1 марта 2022 года Михаилу Якимову, председателю комитета по аграрной политике и природопользованию краевого Заксобрания, было присвоено звание «Почётный гражданин Забайкальского края», а 20 марта он отметил своё шестидесятилетие. По такому случаю «Земля» встретилась с юбиляром и поговорила с ним о прошлом, настоящем и будущем.
Три записи в книжке
– Каково ощущать себя почётным гражданином Забайкальского края?
– Ощущение, конечно, приятное. Но кроме той ответственности, которую теперь чувствую перед людьми… прежде всего, получение этого звания – это не только моя заслуга. Если взять мою биографию, то всегда с гордостью говорю, что в трудовой у меня всего три записи. Первая: после института четыре года отработал зоотехником. Вторая: 31 год отработал в Приаргунском государственном колледже, 23 года из них – руководителем. Я могу долго об этом рассказывать, потому что тогда были смутные времена 90-х, когда зарплату два года не платили, задолженность по коммуналке была огромная, и народ бежал туда, где были деньги. И бежали специалисты, а ведь образовательному учреждению в первую очередь необходимо было сохранить коллектив. В 1995 году я дал согласие возглавить ПУ №31. Была уверенность, что можно что-то сделать, потому что хороший ресурс этой самой уверенности был в меня вложен ещё моими родителями, за что им большая благодарность. Да, многое вложили школа и люди, которые встречались на моём пути, но трудолюбие и упорство мне привили родители.
– Наверное, нелегко было поначалу руководить?
– В течение первых трёх лет – особенно. Но постепенно начали гасить долги по зарплате, налогам, коммунальным платежам. В 2000 году мы стали первым учреждением в Забайкалье, которое написало перспективную программу своего развития на 12 лет. Но прежде чем создать техникум, мы создали региональный ресурсный центр – современный тип подготовки кадров рабочих профессий. После 2012 года в связи с реформой в образовании нужно было подниматься на ступеньку выше и готовить новые кадры. Тогда в учреждении впервые появились кандидаты наук, уровень образования преподавателей – 100% высшее профессиональное, 90% мастеров производственного обучения имели высшее образование. И эта команда позволила добиться того, что мы лицензировались и аккредитовались именно как Приаргунский государственный колледж.
Кадры и благодарности
– Это же огромная работа…
– Да, иногда казалось, что она непосильная. Когда я стал директором, в первую очередь создал команду единомышленников, с которой бок о бок проработал десять лет. Затем на смену пришли новые, молодые и амбициозные кадры, которые взяли на себя тонкости работы с детьми. Это очень сложно – работать с социально неблагополучными детьми, детьми-сиротами, потому что нет их вины в том, что мы не всегда могли их обеспечить. Но со временем смогли сделать хороший ремонт в общежитии, создать там условия, чтобы наши дети были заняты. Могу сказать, что за весь период моей работы все основные целевые показатели – приём, выпуск, производственная, хозяйственная деятельность, социальная работа с детьми – всегда выполнялись на 100%. Вы вот спрашиваете, каково себя ощущать почётным гражданином. Наверное, в полной мере это осознаёшь, когда слышишь слова благодарности от учеников всего юга и юго-востока, а их за весь период моей работы наберётся более 20 тысяч, и их родителей.
– А третья запись в трудовой?
– Депутат Законодательного собрания Забайкальского края. Люди мне доверяли – до работы в Заксобрании четыре созыва подряд избирали депутатом районного Совета, председателем Совета главы муниципального района на непостоянной основе. Именно знания и опыт, полученные во время работы в Совете, и позволили работать мне в Законодательном собрании. Как выполняю свою работу – пусть другие оценивают, но согласился и не жалею.
Как в СССР
– Как думаете, когда-нибудь наступит такой момент, когда денег в сельскохозяйственной отрасли Забайкалья будет достаточно?
– Наверное, нет. Сельское хозяйство – одно из самых сложных направлений. Финансовые трудности были и будут в силу любых причин, начиная с природно-климатических. Плюс в каких-то моментах мы ещё учимся. Например, продолжительное время не было понимания, что нужно обязательно страховать посевы, чтобы получить господдержку. Только спустя время это сделали обязательным критерием. Первый год все шумели, а сейчас все нормально страхуют свои посевные площади. Все прекрасно понимали, что без паров невозможно получить урожай, но не делали этого. А когда поставили условие, что нельзя получить господдержку без паров, – научились их подготавливать.
