Голос кино, или О том, как Синема заговорил. Часть 4

Сегодня мы заканчиваем удивительный рассказ о том, как кино зазвучало.

Звук, нарисованный и «неземной»

Ещё в 1929 году инженер Евгений Шопло, композитор Арсений Авраамов и оператор мультипликации Евгений Воинов задумали нечто доселе неслыханное в прямом смысле этого слова. Заканчивалась работа над первым советским звуковым мультфильмом «Почта». Как-то в монтажную студии «Межраппом-Русь» (будущий «Мосфильм») вошёл автор мультика, художник Михаил Цехановский, и принёс из лаборатории только что проявленную плёнку. Все с интересом принялись рассматривать через лупу первую, ещё мокрую звуковую дорожку, восхищаясь необычными узорными «кривулинами» фонограммы. Цехановский фантазировал: «А что, мужики, если заснять на эту дорожку египетский или древнегреческий орнамент – вдруг услышим какую-нибудь неведомую доселе архаическую музыку?» «Мужики» разочаровали художника – звук будет одинаковый, поскольку орнамент строго периодичен и также… одинаков.

Но уже на следующий день вся команда, в которую немедленно пригласили знаменитого инженера-акустика Бориса Янковского, уже горела новой идеей. К началу 1930 годов в СССР были созданы несколько лабораторий, занимавшихся проблемами «искусственного звука». Для создания совершенно уникальных фонограмм использовались специальные устройства, наносящие на звуковую дорожку плёнки узоры (см. фото) в виде пульсирующих звёзд, шестерней, шаров, графиков математических функций и даже меняющихся рисунков профилей своих создателей – людей. Случалось, в результате появлялись такие совершенно «неземные» звуки, которых, кстати, на земле действительно не существовало, такие странные, что неподготовленный человек едва их выдерживал.

Весь киномир, затаив дыхание, следил за первыми в мире кинозвуковыми экспериментами русских. В рамках техники рисованного звука советские исследователи-кинематографисты создали свою уникальную технологию, которую мы традиционно считаем высшим достижением компьютерной музыкальной технологии начала XXI века! А это уже всё было, как и то, что в начале 30-х годов в СССР с успехом были проведены работы над синтезом речи человека! (Подробнее об истории рисованного кинозвука мы как-нибудь поговорим отдельно.)

Приближающаяся Вторая мировая война и ещё ряд некоторых роковых причин остановили, а затем полностью свернули работы над созданием графического кинозвука.

Первый звукообъёмный

Первые годы войны на киноидустрию США особо не повлияли, а потому Голливуд преспокойно занимался творчеством, бизнесом и опытами в области звука. В результате в 1941 году на студии Уолта Диснея вышел первый в мире мультфильм «Фантазия» не с «плоским» (монофоническим) звучанием, но с объёмным звуком. Интересно, что каналов было не два, как в ещё грядущем полноценном стереозвучании, а сразу три: левый, правый и центральный. По тем временам это было нечто невиданное, верней – неслыханное. Собственно говоря, и сам-то «плоский» монозвук в кино появился совсем недавно, а тут сразу три независимых канала, которые записывались на киноплёнку оптическим способом. Зрители были в полном восторге от новой звуковой реальности и требовали массового выпуска кинокартин с объёмной звуковой дорожкой. Но вскоре случился Перл-Харбор, и США стало уже не до экспериментов с многоканальным звуком. Идея была похоронена до 1950-х годов.

Стереомагнитное!

Вернуться к звуку более чем в один канал киношников заставило… телевидение. Стремясь вернуть зрителей в кинотеатры, они разработали и создали широкоэкранное, широкоформатное, панорамное, полиэкранное и обновлённое стереоскопическое кино. Звуку тоже пришлось срочно обновиться – он стал записываться на киноплёнку в виде двух тончайших полос окиси железа (аналог магнитофонной ленты) и воспроизводиться во время показа при помощи магнитной головки кинопроектора. Высокое качество магнитных фонограмм позволило создать первое полноценное многоканальное звуковоспроизведение в кинотеатре названное стереофоническим звуком. В скором времени количество магнитных дорожек увеличилось: сначала четыре, потом шесть! Голос актёра, появляющегося слева, из центра или справа, на изображении можно было слышать из громкоговорителей, расположенных слева, в центре или справа новых широких экранов, которые появились в это же время.

Мистер Долби действует и «подавляет»

Однако к началу 1970-х годов в связи с общим мировым спадом в кинопроизводстве выпускать копии с магнитным звуком стало дорого хотя бы потому, что звуковая дорожка на киноплёнке в проекторе была слишком недолговечной и просто начинала осыпаться. Пришлось вернуться к оптическому монофоническому кинозвуку. Но, к счастью, ненадолго.

