Жизнь на виду

«Мама – женщина-мать по призванию, ангел-хранитель. Она бессмертна в наших сердцах, дала жизнь, вложила в душу любовь, поселилась в ней навсегда», – так мудро отзываются о своей маме Марии Феофиловне Косых её сыновья.

При каждой встрече с этой удивительной женщиной невозможно не попасть под её обаяние. В ней кроется что-то особенное: простота, сказочность, смиренность. Она чистая, живая, жизнеутверждающая, с необъятной русской душой. Прошла огонь, воду и медные трубы в хорошем смысле. Можно сказать, без страховки, с падениями и подъёмами преодолевала свой Эверест на жизненной магистрали. Ей удалось миновать жернова сталинских репрессий, войну, голод и холод, безотцовщину и нищету. При этом не сломилась, не согнулась, не озлобилась, а напротив, своим страданиям противостояла трудом, любовью и добротой.

Непростая жизнь

Хотя Мария Феофиловна избежала в своей жизни чёрных страниц, в детстве судьба её не жаловала.

«Родилась я 14 апреля 1933 года в селе Чиндант Ононского района. Весь наш род веками жил вместе с бурятами на этой земле. Занимались скотоводством, охотились, растили детей. У деда с бабушкой по материнской линии было 12 детей. В двадцатые годы прошлого века семью посчитали «кулацкой» с соответствующими последствиями. Вот я, получается, внучка кулака. Хотя, какими они были кулаками? Дедушка, по рассказам мамы, был крепким крестьянином, умельцем-кустарником бурятского происхождения. Будучи человеком с золотыми руками, построил дом с верандой, имел своё подворье с крупным рогатым скотом, десятком овец, лошадью, без которой не обойтись в хозяйстве. Слыл хорошим охотником – ходил на медведя и соболя. Вместе с бабушкой трудились от зари до зари, не покладая рук. Излишки в хозяйстве продавали или обменивали в Китае на сахар, чай, порох, ткани (тогда границы слабо охранялись). Бабушка – статная дородная деревенская женщина – хлопотала у русской печи, варила, стряпала, стирала, ухаживала за детьми. Мастерица была на все руки: шила, вязала, косила, колола дрова и даже сама клала печи, валяла валенки», – рассказывает Мария Феофиловна.

Все эти умения передались и её родителям, которых также не пощадила судьба-кручинушка. Папа Феофил Филиппович Савватеев работал председателем райпотребсоюза, был коммунистом, боролся с безграмотностью, восстанавливал колхозы. Однажды в студёную ночь февраля 1938 года подкатил к дому «чёрный воронок», и отца арестовали. Уже 21 июля состоялся суд – его приговорили к расстрелу якобы за участие в контрреволюционной деятельности с конфискацией имущества. Семье дали 24 часа на выселение. Забрали дом, скот, велосипед, ружьё и даже патефон.

Отчаяние

Вся жизнь стала как натянутая струна. Шестеро детей, старшему – 13 лет, младшему – 9 месяцев. Жили поначалу у бабушки в деревне Усть-Борзя; голод, холод, безотцовщина, нищета. Вскоре началась Великая Отечественная война. Оставшись совсем без поддержки старших, вынуждены были переехать на станцию Мирная, где базировались военные. Мама Александра Сергеевна устроилась дояркой, подрабатывала по ночам сторожем. За работу ей платили молоком. Мария разносила его по квартирам, продавала жёнам офицеров. На вырученные гроши покупала булку хлеба и два стакана пшена. Иногда что-нибудь вкусное перепадало от военнослужащих – кусочек сахара или банка тушёнки. Так и выживали.

После войны оставшиеся в живых родные учились, трудились, восстанавливали и поднимали сельское хозяйство. Они стали достойными людьми. Слыть детьми врага народа, поверьте, нелегко. Бесспорно, все любили жизнь, верили в бога, что и помогло противостоять страданиям и невзгодам, выпавшим на долю и судьбу.

Что касается Марии Феофиловны, она была первой помощницей маме, образование она не получила, окончила всего два класса. С 12 лет работала няней у коменданта гарнизона. А через четыре года родная тётя устроила курьером в военную прокуратуру.

