2021-й год грустного юбилея: 30 лет назад распалась самая большая в современном мире социалистическая страна, в которой нам посчастливилось жить. А грядущий 2022 год станет годом её 100-летия.
«Я слышу в России: «А, хотели отделиться, вот сами теперь и расхлёбывайте! – жалуется мне на встрече в душанбинском кафе Саид, приехавший повидать семью – он работает таксистом в Новосибирске. – Но это неправда, брат! Мы не желали от вас уходить. Ничего больше не вернуть, поэтому вот строим своё государство – так, как умеем. Лично я вечно буду жалеть о Советском Союзе и своим детям про него рассказываю, пока жив. Выпей со мной за упокой СССР, пожалуйста. Неужели откажешь?» Я кивнул. И тогда мы молча выпили за нашу мёртвую страну. Конечно, не чокаясь» (Еженедельник «Аргументы и факты», 25.10.2021 год).
На референдуме 17 марта 1991 года 96,2% населения (!) Таджикистана проголосовали за сохранение СССР. 77% населения СССР на этом референдуме проголосовали за сохранение страны, наивно веря, что так и будет. Но великий и наивный советский народ, который только за первые пять послевоенных лет восстановил и построил 6200 промышленных предприятий, обманули. Потом сказали, что Союз сам развалился, назвав его «колоссом на глиняных ногах».
Грустный юбилей
Союз Советских Социалистических Республик. Площадь почти 22 с половиной миллиона квадратных километров, население 288,6 миллиона человек. По площади страна равнялась материку Северная Америка. На этом «материке» всего за 69 лет, почти 10 из которых приходятся на страшные Гражданскую и Великую Отечественные войны, построили самое крупное в мире первое социалистическое государство. Можно смело сказать – процветающее, потому что в 1988 году по уровню покупательской способности, которая во многом определяет уровень жизни, СССР входил в топ-10 стран мира, незначительно уступая Италии. В 1971 году тут работало 47 800 колхозов и совхозов, а число предприятий, комбинатов и научно-производственных объединений в 1988 году составляло 46 840.
Эта самая «покупательская способность» рассчитывалась с учётом возможностей рядовых советских граждан, поскольку социалистическое общество не подразумевало наличия того расслоения в доходах, которое мы имеем сейчас в России. Конечно, как и в любой стране, была элита – правительство, деятели культуры и науки, но история не помнит конфискации у них золотых слитков весом в 15 тонн или грузовика, кузов которого набит валютой.
Какими мы были…
Страна эта не была идеальной. Она прошла через годы гражданской войны, коллективизации и репрессий, где все человеческие пороки и лучшие качества высветились, как на рентгеновском снимке. Доносы, предательство, зависть, страх, садизм и тут же непрерывный труд, милосердие, бесстрашие, человеколюбие, вера в людей. На долю нашего поколения шестидесятых выпало самое счастливое время этой страны – время мирной жизни без выносящей мозг идеологии (классовая борьба поутихла), где все были уверены в своём будущем. Страна эта вела нас в библиотеки, на стройки, в кинотеатры, на картофельные поля и фермы. Она хотела видеть нас грамотными и честными и как могла заботилась о нас. Она никак не могла одеть нас на западный манер, сшив сапоги, как в Италии, и выложить на прилавки сотни сортов колбасы, но всем бесплатно давала скромную квартиру (может, кто-то мечтал о дворцах, но нам хватало) и возможность лечиться и учиться. Мы не боялись ходить по улицам; говорят, что в СССР за год фиксировалось 5 преступлений в год с применением огнестрельного оружия.
…И что потеряли?
Это деревенское детство, где в домах не было замков, а отсутствие в доме хозяев отмечалось по «накладке», надетой на железную петельку, в которую иногда «для надёжности» вставляли щепку. В городских квартирах общий семейный ключ частенько убирали под дверной коврик, и нередко на этой же двери можно было прочесть записку: «Ключ под ковриком». В этом детстве все старшие были для нас «тётями» и «дядями», что само собой подразумевало родство, пусть и не по крови. Это было время, когда люди уважали любой труд, без него не было бы той великой страны. Чем, если не трудом можно объяснить один простенький факт, коих миллионы: в период с 1938 до июня 1941 года в СССР было построено 3000 новых промышленных предприятий.
