Штучный был человек

Недавно наш город потерял замечательного человека, своего почётного жителя – Раису Степановну Горшунову, не один десяток лет проработавшую в ПЧ–20 Забайкальской железной дороги.

«Мне было всего пять лет, когда началась война, – вспоминала о своём детстве Раиса Степановна. – Мы жили в Оренбурге, на берегу реки Урал. Помню, шли беженцы, и к нам на постой определили еврейскую семью. Шли пешие отряды, двигалась техника, воинские части. Город был в затемнении, немцы часто бомбили железнодорожный мост через реку.

Однажды мимо нашего дома шли строем солдаты и остановились на привал. Попросили воды, и я поила их до тех пор, пока вода в доме не закончилась. Тогда я взяла коромысло и вёдра и побежала на колонку, но когда вернулась, солдаты уже ушли. Моё горе казалось безмерным: я не напоила всех солдат, уходящих на фронт! Было мне тогда уже восемь лет».

В войну потерявшая отца, она после окончания железнодорожного техникума в Сызрани в 1954 году в числе четырнадцати человек приехала по распределению в Забайкалье, ставшее ей родным. Познакомилась с Анатолием Горшуновым и вошла в дружную семью потомственных путейцев, вырастила сыновей, внуков и внучек, радовалась появлению правнуков.

Работая сначала техником по учёту, потом в техотделе, постепенно набиралась опыта, ездила на околотки. В 1974 году её назначили старшим инженером технического отдела, вся документация, расчёты, чертежи, схемы, рационализация, нивелировка путей, технический паспорт проходили через её руки. Она могла прийти на работу в 6–7 часов утра и уйти в 8–10 вечера. Выезжая на околотки, помогала дорожным мастерам в содержании кривых, рассчитывала их и сама рихтовала с бригадой монтёров, радовалась, когда всё получалось. Верная трудной профессии путейца, она восхищалась мощными взмахами путейского молотка опытного рабочего, когда он одним-двумя ударами загонял костыль в шпалу. Вела технические занятия с мастерами и бригадирами, без ошибок сдавала отчёты въедливым и дотошным руководителям из Читы.

Уйдя на пенсию, передавала свой опыт и знания молодым специалистам. К столетию дороги составляла исторические справки о родном предприятии, собирала материалы, объезжая старейших работников пути, гордилась тружениками и писала о них в разные газеты. Результатом напряжённого труда стало издание в 2000 году книги «Борзинская дистанция пути: история и жизнь».

Увлечённый человек, оптимист, она выпестовала музей трудовой и боевой славы Борзинской дистанции пути. Он создан её руками. Собран огромный материал, в том числе с помощью самих путейцев. Кусок рельса ещё царских времён привезли в музей из Соловьёвска. Солдатские каски Халхин-Гола, оружие, монеты, коллекцию камней принёс Юрий Васильев. А сколько в музее уникальных экспонатов из обихода путевых обходчиков!.. С большим вниманием слушали рассказ хранительницы музея дети из районов Забайкалья и Владивостока – участники Кондуйской археологической экспедиции.

Трудно будет найти замену этому человеку, переживавшему, что один руководитель ПЧ-20 не зашёл в хранилище своего предприятия, что уничтожен уникальный музей в локомотивном депо станции Борзя…

Спортивными достижениями славны путейцы Борзи, и Раиса Степановна Горшунова принимала в соревнованиях активное участие. А какие урожаи овощей снимала она на дачном участке, какие ароматные груши вызревали у них с Анатолием (груши привезла с далёкой родины). Обвязывала в трудные годы внучек, а уже в пожилом возрасте, не унывая, овладела секретами бисерной вышивки икон, с радушием дарила их знакомым…

Она прожила светлую и достойную жизнь. Память о ней будет жить в сердцах всех, кто знал её, неутомимую, жизнерадостную.

В телефонных беседах она до конца своей жизни переживала, что не напоила тех солдатиков, идущих на войну…

М.Т. Малахов, Е.В. Вологдин, А.И. Рыдченко, г. Борзя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)