Как за каменной стеной

«Вот наконец-то заглянуло и в моё оконце солнце, – улыбается моя героиня. – Приглянулся мне прокурорский водитель, который возил меня с документами по гарнизонам. Красавец, фронтовик, орденоносец… Приглянулась ему и я. Завязался служебный роман. Вскоре позвал замуж. Мама советовала: «Не тяни, Мария, зовёт – иди. Фёдор добрый, сильный, совестливый, всё умеет, всё понимает. За ним будешь как за каменной стеной. И обережёт, и поможет, и не предаст. Верь моему чутью!» «Куда с добром – рано», – отвечала я. «Встанешь рано – утро твоё, замуж рано – будешь с семьёй!» – так и запомнила на всю жизнь это её присловие».

Сыграли свадьбу на скудную зарплату, жених – в кирзовых сапогах, невеста – в парусиновых туфлях и ситцевом платье-двенадцатиклинке, сшитом мамой. Обживались потихоньку. Через год родился сын. По совету друзей-однополчан переехали в посёлок Кличка. Муж Фёдор Захарович работал сначала водителем, потом откатчиком на шахте. Мария трудилась швеёй. Родили ещё двух сыновей, построили дом, посадили деревья, разбили огород, развели небольшое хозяйство.

Мария освоила профессию продавца, оттачивала сноровку и опыт в магазине «Голубые очи», позже трудилась заведующей отделом «Ткани» в универмаге. Кроме того, окончила курсы кройки и шитья, мастера дамского платья – позже очень пригодилось.

Вроде всё хорошо. Не подвело чутьё мамы. В семье царило взаимопонимание и взаимопомощь. Сыновья росли добрыми, трудолюбивыми. Хорошо учились в школе, помогали по хозяйству: дрова наколоть, воды натаскать, прибраться в доме. Дети не слышали скверных слов: «Не мы ведь на детей похожи, а они на нас. Ведь точно подмечено в народе – что у родителей с языка слетает, то ребёнку на его язык скачет. Старались воспитывать детей и формировать у них такие нравственные основы человеческого характера, как любовь и уважение к труду, что и дало результаты. Не забываются детские игры, их мальчишеские настроения – скорее надеть на себя робу, надвинуть каску и приняться за работу, пусть самую тяжёлую, лишь бы стать шахтёром или геологом».

Сыновья и внуки

В 1969 году семья переехала в посёлок геологов Октябрьский, где располагалась Сосновская геологическая экспедиция №324. Именно здесь любознательные от природы взрослеющие мальчики среди геологов и шахтёров в окружении буровых вышек и шахтных сооружений определялись для себя в дальнейшей жизни – какой путь избрать и по какой специальности.

Выбор пал на разведку и добычу урана, созидание градообразующего предприятия, строительство города Краснокаменска. Все получили соответствующее образование по горняцким специальностям. Геннадий – в профессиональном училище профессию токаря-фрезеровщика. Востребован был в ГРП-324, позже – рудоуправлении №1 Приаргунского производственного горно-химического объединения. Отработав подземный стаж, сел за руль автомобиля. Общий стаж в объединении – более 30 лет.

Средний сын Леонид после окончания Читинского политехнического института отработал 10 лет в ГРП-324 начальником механического цеха. Столько же на этой должности – на первом руднике ППГХО. Позже его как технически грамотного специалиста пригласили возглавить Новоширокинский рудник. Но судьба внесла свои коррективы. На восьмом году работы в возрасте 60 лет жизнь дала ему отбой – инфаркт. Достойный оставил свой след на земле. Всё хорошее в нём было. Щедрый душой и чуткий к окружающим его людям. Всегда заинтересованный в общем деле. Умел не на словах, а на деле быть хозяином во вверенном ему коллективе. Искренний, высоконравственный и неравнодушный человек. Умел не выпячивать себя, но и не прятался за чью-то спину. Хватало и сил, и знаний. Жил не только для себя, но прежде всего для других, для всего общества, родного предприятия.