А в тех шестидесятых дворничиха тётя Даша была так же уважаема и узнаваема, как кандидат наук Семён Петрович из шестого подъезда. Сейчас пройдите утром по столичным дворам и попробуйте найти «тётю Дашу» с метлой или лопатой. Действительность такова: в шесть часов утра таджикские гастарбайтеры, возле которых не задержится ни один человек, чтобы перекинуться словцом, молча толкают снег и буртуют сугробы. Средняя зарплата в столице Таджикистана – 7 000 рублей в месяц, в регионах – 5 000 рублей в месяц. Тут не скрывают, что выживают благодаря тому, что родственники работают в России. Строители, монтажники, таксисты, дворники: около 1,5 миллиона таджиков уехали в Россию на заработки. Из трёхмиллионной сейчас Армении с 1991 года по разным данным уехало 1–1,5 миллиона человек. В Латвии на момент распада СССР проживало 2 млн 630 тысяч человек, сейчас 1,9 миллиона. В Украине на момент распада страны проживало 51,89 миллиона человек, сейчас 44 миллиона. Латыши и украинцы пополнили европейский рабочий рынок и как будто не жалуются. А когда в России выдают зарплату, в банке Душанбе начинается столпотворение, и люди стоят в длинной очереди, чтобы получить заработанное роднёй в России.
Непрестижный труд и воровской капитал
За всё время командировок по забайкальским сёлам ни разу не порадовалась тому факту, что в селе есть человек, рискнувший пасти общественное стадо, хотя работы нет. Слушаю типичный пример из уст фермера: «Четыре месяца пасу стадо, хоть разорвись, никуда не успеваю. Нашёл парня, вроде деревенский, с лошадью обращаться может. Семья молодая, ребёнок маленький, второго ждут. Работы нет, живут в съёмном жилье. Отработал день, вместе выгнали стадо, вечером помогли собрать, отвезли домой. Попросил сразу денег, оплатили тысячу рублей за день, чай купили, сигареты. Утром приезжаю за ним, а он отказался. Ничем удержать невозможно, ни зарплатой, ни заботой, ни хорошим отношением. А говорил, что на хлеб денег нет». Непрестижно. Трудиться непрестижно. «Престижно» в открытую и безнаказанно создать мошенническую сеть, которая будет через телефонные звонки обманом «разводить» пенсионеров и пожилых людей. Сидишь себе в чистеньком офисе и доверительным тоном совершаешь чаще всего безнаказанное преступление, отбирая скромные копейки. Деньги путём обмана и фейков. Сейчас это престижно и почти законно. В стране официально 123 долларовых миллиардера, состояние которых составляет одну треть внутреннего валового продукта, или 666 миллиардов долларов. Причём за 2020 год оно увеличилось больше чем на 200 миллиардов. Даже пандемия не помешала. Как говаривал Карл Маркс, первоначальный капитал никогда не может быть честным.
«Я не против богатых, если человек честно заработал деньги – пожалуйста! Но напомню: ещё Маркс говорил, что первый капитал не может быть никаким иным, как только воровским. Когда я был депутатом Европарламента, журналисты часто спрашивали: раскройте секрет, как получилось, что в такой маленькой стране, как ваша, так много миллионеров? Что я мог ответить? Только процитировать Маркса. И никто меня не переубедит, что его утверждения были ошибочны. Не знаю я таких примеров, когда человек стал бы миллионером, торгуя своим зерном или своей картошкой на рынке», – это слова 85-летнего Альфреда Рубикса, латыша по национальности. Он был инженером завода, министром, первым секретарём ЦК компартии Латвии, председателем Социалистической партии Латвии и даже избирался в Европарламент в 2009 году.
Страна была потрясающая
После перестройки Армения выступила за выход из состава Советского Союза, наотрез отказалась принять участие в референдуме о сохранении СССР: 21 сентября 1991 года 99,51% армян проголосовали за независимость республики. 24 марта этого года еженедельник «АиФ» опубликовал статью «Комедия фильма ужасов» журналиста Георгия Зотова, которая оканчивается так: «Идеология, все эти коммунисты – фигня! – разводит руками мой собеседник на площади Республики (бывшая площадь Ленина) в Ереване. – Но вот страна реально была потрясающая. Жалко, что мы поздно это осознали». Я в ответ промолчал». Хочется привести несколько примеров новой «райской» жизни бывшей союзной республики из этой статьи. Первый – о жителях разрушенного землетрясением Ленинакана.
