Недавно наш город потерял замечательного человека, своего почётного жителя – Раису Степановну Горшунову, не один десяток лет проработавшую в ПЧ–20 Забайкальской железной дороги.
«Мне было всего пять лет, когда началась война, – вспоминала о своём детстве Раиса Степановна. – Мы жили в Оренбурге, на берегу реки Урал. Помню, шли беженцы, и к нам на постой определили еврейскую семью. Шли пешие отряды, двигалась техника, воинские части. Город был в затемнении, немцы часто бомбили железнодорожный мост через реку.
Однажды мимо нашего дома шли строем солдаты и остановились на привал. Попросили воды, и я поила их до тех пор, пока вода в доме не закончилась. Тогда я взяла коромысло и вёдра и побежала на колонку, но когда вернулась, солдаты уже ушли. Моё горе казалось безмерным: я не напоила всех солдат, уходящих на фронт! Было мне тогда уже восемь лет».
В войну потерявшая отца, она после окончания железнодорожного техникума в Сызрани в 1954 году в числе четырнадцати человек приехала по распределению в Забайкалье, ставшее ей родным. Познакомилась с Анатолием Горшуновым и вошла в дружную семью потомственных путейцев, вырастила сыновей, внуков и внучек, радовалась появлению правнуков.
Работая сначала техником по учёту, потом в техотделе, постепенно набиралась опыта, ездила на околотки. В 1974 году её назначили старшим инженером технического отдела, вся документация, расчёты, чертежи, схемы, рационализация, нивелировка путей, технический паспорт проходили через её руки. Она могла прийти на работу в 6–7 часов утра и уйти в 8–10 вечера. Выезжая на околотки, помогала дорожным мастерам в содержании кривых, рассчитывала их и сама рихтовала с бригадой монтёров, радовалась, когда всё получалось. Верная трудной профессии путейца, она восхищалась мощными взмахами путейского молотка опытного рабочего, когда он одним-двумя ударами загонял костыль в шпалу. Вела технические занятия с мастерами и бригадирами, без ошибок сдавала отчёты въедливым и дотошным руководителям из Читы.
Уйдя на пенсию, передавала свой опыт и знания молодым специалистам. К столетию дороги составляла исторические справки о родном предприятии, собирала материалы, объезжая старейших работников пути, гордилась тружениками и писала о них в разные газеты. Результатом напряжённого труда стало издание в 2000 году книги «Борзинская дистанция пути: история и жизнь».
Увлечённый человек, оптимист, она выпестовала музей трудовой и боевой славы Борзинской дистанции пути. Он создан её руками. Собран огромный материал, в том числе с помощью самих путейцев. Кусок рельса ещё царских времён привезли в музей из Соловьёвска. Солдатские каски Халхин-Гола, оружие, монеты, коллекцию камней принёс Юрий Васильев. А сколько в музее уникальных экспонатов из обихода путевых обходчиков!.. С большим вниманием слушали рассказ хранительницы музея дети из районов Забайкалья и Владивостока – участники Кондуйской археологической экспедиции.
Трудно будет найти замену этому человеку, переживавшему, что один руководитель ПЧ-20 не зашёл в хранилище своего предприятия, что уничтожен уникальный музей в локомотивном депо станции Борзя…
Спортивными достижениями славны путейцы Борзи, и Раиса Степановна Горшунова принимала в соревнованиях активное участие. А какие урожаи овощей снимала она на дачном участке, какие ароматные груши вызревали у них с Анатолием (груши привезла с далёкой родины). Обвязывала в трудные годы внучек, а уже в пожилом возрасте, не унывая, овладела секретами бисерной вышивки икон, с радушием дарила их знакомым…
Она прожила светлую и достойную жизнь. Память о ней будет жить в сердцах всех, кто знал её, неутомимую, жизнерадостную.
В телефонных беседах она до конца своей жизни переживала, что не напоила тех солдатиков, идущих на войну…
М.Т. Малахов, Е.В. Вологдин, А.И. Рыдченко, г. Борзя