Сама себя приняла в пионеры

Воспоминания о пионерском детстве учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23» г. Читы Антонины Сергеевны Гуреевой – ветерана труда, спортсменки, активистки и руководителя школьного хора. Ей слово.

Ребята-октябрята

Я родилась 22 февраля 1940 года в г. Чите. С мамой жили на Острове. В первый класс пошла в читинскую школу №46 в полных восемь лет, т.к. была маленького роста, боялись в школу отправлять. Тяжёлое материальное положение было после войны. Идти в первый класс, а надеть было нечего. Мама где-то взяла мешок из-под муки, простирала его, выкрасила в тёмно-синий цвет и сшила мне форму. Из мешка же сшила и сумочку, а сбоку кармашек для пузырька с чернилами. Выдали нам по тетрадке и наказали, чтобы не было клякс, и писали чистенько. Это так отложилось в голове, что чисто я писала всю жизнь.

Учебник давали один на 3–4 ученика, передавали друг другу согласно времени. Училась я на отлично. Потом мама вышла замуж за шахтёра (позже вернулись в Читу, в п. Рудник Кадала), и мы переехали в Букачачу. Во втором классе принимали в пионеры. Помню, пели песню:

«Мы весёлые ребята, наше имя – октябрята,
Так назвали нас не зря – в честь победы Октября.
Старших всех мы уважаем, младших мы не обижаем
И хотим отметку пять на уроках получать!»

Меня в пионеры не принимали из-за роста, но галстук у меня уже был приготовлен. Праздник посвящения в пионеры проходил в актовом зале, здание школы деревянное, я была на улице: залезла на завалинку и смотрела. А на следующий день в школе сама повязала галстук и пошла на общих правах в галстуке – вот так я сама себя приняла в пионеры. Училась я только на отлично.

СМИД и «Ровесники»

Всё воспитание было основано на взаимопомощи. В классе у нас был вожатый пионерского отряда, подчиняющийся старшей пионервожатой, звеньевые. Звенья делились по рядам. Наш отряд назвался СМИД – Союз мальчишек и девчонок, а наша песня – «Ровесники»:

«Ровесники, ровесницы, девчонки и мальчишки,
Одни поём мы песенки, одни читаем книжки.
Девчонки, мальчишки, мальчишки, девчонки,
Мы учимся вместе, друзья.
Всегда у нас весело в классе.
Да здравствует дружба, ура!»

Список класса формировался по звеньям. План работы на неделю – сборы отряда. Решали, кому необходима помощь в учёбе. Отстающий ученик заводил отдельную тетрадь по предмету и там записывал занятия с помощником-пионером, после занятий эту тетрадь обязательно проверял учитель – ведётся ли работа. В классе обязательно были санитары (носили белые повязки с красным крестом) – проверяли руки и шею, чтобы были чистые. Цветоводы следили за цветами в кабинетах. Такие распоряжения были разного рода.

Труд и порядок

Школьная пионерская дружина носила имя Олега Кошевого. Сбор дружины проходил очень красиво – обязательно пионерское знамя, горн, барабан. У каждого отряда свой флаг. В зале тишина абсолютнейшая, вся школа стоит по стойке смирно. Знамя вносят в актовый зал под пионерский салют. Знаменосец становится возле окна. Дальше слушали отчёт командиров отряда о крупных мероприятиях, которые проходили в каждом отряде. Самым главным была работа. По дороге на ГРЭС было всё засеяно овсом и пшеницей. После уборки хлеба комбайнами мы ходили поднимали колоски. Также был сбор металлолома и макулатуры. Это было соревнованием между отрядами – кто больше.

А 22 апреля – Ленинский субботник – проводилась очистка города. Мы убирали территорию Рудника. За каждым отрядом были закреплены дома вдоль улицы, а также парк с танцплощадкой возле клуба. А ещё проводилась военно-патриотическая работа: за пионерами закреплялись дома (они отмечались красными звёздами, вырезанными из фанеры), где жили ветераны войны. 3–4 человека ухаживали за ветераном – приходили домой, помогали по хозяйству: носили воду, дрова. Нас приглашали на обед и на ужин, мы приходили и просто пообщаться.

Взрослая жизнь

В 7-м классе в 14 лет я вступила в комсомол. Вступление в комсомол было сложнее, чем в пионеры. Сначала требовалось получить характеристику от классного руководителя, согласие. Школьный комитет принимал решение, а потом эти бумаги отправляли в райком комсомола, там подтверждали или отклоняли кандидатуру. В классе был комсорг, в школе – комитет комсомола, основу которого составляли отличники и активисты. Из нашего класса в комитете были Виктор Рябов и Михаил Кобылин. Невзирая на дружеские отношения, если кто-то был виноват или начинались проблемы с учёбой – сразу вызывали на беседу, вызывали и родителей учеников. Комсомол проводил огромную воспитательную работу.

После окончания 7 классов в 1955 году поступила в Сретенское педучилище. Там жила в общежитии, в комнате по 6–10 человек. Домашних нас было четверо, ещё шесть – из детдома. Моя соседка Маша Лихачёва была детдомовской, и её я позвала работать в лагерь.

Впервые в лагерь «Каменка» поехала в 16 лет в 1956 году работать пионервожатой по комсомольской путёвке. В Черновских копях, в райкоме комсомола, выдавали путёвки. Лагерный сезон длился 24 дня. В отряде было 25–30 человек. Работали мы круглосуточно, выходных не было. Помню, один раз ушёл мальчик, не могла найти его после ужина. Обыскала окраину леса, а оказалось, он уехал домой с другим ребёнком.

Распорядок дня в лагере – утром обязательна зарядка, в 09:00 завтрак, до 11:00 трудовой час – убирались в палате, вокруг домиков. После обеда – сончас с 14:00–16:00. После полдника мероприятия: у каждого отряда было конкретное задание. Готовили задание до ужина. А после 19:00 выступали.

Спортивных игр было много, но больше всего запомнились турпоходы: столовая выдавала продукты, и пионеры уходили жить в лес на три дня.
* * *
После училища не брали сразу в институт, следовало отработать два года на производстве. Антонину Сергеевну отправили на работу в малокомплектную школу в с. Верх-Нарым Читинского района, где дали часы в 1 и 3 классах. На следующий учебный год вернулась в Читу, в п. Рудник Кадала, т.к. маме требовалась помощь. Определили работать в школу №23.

После окончания института в 1965 году Антонину Сергеевну направили в школу в п. Приаргунск. В феврале 1967 вернулась в Читу, приступила к работе в МБОУ «СОШ №23» до 2007 года. В своей педагогической практике Антонина Сергеевна использовала всё, что знала и через что прошла сама – все активные мероприятия, заведование и подготовка хора (120 человек), уборка территории, сбор металлолома, приглашение ветеранов на классные часы, работа в лагере «Каменка» и многое другое.

Записал Сергей Зыков, 10 «а» класс, г. Чита, фото из личного архива А.С. Гуреевой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)