Археологи из Забайкалья приехали в Забайкалье

Супруги Александр и Оксана Непомнящих, выпускники исторического факультета ЗабГУ, стали инициаторами заседания студенческого археологического клуба, на котором прочли лекцию и организовали мастер-класс по плавке. Когда-то, тридцать лет назад, их преподаватели были их руководителями, а на прошлой неделе стали слушателями.

Михаил Васильевич Константинов – учёный, советский и российский археолог, историк, доктор исторических наук, профессор кафедры истории. Александр Константинов – советский и российский археолог, краевед, доктор исторических наук, один из ведущих специалистов по археологии палеолита. Оба учёные были очень довольны своими учениками и даже не скрывали своих чувств.

В настоящее время Александр и Оксана, выпускники ИФФ 1991 года, являются педагогами дополнительного образования Центра творчества им. Н. Бобровой в г. Полевской Свердловской области. Их основная точка пребывания в Забайкалье – г. Нерчинск и с. Нерчинский Завод. А. Непомнящих после короткого выступления на заседании студенческого археологического клуба провёл мастер-класс по теме «Древнее литейное производство Урала». Показал копии своих артефактов и рассказал:

«История нашего появления у вас связана с сотрудничеством с учёными Урала. Конкретно с Романом Федотовым, который видел, как мы древним способом плавим ту же медь. Был с нами в Каповой пещере. Он-то и сказал мне, что уехал из Нерзавода, где ранее работал. А в этом году отмечают 300 лет горного образования, и по этому поводу состоится праздник. Ведь там ещё существуют остатки медеплавильных производств. И то, что мы увидим сейчас, я должен показать на празднике».

Три кита металлургии

Далее Александр Непомнящих показывает, что получилось у него после пробных плавок из руды. Вроде простой кусочек, а это свинцовое серебро, то, за что наша держава боролась: «Когда у меня всё получилось, тогда мне купили билеты в Нерзавод, на праздник. В настоящее время там для школьников организовано несколько классов. Ребята изучают горное дело, и я им буду читать лекции, проводить демонстрацию и мастер-классы по древней металлургии. И ещё о нас и нашей работе с Оксаной. Когда мы окончили ЗабГУ, быстренько поженились, провели свадебное путешествие. Прокатились на байдарке «Таймень-2» от Волково до Усть-Мензы и поехали на Урал. Приехали, сразу взяли археологический кружок. Хотели стать археологами, но не получилось. Тем более, мы там были никто и никто нас не знал. Я там работал 7 лет в разных организациях, но всё же вернулся в школьную археологию. Мы проживаем в г. Полеской, где много меди. Я покажу гумишевский малахит – это основа всего медно-бронзового литья. Его содержание почти одна медь. А малахит – это окисленная медь. Этот весёлый камушек присутствует почти во всех сказках Бажова: «Малахитовая шкатулка», в сборниках «Каменный цветок», «Хозяйка «медной горы».

На урале находится главный металлургический центр и наш Полевской. Мы его называем, как три кита металлургии. В эпоху бронзового века масштабы производства были огромными, даже по современным меркам – в день выплавлялись сотни наконечников стрел: медных и бронзовых, наконечников копий, ножей. Потому что в скифо-сарманское время потребность у кочевников в оружии была просто огромная. И они меняли стада лошадей, украшения на оружие для того, чтобы защитить свои пастбища, свой скот. Это удивительное место, мы сейчас проживаем практически в русских сказках: тридевятое царство, тридесятое государство. А в сказах Бажова всё конкретно – непосредственно вот на этой горе, на речке Рябиновке происходили эти события. Очень много легенд о чуде Белоглазой, и есть документальные свидетельства, что когда находили эти шахты, в них в огромных количествах находили орудия и останки рудокопов в обвалившихся шахтах».

Экспериментальная археология

«Вообще, если вы будете заниматься со школьниками, то это очень здорово: экспериментальная археология. Многие учёные выдвигают теории, но если они их не проверяют экспериментально, то мы можем это сделать за них и даже опровергнуть мнения учёных. Кажется, что всё это очень просто. Я сам родился и жил в Туринской. Рыбачил, делал закидушки, сани и всегда использовал свинец из старых выброшенных аккумуляторов, делал грузила. Температура плавления свинца – 300 градусов. И грузило можно выплавить и на костре. А температура плавления меди – 1083 градуса, и здесь уже требуется технология.