Если говорить о законотворческой деятельности, то я не сторонник изобретения велосипеда. Например, в 2018 году обратили внимание на то, что Министерство сельского хозяйства Забайкальского края старалось провести оптимизацию Госветслужбы. Но нужно учитывать, что мы приграничный регион и наше эпизоотическое состояние в целом очень сложное. Если бы мы ещё такую оптимизацию провели, это стало бы огромной проблемой.
Ещё из плюсов хотелось бы отметить внедрение дальневосточного гектара и дальневосточной ипотеки на территории Забайкалья. Когда на это всё смотришь в целом, понимаешь, что это практически точно такая же поддержка, конечно, немного в иной форме, молодых специалистов, как в советское время.
Не всё удаётся сделать своими силами, потому что некоторые вопросы должны решаться на федеральном уровне. Например, вопрос с биологическими отходами и отходами животноводства. Да, мы их отработали и нашли один из путей решения, но хотелось бы, чтобы было так: если у нас ФЗ принимается, например, что с 1 января нельзя строить скотомогильники, то вначале надо нам финансирование выделить на подготовку – закупить крематоры, инсинераторы. И затем уже не строить скотомогильники. А получается наоборот. И этот перекос создаёт нам огромную головную боль.
Выпускники и специалисты
– Что удалось сделать на посту председателя агарного комитета Заксобрания в системе профильного образования края?
– Когда мы выстраивали нашу работу в 2018 году, то одним из главных направлений как раз было профильное аграрное образование. Затем мы провели первые выездные комитеты в Борзе, Приаргунске, Могойтуе, Нерчинске и, в качестве завершающего этапа, в Аграрном институте – в том числе выясняли, какие проблемы там есть. Конечно, основная из них – материально-техническая база. Может быть, не очень красиво выделять один Приаргунский государственный колледж, но всё-таки на тот момент это было единственное образовательное учреждение, которое имело базу, способную подготовить специалиста или человека рабочей профессии на высшем уровне. И в тот момент нам помог губернатор – по плану Центров экономического роста (ЦЭР) было направлено 100 млн рублей в наши остальные образовательные учреждения в Нерчинске, Могойтуе, Борзе, Краснокаменске и, конечно, Приаргунске.
Сумма была разделена пропорционально, было закуплено оборудование, которое включили в учебный процесс и которое дало толчок к более качественному выпуску студентов. Ведь учили на допотопных, еле работающих тракторах, а сегодня есть и комбайны новые, и тракторы, и тренажёры. Выпускники при выходе из учебного заведения теперь не как слепые котята, а вполне ориентируются в современной технике и могут на ней работать.
Считаю, именно это изменило отношение в подготовке кадров. Как пример – чемпионат WorldSkills Russia, в котором наши ребята с удовольствием участвуют и занимают призовые места на федеральном уровне. Казалось бы, где Москва, а где Забайкалье, но наличие насыщенной материально-технической базы и сильных преподавателей, которые готовят будущих специалистов и рабочих, позволяет говорить о том, что наши выпускники будут востребованы.
С законодательной точки зрения могу сказать, что да, у нас есть программы «Земский доктор», «Земский учитель», но также у нас огромная нехватка ветврачей. Каким-то образом их тоже необходимо закреплять на селе. Хотя сейчас мы не можем в полной мере поддерживать финансово всех специалистов, но какие-то шаги постепенно нужно делать. На мой взгляд, необходимо изменить подход даже к строительству жилья, чтобы оно было современное – с отоплением и водопроводом. Считаю, что специалист – хоть врач, хоть учитель, хоть ветврач – должен работать, а не думать, что у него дома мороз и надо печку затопить, воду наносить, дрова нарубить. Всегда привожу в пример совхоз «Рассвет» в селе Булдуруй 1-й Нерчинско-Заводского района, в котором я работал главным зоотехником, – там была построена целая улица для молодых специалистов, и некоторые дома подключались к котельной. То есть технологии это позволяли уже тогда.
Дети как магнитики
– Мало известно о вас как о человеке. Вы отец, дедушка?
– Скажу честно, понятие «отец» терпеть не могу. Я воспитывался в такой семье, что обращения «отец» и «батя» для меня неприемлемы. Для меня приемлемо «папа» и «мама». Они очень многое вложили в меня своим примером и трудолюбием. Папа вот отработал на одном месте 22 года завгаром и всегда говорил нам троим – мне и двум братьям: «Хоть один из семьи должен не меньше 20 лет отработать на одном месте». Папа ушёл из жизни в 80 лет, но он уже был уверен, что его наказ выполнен.
