественно рапсовым цветом заколосится забайкальская нива? Миллиона овец так и не дождались, и, что удивительно, об инвесторах, желающих вложить свои капиталы в мясное животноводство, не слышно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)