Лучше быстро, а не медленно

Поговорим сегодня о зимней рыбалке и рыбаках, которые забывают о её опасностях…

«Мороз жжёт. Ничто не обжигает так, как холод. Но лишь поначалу. А потом он проникает внутрь тела, наполняет, пока у человека не остаётся сил сопротивляться. Говорят, что, замерзая, перед концом не чувствуешь никакой боли. Просто слабеешь и тихонько засыпаешь, всё словно блекнет, а потом как будто проваливаешься в море тёплого молока, в мир и покой». Джордж Мартин «Игра престолов».

Величайший британский исследователь Арктики сэр Ранульф Файнс, вспоминая о своём неудачном походе к Северному полюсу, сказал однажды: «Если вы провалились в дыру во льду и оказались в воде при минусовой температуре, то вы проживёте несколько часов, если не будет ветра. Однако в такой ситуации я бы предпочёл умереть быстро, а не медленно». Тогда путешественник потерял в полынье свои сани, а при попытке их вытащить отморозил на руках все верхние фаланги пальцев, их впоследствии пришлось ампутировать.

Любой полярный исследователь, альпинист, сноубордист – в общем, тот, кто занимается экстримом, больше всего на свете ценит жизнь, потому что в горах или ледяной пустыне эта жизнь не стоит по сути ничего. Малейшее событие эту самую жизнь отнимает. Человек готовится, стараясь изо всех сил предотвратить или отсрочить момент. Именно так были открыты материки, покорены вершины и изучены глубины океанов. Ставя свою жизнь на одни весы с великой целью, человек становился победителем.

Но есть категория людей, которые губят себя и своих близких просто так, не во имя какой-либо цели, а просто по собственной глупости. Часто именно про них на похоронах говорят «трагически погиб», хотя я бы говорил более цинично: «Нелепо ушёл из жизни из-за своей самоуверенности». Речь идёт о горе-рыбаках, которые выезжают на машинах на неокрепший лёд.

Это страшно. Это правда страшно

В прошлом году на одном из рыбацких интернет-форумов ваш покорный слуга имел неосторожность вступить в спор, посвящённый безопасной толщине льда, на который можно выезжать на транспортном средстве. И знаете, мои уважаемые читатели, оказывается, при толщине льда в двадцать пять сантиметров «можно смело колесить по ледяному панцирю». К сожалению, из-за таких «знатоков» спасатели МЧС и ритуальные конторы никогда не останутся без работы.

По долгу службы я не раз присутствовал на поднятии тел со дна водоёма. Печальное зрелище. И особо печально оно оттого, что люди гибнут не во имя великой цели, а из-за собственной лени в погоне за парой килограммов плюгавых окуней.

Дирекция Ивано-Арахлейского природного парка довела до рыбаков простую информацию, гласящую, что выезд на лёд запрещён, даже когда толщина льда полтора метра. Запрещён даже ненадолго, даже на лёгкой машине. Помимо безопасности самих рыбаков этот указ подразумевал ещё и сохранение экологии, поскольку продукты жизнедеятельности автомобильных узлов и агрегатов попадают на лёд, а по весне – в открытую воду.

Но не будет русский человек русским, если не попытается обойти закон. Один умник умудрился постелить под машину брезент, а затем пытался доказать органам надзора, что таким образом заботится об экологии. И смех, и грех. Другой герой несколько лет назад на спор пересёк озеро Иван по льду в середине ноября. И это притом, что на этом озере множество обширных участков с открытой водой. Этот человек вызвал среди рыбацкой братии настоящее восхищение, а его поступок возвели в разряд подвигов. Наверное, никто из восхищавшихся ни разу не видел, как достают из полыньи окоченевшие и скрюченные человеческие тела…

Так было однажды на Кеноне, когда группа молодых людей не рассчитала расстояние до тонкого льда и на машине провалилась в тёмные глубины озера. Трое погибли, а девушка выжила. Она под водой в кромешной тьме смогла выбраться из автомобиля, затем умудрилась найти край полыньи и вылезти на лёд. Более того, она смогла дойти до трассы и остановить машину. Когда я участвовал в поисковой операции, мне сообщили, что из-за пережитого ужаса пострадавшая тронулась рассудком.