И сам я папа троих детей, которые тоже только так меня и называют. Мой папа говорил нам, и я тоже повторял это своим детям, что одно образование я вам дам, а второе вы, пожалуйста, сами получайте, если захотите. Не скажу, что консерватор, но почему-то всегда продвигал идею, чтобы сыновья и дочь шли на государственную работу, чтобы не гонялись за большими деньгами. Так и вышло. Ну и, конечно, я дедушка – три внука и две внучки у меня. Всех очень люблю. Как какой-то добрый человек сказал: «Они как магнитики». Ну и я всегда считал, что дедушка с бабушкой должны баловать внуков, а родители пусть воспитывают.
– Об увлечениях – как отдыхаете?
– Несколько лет назад хобби было очень много, но со временем остались самые любимые. Раньше любил охоту, не в плане, чтобы кого-то добыть, а вот «пешковал» по лесу охотно. Рыбалка осталась, нравится с удочкой посидеть на берегу. Но больше всего люблю технику. Когда работал в колледже, то на всех видах техники ездил и работал, мастера и преподаватели говорили, что если новая техника пришла и я её в борозду не поставлю, значит, я уже не директор буду. И ремонтировать технику очень любил, потому что отремонтировать машину, чтобы она заработала, – это отдельное удовольствие. Сегодня машины пошли сложнее – японские, корейские, но наши машины знаю наизусть.
В 90-е годы, чтобы построить дом, купил документы на ГАЗ-53 и собрал его с нуля сам из запчастей, и на нём уже строил дом и деньги зарабатывал. Ну и в силу того, что пришлось переехать в Читу, первый год из-за работы совсем не видел свободного времени, но как только немного разобрался в процессе, купил дачу. Я всегда говорил, что если человек получает высшее профессиональное образование, он должен понимать, что кроме образования ему могут потребоваться и другие навыки. Когда учился в БГСХА, серьёзно занимался фотографией, год отходил на курсы по специальности столяр-плотник и потом занимался с несовершеннолетними детьми – табуретку, стол, хоть что мог сделать. Вот и на даче сам баню построил, грядки, теплицы… Всё это на сегодняшний день хобби, потому что человек должен работать, чтобы жить.
– 60 за спиной – что дальше?
– Интересный вопрос. Сегодня планов длиною в 12 лет уже не строю, но, во-первых, продолжаю работать и считаю, что оставшиеся полтора года работы депутатов 3-го Созыва нужно продолжать решать проблемы, которые касаются не только крупных предприятий, но и КФХ. Они важны и нужны, и господдержка для них должна оказываться. Ну и я сторонник того, что на селе должны быть крупные инвесторы, которые будут работать не в ущерб мелким формам хозяйствования. Сейчас у нас такие инвесторы это «Комсомолец», «Терос», «Мангазея»… Всегда добрым словом вспоминаю Константина Наместникова, потому что в бытность мою директором, когда в колледже только началась модернизация сельскохозяйственного парка, он зашёл со своим большим предприятием и предложил сотрудничество, чтобы наши студенты работали у него на практике. Мы тогда впервые увидели самоходную косилку, было в новинку. Благодаря этому наше учреждение получило новый статус, и студенты стали востребованы и трудоустроены – для теории у нас был один комбайн, а остальное изучали на практике. Это было очень здорово.
Во-вторых, постараюсь и дальше помогать Приаргунскому колледжу быть в числе лучших образовательных учреждений не только аграрного профиля, но и в целом в системе среднего профессионального образования. Потому что всё-таки это моё детище, в которое вложено много сил и труда, это моя гордость.
Якимов Михаил Александрович
Родился 20 марта 1962 года в селе Булдуруй 1-й Нерчинско-Заводского района Читинской области.
В 1983 году окончил Бурятский сельскохозяйственный институт по специальности «Зоотехния»; в 2005 году – БГСХА им. В.Р. Филиппова по специальности «Экономика и управление на предприятиях АПК». Кандидат социологических наук.
В 1983–1987 гг. главный зоотехник совхоза «Рассвет», в 1987–1995 гг. заведующий учебным хозяйством Приаргунского ПУ №31, в 1995–1996 гг. и.о. директора там же. С 1996 года по сентябрь 2018 года директор государственного профессионального образовательного учреждения «Приаргунский государственный колледж». С 9 сентября 2018 года председатель комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного собрания Забайкальского края (на профессиональной постоянной основе).
Хороший человек с большой буквы , Михаил Александрович . Знаю его лично. Уважаю и очень благодарна за многое. Дай бог ему и его близким здоровья и иммунитета.