Окончание. Начало в №8
– Нет необходимости хорошо говорить на турецком?
– Работа у меня на русском, заказчики – тоже все русские. В Анталии и Стамбуле сейчас столько русских! У меня турецкого общения толком нет, кроме семьи.
Сейчас по работе живём в Стамбуле, а раньше 6 лет жили в Анталии, в русском районе (Лиман). Заходишь в магазин – одни русские мамочки с колясками скупают продукты – такое ощущение, что ты находишься в России!
– Адаптация прошла легко…
– Да, получается, так. Но я ещё пару лет до замужества поработала в Москве. И мы на расстоянии жили, потом муж поставил вопрос ребром – либо женимся, либо расстаёмся.
– Как удаётся сосуществовать – разные религии, менталитет?
– Иногда бывает сложно, у турков в крови ревность, чувство собственничества. Мне помогло, что перед тем, как мы женились, он много путешествовал – учился в Шанхае, учил английский на Мальте, в Москве учился, у него уже была русская девушка, и он понимал, что женщины нигде, кроме Турции, не сидят дома. В Турции же до 30 лет рожают по 4–5 детей и после 30 для деторождения считаются староватыми, жена сидит дома, готовит, убирает, следит за детьми. Я сказала: «Ну уж нет. Я родила, чуть-чуть посидела дома. А если не хочу убираться, у нас будет помощница». Мой муж современный – согласился.
Русских всё больше…
– Чего в Турции не хватает, гречки, может быть?
– Ещё каких-то четыре года назад не было гречки, а сейчас всё есть – куча русских магазинов, «Кириешки» даже продают. Потом много русских стало приезжать семьями, кто на зимовку, кто на постоянное место жительства, очень много наших продуктов везде появилось, только дороже намного. И, конечно, я из России везла «Доширак», гречку, зефир, тушёнку… Мама мне наложила целый чемодан!
– Русские семьи, которые переезжают, – это в основном фрилансеры и люди, имеющие пассивный доход?
– Да, фрилансеры, особенно программисты. Много москвичей: они сдают квартиры в Москве и живут на эти деньги в Турции. Можно шикарно жить! Особенно когда лира в декабре обвалилась. Я зарабатываю в рублях, поэтому когда в декабре я продала обучающий курс, то заработала очень хорошие деньги (2,4 млн рублей). Этого хватило на первый взнос для покупки шестикомнатной квартиры. Очень долго убеждала мужа, что нам нужно своё жильё. Турки живут иначе – в съёмном, для них это нормально.
У турков зарплаты маленькие, минималка – 23 тысячи рублей. При этом всё в аренде, и продукты в 2 раза подорожали, заходишь в магазин и радуешься, что у тебя доход в рублях, и что мужу перед Новым годом зарплату повысили…
– Где русские устраиваются на работу?
– В отели, турагентства, спа-центры. На ресепшен хорошо берут с русским языком даже без знания английского. Аниматорами можно попробовать устроиться, но работа аниматором в отеле – это с утра до ночи, и семейным – не вариант.
Но устроиться очень тяжело, зарплаты маленькие. Ещё риелторами хорошо берут: тут хорошо недвижимость скупают русские, особенно в Анталии и Алании.
– Школы русские есть?
– И в Анталии, и в Стамбуле есть русские школы в разных районах, туда, кстати, требуются учителя. У учителей здесь хорошие зарплаты, потому что преподавателей очень не хватает. Зарплата – в долларах. Для России 400 долларов – это мало, а здесь сейчас это большие деньги. С визой здесь несложно. Главное – страховку оформить, чтобы по здоровью ничего не случилось вдруг. Даже в турецких клиниках везде есть русский переводчик, это, кстати, денежная профессия.
Жить в Турции намного дешевле, чем, например, в Сочи. Цены на недвижимость очень высокие в России, знакомые купили квартиру за 7 миллионов в Чите, а здесь за эти же деньги можно купить хорошую 2–3 комнатную в пяти минутах ходьбы от моря.
– Маша, пожелай чего-нибудь землякам.
– Переезда не желаю, жить можно везде, а вот смелости желаю. Если чего-то хочется, нужно это делать прямо сейчас, потому что если сидеть и думать: «Вот хочу, хочу, хочу…» Берёшь сразу и делаешь! Пусть не сразу хорошо получится, всё равно это будет опыт. А если хочется поехать, не нужно бояться, что не получится, ведь всегда можно вернуться обратно.