Вот уже около десяти лет занимаюсь краеведением, пишу статьи о своём Амазаре и его жителях. Наш посёлок – железнодорожный, но есть моменты, которые затрагивают историю не только железнодорожников и не только Амазар. Вот и материал «Трагедия в небе над Бургенью» посылаю вам с надеждой, что читатели «Земли» помогут выяснить подробности гибели ещё одного вертолёта, которая произошла между Сретенском и Нерчинском. Но сначала – Бургень.
Как получилось
В «Одноклассниках» я веду группу «Родина моя Амазар», где публикую свои материалы (публикуюсь и в районной газете). Так вот по следам публикаций «Тропою памяти» и «Я служил России» главный хранитель фондов краеведческого музея п. Кокуй Евгений Васильевич Вологдин сообщил, что когда-то между Нерчинском и Сретенском разбился вертолёт, приписанный к ДШБ (десантно-штурмовой бригаде) Могочи. Признался, что занозой мысль – найти место трагедии, восстановить имена погибшего экипажа. «Заноза» поселилась и в моём сознании. Найти очевидцев, восстановить имена!..
Десятки звонков, запросов… Могочинский союз десантников проводит большую военно-патриотическую работу, но об этом случае сказать ничего не могли. «Собирайте материал, а потом мы будем думать, как поступить дальше», – ответил мне председатель И.А. Димов и этим ещё больше укрепил стремление искать, не сдаваться.
Большую помощь оказали подполковник в отставке Виктор Николаевич Фефелов, майор в отставке Владимир Фёдорович Владимиров, служившие когда-то в десантно-штурмовой бригаде.
В процессе поиска мы немного сбились с маршрута и восстановили совсем другой трагический эпизод – произошедший с экипажем из Могочи 18 февраля 1976 года в небе над селом Бургень Читинского района. Об этом мало кто знает в Могоче, а вот в Бургени память хранят.
18 февраля 1976-го
Во все времена так было – завидя кружащий над посёлком вертолёт, местная ребятня, особенно мальчишки, кто на велосипедах, кто пешком, бежали к месту, где приземлится летающая махина. Завороженно смотрели на пилотов. А какое счастье светилось в глазах тех пацанов, которым удавалось оказаться совсем близко с членами экипажа, подержать за руку или услышать от них доброе слово! И ловили пацаны свои кепки, которые разлетались в разные стороны от винта, и весело махали вслед удаляющемуся вертолёту.
…Вот и в тот раз жители села Бургень услышали рокот вертолёта. Но что-то пошло не так – машину сопровождал чёрный шлейф дыма. На крыльцо школы выбежали ребята и учителя, на улицы – встревоженные жители. Вертолёт горит… И надо бы прыгать, не вышел полёт… Но внизу люди, дома… Взрыв произошёл ещё в воздухе. Но экипаж какими-то неимоверными усилиями удержал вертолёт и увёл его за границы населённого пункта. Борт упал за огородами, не порушив ни одного здания в селе. Сбежавшиеся сюда жители помочь уже ни чем не могли. Только смотреть, обнажив головы. Лётчики, уведя вертолёт от Бургени, спасли многие жизни, отдав свои.
Скоро на место трагедии прибыли военные. Район аварии был оцеплен, посторонних уже не пускали. (Этими воспоминаниями поделился Александр Семёнович Жеребцов, в то время ученик 8-го класса школы села Бургень, ныне живущий в Амазаре.)
Поимённо
Экипаж разбившегося Ми-8 был таким:
- командир вертолёта – капитан Виталий Алексеевич Будняк, 1950 г.р. (напомню, это был 1976 год);
- помощник командира, правый лётчик – лейтенант Александр Сергеевич Кузнецов (1954);
- бортовой техник-механик, старший лейтенант Алексей Николаевич Дениченко (1949).
Тела погибших были отправлены: Алексея – в Могочу, а Виталия и Александра – на родину – в Сумскую и Саратовскую области.
Но все эти сведения (в том числе и имена членов экипажа) стали известны далеко не сразу. Когда память о трагедии решили возродить учащиеся и педагоги Бургенской школы, сделанный ими запрос в Могочу, к стыду и сожалению, так и остался без ответа. Буквально по крохам собирали они информацию, и стало нам об этом известно только сейчас, от педагога Ольги Афанасьевны Мининой. Ребята со своими наставниками писали на передачу «Жди меня», в военкоматы. Им удалось установить личности двух членов экипажа: Будняка и Кузнецова. О третьем долго не было никаких сведений.
Огромная благодарность педагогам и ученикам! Они ухаживают за скромным памятником, установленным на месте крушения, 18 февраля проводят торжественные линейки и возлагают цветы. А ещё поддерживают связь с родственниками и друзьями лётчиков Будняка и Кузнецова, ведут переписку со школой, где те учились.
А что же в Могоче?
Ещё в 70-х годах командование части №22644 известило родных о том, что все члены экипажа за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени посмертно. Эти награды, по свидетельству вдовы Алексея Дениченко, семьям так и не были вручены.
Но в годовщину крушения на территории вертолётного полка в Могоче установили памятную плиту, а на постаменте – списанный вертолёт. Командир части счёл своим долгом предоставить семье старшего лейтенанта Дениченко постоянное жильё (до того молодые супруги с маленькой дочкой жили в служебной квартире). Любовь Афанасьевна неоднократно обращалась за помощью к товарищам мужа по службе, они всегда откликались, помогали как могли и при любой возможности навещали могилу боевого товарища.
Прошли годы, полк расформировали. Разъехались друзья и сослуживцы Алексея Николаевича. К нашему стыду и огорчению, после ухода вертолётного полка памятное место порушили и растоптали могочинские вандалы…
Но близкие друзья поддерживают связь с его семьёй до сих пор. Значит, старший лейтенант заслужил эту добрую память…
Любовь Афанасьевна осталась верна своему Алексею. Вырастила и воспитала красавицу дочь, с которой они свято хранят память о самом близком и дорогом человеке. В их сердцах он остался молодым, любящим своих девочек, жизнь и небо. Низкий поклон, что поделились этой памятью и семейными снимками со мной и читателями. Елене Алексеевне особая благодарность за помощь в подготовке данного материала.
А ещё Виктору Николаевичу Фефелову и Владимиру Фёдоровичу Владимирову за бесценные воспоминания и консультации. И главному хранителю фондов краеведческого музея п. Кокуй Евгению Васильевичу Вологдину. Это поистине настоящий хранитель истории, и не только своего Сретенского района, но и Забайкальского края! Всегда готов бескорыстно поделиться информацией, дать дельный совет. Кстати, благодаря его подсказке был заполнен пробел в истории гибели Ми-8, ведь об Алексее Николаевиче Дениченко ничего не знали ни пытливые школьники из села Бургень, ни жители Могочинского района.
Любовь Афанасьевна побывала в Читинском районе. Очевидцы рассказали ей, как геройски уводили горящий вертолёт члены экипажа, спасая жизни сельчан…
Что касается орденов, то мы сделали запрос в Центральный архив армии г. Подольск, чтобы восстановить справедливость.
Думаю и надеюсь, что к этой публикации не останутся равнодушными и члены Союза десантников Могочи. Общими усилиями, может, найдём и восстановим историю другого экипажа, который погиб между Нерчинском и Сретенском. Память должна жить.
Татьяна Шибарева, п. Амазар, Могочинский район