Но не нужно думать, что опасно только на Кеноне, ведь там сброс тёплых вод ТЭЦ, а на других озёрах бояться нечего. Обратите внимание на фотографию, где «Нива-2121» замерла в эпической позе, провалившись колесом в метановую полынью. Метан, образуемый продуктами гниения придонных организмов, выходит со дна водоёма. В детстве мы часто ножиками разбивали пузыри вмёрзшего метана и поджигали их, соревнуясь, у кого дольше будет гореть этот природный факел. В местах больших скоплений метана лёд настолько слаб, что не держит автомобиль, даже идущий на полной скорости. Вот «Нива» на озере Баунт и поплатилась…

Пешком безопаснее

Мы часто вспоминаем времена Советского Союза, мол, как хорошо нам там жилось, были рабочие места, государственное жильё, отличная медицина и прочее. Однако почему-то стали забывать при этом, что народ в СССР трудился, это была страна, где каждый обязан был работать и работать хорошо. Теперь же мы не хотим не то что работать, нам лень пройти триста метров по льду до места рыбалки. В продаже имеется великое множество саней, которые стоят одну-две тысячи рублей в зависимости от размера. Эти сани как раз предназначены для того, чтобы рыбак мог забросить на лёд всё самое необходимое: ящик, палатку, бур, пешню и т.д. Пешком, не на тяжёлой машине. Вот так и получается, что наши отцы строили БАМ и покоряли Север, а люди нашей современности не могут пройти двадцать минут.

Вред наносится не только человеку, но и транспортному средству, зачастую довольно дорогостоящему. Четыре года назад при мне на небольшой глубине провалилась «Волга» с пьяными в хлам водителем и пассажирами. Пришлось пригонять трактор из деревни, резать лёд бензопилами и срочно спасать автомобиль. Благо, до берега было близко.

Если машина удержалась в полынье или же провалилась в торос, то спасти её ой как непросто. Прежде всего нужно учитывать, что лёд – это живая стихия, которая двигается, растёт и постоянно меняется. Давление между льдинами таково, что автомобиль в буквальном смысле может превратиться в лепёшку, да в такую лепёшку, какую не всякий гидравлический пресс способен сделать. В лучшем случае, если машина черпанула воздухозаборником воды, неизбежен гидроудар. При этом слове кровь стынет в жилах у любого автомобилиста. Дело в том, что воду невозможно сжать никакими механизмами. Если жидкость попала в камеру сгорания, а водитель провалившейся машины не успел её заглушить, то поршни начинают давить на воду, вода, соответственно, откажется сжиматься, шатуны под огромным давлением изгибаются, параллельно выгибая и коленвал… Нужно ли говорить, что более дорогостоящий ремонт трудно придумать.

И о себе подумайте

Человек, попавший в ледяную воду, испытывает колоссальный шок, который вызван не столько фактом низкой температуры воды, сколько экстремальной ситуацией. Только что ты ехал по льду и строил планы на вечер и вот уже цепляешься за край льдины под скрежет уходящей под воду машины. Часто смерть наступает не из-за факта переохлаждения организма, а из-за инфаркта – сердце просто не выдерживает стрессовой нагрузки.

Выбраться на лёд из полыньи очень и очень сложно. Можно прочитать бесконечное множество пособий, но на практике применить эти знания проблематично. В рекомендации написано, например, что нужно лечь на спину и отталкиваться ногами от противоположного края льда. А если ноги не достают до этого края?! В пособиях утверждается, что полезно носить в карманах большие гвозди, которые можно втыкать в лёд, чтобы с их помощью выбраться из воды. А если на улице минус тридцать, и ваши пальцы так окоченели, что сами уже, как гвозди, не сгибаются? Утверждается, что можно бросить на лёд мокрую перчатку, подождать, пока она замёрзнет и, ухватившись за неё, вылезать. А если на улице всего пять градусов мороза, и перчатка будет примерзать полчаса?

Если человек провалился в майке и шортах, то шанс самостоятельно выбраться есть. Но встретить голого человека на зимней рыбалке проблематично. На рыбаке трое штанов, громадные и тяжёлые сапоги, овечий полушубок или пуховик, вся эта одежда даже на суше делает движения очень неуклюжими, не говоря уже о том, чтобы ловко выскакивать на лёд из полыньи.

По осени я видел картину, когда трое мужиков с помощью верёвок с трудом вытащили провалившегося рыбака из полыньи. Сам рыбак сначала отчаянно пытался выбраться самостоятельно, но умудрился вывихнуть себе плечо.

Лёд ошибок не прощает, с ним невозможно договориться. Когда в ноябре мы компанией выезжаем на первый лёд, то постоянно становимся свидетелями лопания панциря. Зрелище такое, что даже у самого отчаянного душа в пятки уходит. И это притом, что нам абсолютно ничего не угрожает.

Где же та грань человеческой глупости? Как в том анекдоте: «Каждый год одних и тех же рыбаков уносит в море на одной и той же льдине». Учитывая аномально тёплую зиму в нашем регионе, можно смело забыть про безопасные двадцать пять сантиметров толщины – лёд намерзает очень и очень неравномерно. На улице температура до сих пор поднимается до минус пяти, а ведь весна всего через два месяца, и тогда лёд вовсе перестанет нарастать. И это я ещё не рассказал про тальцы, которые ослабляют на реках и без того тонкий лёд.

Берегите себя!

Фото группы «ВКонтакте» «Рыбаки Забайкалья»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)