Ещё в 1965 году американский инженер и физик Рэй Долби (см. фото) основал в Лондоне компанию Dolby Laboratories, целью которой были снижение, затем подавление шумов и улучшение качества звучания не только на магнитной, но и киноплёнке.

В первой половине 70-х Рэй Долби предложил киношникам вкупе со своей системой шумоподавления заменить устаревшие четыре магнитные дорожки на плёнке обычными оптическими. Первые две несли звук для левых и правых динамиков, расположенных за киноэкраном, третья – для центрального. В четвёртой кодировались эффект объёма и звуковые спецэффекты.

Новая система называлась Dolby Stereo. В отличие от фильмов с магнитной стереофонограммой она была гораздо дешевле (копия печаталась сразу со звуком) и долговечней («звук»-то не осыпался с киноплёнки, как раньше).

Зритель атакует кинотеатры

Так звучание вновь приобрело объём. В это же время изображение на плёнках линии Kodak стало ещё более чётким и ясным. Оба этих кинотехнических новшества как нельзя вовремя подоспели и ещё более поспособствовали бешеной популярности первого фильма легендарного цикла Джорджа Лукаса «Звёздные войны» («Эпизод IV – Новая надежда»). Публика забросила телеящики и, увлечённая новыми зрелищными фильмами с реалистическим звуком, вновь повалила в кинотеатры. Любопытно, что зрители Читы впервые услышали Dolby Stereo в кинотеатре «Удокан» на первых (в 1976 году) после открытия показах широкоформатного отечественного фильма «Океан». Новый «суперзвук» показал себя во всей красе с приходом первой зарубежной широкоформатной зрелищной картины, знаменитого вестерна «Золото Маккенны».

Цифро-пространственно-звучащий

В 1992 году в кинозвуке произошла новая глобальная революция. Неугомонный Рэй Долби и его компания очередной раз покорили кинодельцов, режиссёров и легионы зрителей. С фильмом режиссёра Тима Бёртона «Возвращение Бэтмена» в кинематограф пришёл Dolby Digital 5.1 – система пространственного звуковоспроизведения. Новый цифровой звук помимо обычного объёма и аудиоэффектов теперь позволял зрителям видеть, как по экрану вместе с изображением, скажем, автомобиля чётко перемещается и звук его двигателя. Дополнительный низкочастотный «громоподобный» динамик-сабвуфер, установленный вверху экрана, добавлял накал действию фильма. Интересно, что звуковая дорожка на киноплёнке по сравнению с первыми звуковыми картинами претерпела существенные изменения.

Звук в «цифре» выглядел (см. иллюстр.) теперь уже не как привычные вертикальные пульсирующие бесконечные «змейки», но как россыпь точек-пикселей между перфорациями плёнки, которые декодировало специальное устройство на звукоблоке кинопроектора и превращало в роскошное звучание. Поскольку декодер проектора не застрахован от ошибок в считывании «точек», то для такого случая на киноплёнке была сохранена обычная аналоговая звуковая дорожка Dolby Stereo (в виде всё тех же «змеек»). «Цифра» в аварийном случае на доли секунды просто переходила на «аналог», а затем вновь возвращалась в обычный режим воспроизведения. Зритель в таких случаях даже не догадывался о «подмене» звука.

Какой на вид цифро-звук?

Но время не стоит на месте, и в первом десятилетии нового века все современные кинотеатры были оборудованы ультрасовременными технологиями – форматом Dolby Digital Surround-EX, позволяющим зрителям воспринимать движения звука в полном объёме на все 360 градусов! А на современных киноплёнках прибавилась ещё одна «дорожка» (см. иллюстр.) – тончайшая прерывистая полоса тайм-кода, «командующая» сверхреальному звуку идти уже не с самой плёнки, а со звукового диска (очень дальнего родственника полуметровых «бьющихся» грампластинок системы «Витафон») цифрового проектора. А вскоре и сама киноплёнка перешла в чистую «цифру» и скрылась в «пространстве» корпуса проектора.

«Атмосферный»

Что ждёт зрителей дальше? К примеру, в один из кинотеатров Читы в 2019 году пришёл ещё более продвинутый звукоформат–система – Dolby Atmos. Она расширяет возможности всех существующих систем объёмного звука, при этом позволяя все звуки в фильме интерпретировать как трёхмерные.

Иначе говоря, у зрителя-слушателя создаётся полное ощущение, будто звук исходит из зала, в котором вы сидите. Слышно, как капли дождя ударяют по отдельным листьям, вертолёты звучат так, как будто пролетают над вами…

…Что нас ждёт далее? Речь, музыка и шумы без динамиков? Саундтрек фильма внутри нас самих? Звук «четвёртого измерения»? В любом случае, вспомнится фраза, впервые произнесённая человеком с киноэкрана в далёком 1927 году: «Минутку… Минутку. Вы ещё ничего не слышали!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)