В ограде университета, вот перед нами, я со студентами приготовил строительные материалы, чтобы построить печь для плавления цветных металлов. Всегда раньше плавили в глиняных горшочках (тигель). Как проходит процесс металлургии?

  1. Добывается руда, с дальнейшим обогащением (это процесс очищения от примесей).
  2. Затем из этой руды выплавляется, чаще всего, медь.

Если с разными примесями, то получаем бронзу (примеси – это олово, свинец, сурьма, мышьяк в разном процентном соотношении для нужных целей).

Многим кажется, что медь мягкая. На самом деле, её не согнёшь. В древние времена на Урале было очень много (до 90%) медного оружия. Так как олова на Урале нет, есть мышьяк, сурьма, иногда свинец, то в основном применялась чистая медь (99,7%).

Я привёз с собой маленькие формы. Можно было привезти большие модели или целый цех, но мы и так разберёмся. Так что сегодня мини-показ, мини-демонстрация. Из руды выплавляется медь небольшими шариками или дисками для дальнейшей переплавки. С медью работать очень тяжело. Проще плавится латунь, где добавляется цинк.

Как же в древности плавили медь? Меха служат для закачки воздуха в печь. Они изготовлены из меха барана, козы. Меха рукавного типа. Чтобы мехами качать воздух, надо уметь это делать. Без тренировки никуда. Да ещё воздух надо качать правильно. Мехами работаем вверх-вниз. Представьте себе, что на газовой плите стоит кастрюля с водой. Мы включаем газ и выключаем, включаем и выключаем. Когда закипит вода таким образом – неизвестно. Так и здесь.

Древние люди строили печь из камня. У нас есть кирпич и глина. Роем ямку глубиной 25–30 см. В центр ставим тигель, к нему подводим трубку от мехов к центру тигля. Обкладываем ямку кирпичом полукругом и придавливаем трубку. На строительство печи ушло у меня, как видите, не более 30 мин. Трубка хорошо прижалась кирпичом, и даже глина не понадобилась.

Существует 2 способа плавки:

  1. Тигельная плавка, когда воздух подаётся с боков. У меня такая плавка не получалась, у теоретиков должно получиться.
  2. Тигельная плавка, но воздух подаётся в центр плавления.

Важно, чтобы уголь находился сверху тигеля и с боков. Хозяйки варят суп – кастрюля греется снизу. У нас – сверху. Ещё важно, чтобы 7–10 см было топливо между тигелем и соплом. Также металл не должен быть виден в горизонтали тигеля. Это вокруг него должен лежать горящий уголь, плотно и без щелей. А иначе попадает холодный воздух, и вся плавка уйдёт в брак.

А теперь приступаем к процессу плавки. Обкладываем тигель щепой, когда разгорится, обкладываем углем. Сбоку ставим формы к кирпичу, чтобы они хорошо прогрелись, и поворачиваем их. Начинаем качать воздух медленно и плавно, чтобы разгорелся уголь. Древесный уголь мы заранее купили в магазине. Кстати, вместо угля можно использовать раскрывшиеся сосновые шишки, они при горении дают очень большую температуру. Окрашивание пламени над тигелем из красного цвета в зелёный означает, что металл переходит из твёрдого состояния в жидкое. Литейщик не должен отвлекаться от плавки металла. В начале плавки я говорил про 15 минут. Поворачиваем литейные формы, чтобы они хорошо прогрелись. Надеваем верхонки для сварщика, очки. Берём щипцами тигель, воздух подаём медленнее и заливаем металл в формы. Немного погодя разбираем формы и вынимаем наконечник и фигуру идола.

У нас в школьном лагере, когда мы проводим плавку меди, образовывается очередь из пацанов и стоит до полуночи, чтобы отлить что-то в подарок родителям. В основном мы плавим медь ночью, когда видно, как льётся жидкий металл. Его ярко-красный цвет представляет красочное зрелище. Не случайно металлургов, кузнецов приравнивают к шаманам, они занимали иерархически чуть ли не 2-е место после шаманов. Потому что это считалось колдовством. Это дар – из зелёного камня сделать оружие, которое кому-то несёт смерть, а кому – защиту.

Валерий МИРОНОВ,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)