«В центре Еревана я встречаю группу разгневанных женщин из Гюмри (при СССР – Ленинакан. – Прим. авт.), приехавших пикетировать правительственные здания: требуют дать им хоть какое-то жильё. Прошло уже 32 года после жуткого землетрясения 7 декабря 1988 года, фактически уничтожившего Ленинакан и Кировакан: в ходе природного катаклизма погибло 25 000 жителей. Советский Союз тогда прислал рабочих со всех республик, в ускоренном темпе за три года построили десять тысяч квартир. После краха СССР строительство прекратилось – единого государства больше не было. Так вот, представьте себе – 5000 человек из числа лишившихся в Ленинакане домов до сих пор (!) живут во «времянках», слепленных из кусков шифера и фанеры (напоминающих знаменитые трущобы Бомбея) и небольших вагончиках, где раньше размещали строителей.
«Они говорят, денег нету, – возмущается Астинэ Сарибегяня. – Вот на всякую ерунду деньги есть, а как людей из скотовозок в нормальные квартиры поселить, так негде взять. При всех президентах и премьерах Армении слышу одну и ту же хрень, плюнуть хочется!»
Второй пример про армянскую шутку начала девяностых. «87-летняя Зартар Туманян переругалась со всей роднёй, отказываясь выбрасывать из квартиры железную печку-буржуйку. «Мало ли что ещё случится, – утверждает предусмотрительная бабушка. – А вещь полезная, я благодаря ей не умерла». Она с содроганием вспоминает, как в девяностые годы ходила в парк ломать ветки на растопку: дрова были не по карману. «Я постоянно мёрзла. Как назло, зимы были суровые. Мой сосед сжёг в печи всю свою библиотеку, а ведь он собирал её сорок лет… Простите, мне нужно вытереть слёзы».
В годы войны с Азербайджаном Армения подверглась блокаде со стороны Турции – электростанции остались без мазута и газа, прекратились поставки продуктов питания, исчез бензин. С ноября 1992 электричество в дома подавалось 1 час (!) в сутки. Страшно подорожали свечи, армяне торговались на рынках за древние керосиновые лампы. Люди скидывались всем домом, покупали генераторы на бензине, чтобы получить хоть немного света, тайком проводили кабели от правительственных зданий. Электричество давали, если только в квартире кто-то умирал. Армянская шутка того времени: «Так хочется свет включить, не одолжите вашего покойника на день?»
Кто у Макрона с ума сошёл
Предвижу реакцию людей, которые привыкли к сегодняшней жизни, которая в личных масштабах каждого (если пофилософствовать) не так и плоха. Чего это она вдруг про империю, которая рухнула? Но есть очень хорошая русская поговорка, про которую часто вспоминаю, когда хочется махнуть на всё рукой и не думать, не читать и не делать: «Для свиньи простор открытый: кругозор её – корыто». Жизнь не та, что в девяностых, но за 30 лет в сегодняшней России вместе с выкачкой природных ресурсов неумолимо падает самое главное – духовное величие. Без него не может быть ни могущества, ни процветания. Человек труда исчез с телевизионных экранов вместе с предприятиями, где как-то делают комбайны и тракторы. Нам докладывают о рекордных урожаях зерна, но ни разу не показали, кто его собрал. Тут «полощут» грязное белье «звёзды» и почти маргиналы демонстрируют на всю страну «высокие отношения», пытаясь выяснить, кто от кого родил. Борьба с коррупцией напоминает битву Ивана-царевича со Змеем-Горынычем о …дцати головах, которые тут же отрастают. Служба в силовых структурах – средство для достойной зарплаты и льгот, и превалирующее слово здесь «контракт».
Недавно президент Франции Макрон в сердцах сказал крамольную фразу: «Капитализм вышел из-под контроля и сошёл с ума». Но мало кто желает идти по социалистическому пути. Великий Китай строит свой социализм, именно свой, применительно к времени и особенностям страны и народа. И только этот успешный пример подтверждает, что капитализм – не единственный путь развития, тем более, сильно сомнительно, что у него может быть нормальное человеческое лицо. Сергей Порохов, автор книги «Битва империй: Англия против России», написал: «Выбор невелик – либо позволить державам, элита которых захватила монополию на управление делами на планете, продолжать глобальный геноцид в интересах «золотого миллиарда»… И есть другой путь. Продолжить создание семьи-общины, которую русский народ начал образовывать на евразийских просторах».
Будем ли строить «корабль» такой? Развалилась наша «семья из 15 сестёр», нет и в помине нулевой инфляции разрушенного Союза, когда цена на керамической заводской кружке ставилась прямо на заводе. За четыре дня солярка на заправках Нерчинска подорожала на три рубля, достигнув отметки «65». Нет предела совершенству «достижений» самого «правильного и цивилизованного» курса, где капитал – всему голова.