Не уронили престиж шахтёрского труда и сыновья Леонида, достойно принявшие эстафету горняцкого дела. Оба окончили в разное время Забайкальский государственный университет. В настоящее время успешно трудятся на подземном руднике №1 ППГХО. Вячеслав Леонидович – начальником добычного участка, Виктор Леонидович – начальником взрывного участка. Коллеги отзываются о них как о профессионалах, умелых организаторах производства, целеустремлённых и ответственных специалистах. Не боятся экспериментировать в поиске новых методов работы. Их уважают, им доверяют. В свою очередь они уже передают опыт молодым горным инженерам, рабочим – такова взаимосвязь поколений. В их горняцких судьбах живёт и будет жить сплачивающий девиз «Даёшь на-гора!».

Младший сын Фёдора и Марии Александр в 1996 году окончил Иркутский геологоразведочный техникум по специальности «техник-геодезист». Как молодого специалиста его распределили в «Дальгеологию» в Хабаровский край. Через восемь лет по семейным обстоятельствам вернулся в Краснокаменск, трудоустроился водителем автокрана в автотранспортное предприятие. У него шесть детей, одиннадцать внуков. Старшие сыновья работают в ППГХО. Кирилл – механиком в Объединённом автохозяйстве, Роман – подземным горнорабочим очистного забоя на руднике №1.

Горняцкая династия

Фёдора Захаровича дети и внуки считают новатором горнопроходческой династии Косых, никак иначе – просто «космонавты» глубин. У каждого из них своя школа героизма.

А между тем, какая непростая работа – для мускулов, сознания, характера. Труд и выдержка, да ещё и не без риска. Одно из самых нелёгких дел на земле. И придумали же люди занятие – бросаться в такую неизвестность, неведомую и непредсказуемую! Нужно иметь выдержку, самообладание и мужество. Бывают ведь и неудачи: то техника подвела, то людей в обрез, то закол упал.

Справляются, без всякого сомнения, представители этой отрасли. Быть шахтёром непросто, но почётно. Да, нам нужны горняки, шахтёры настоящие, надёжные, понимающие, ведь урановая промышленность лежит в основе созидания мира, для безопасности, для медицины, для нас с вами, для тех, кого мы растим. Отдать должное – они есть, и их немало на нашем предприятии. Им можно верить. Ярким примером является династия Косых в трёх поколениях.

«Фёдор Захарович – достойный был человек старой закалки, фронтовик. О его военных заслугах имеется статья в книге «Ветераны Приаргунья». Из общего стажа в 58 лет более половины отработано им в шахте. Семьянин – другого не надо. За долголетнюю с ним жизнь сыграли и серебряную, и золотую свадьбы. Последнюю церемонию в торжественной обстановке провели в Доме культуры «Строитель» в присутствии представителей администрации города, руководителей ППГХО, профсоюзной организации предприятия – Юрия Лосского, Олега Номоконова, Елены Фроленко и других. На 53-м году совместной жизни Фёдора Захаровича не стало», – повествует о муже Мария Феофиловна.

И город Краснокаменск, и посёлок Октябрьский, и рудник №1 были для него родным домом. Трудился, порой без выходных, без скидок на усталость.

Ценнее сокровищ

Не посрамили династию дети, выросли здоровые, пригожие, жадные на работу, образованные. Теперь и сами стали отцами, дедами. «Горжусь, что мы вместе с Фёдором Захаровичем своим примером и трудом вложили в них главные качества: человечность, доброту, доброжелательность, чтобы они и внуки с большой гордостью носили имя Человека, чтобы имели способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать, любить, прощать, не забывать предков», – продолжила моя героиня.

На вопрос о счастье она ответила так: «Счастье для меня – это наши совместно прожитые годы, надёжный тыл, крепкие, здоровые и благополучные дети и внуки, у нас три сына, 16 внуков, 7 правнуков и 1 праправнучка. Желаю им, чтобы они не теряли чувства ответственности, достоинства, рабочей чести. Доброе имя ценнее всех сокровищ. Ведь человек никогда и нигде не выражает себя так полно, как в труде. По мысли Максима Горького велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величествен он сам».

Раиса Родионова, ветеран труда, ветеран ППГХО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)