Буераки-реки-раки

Помните песенку Красной Шапочки про Африку: «Сиди дома, не гуляй! Ни к чему тебе дороги, косогоры, горы, горы, буераки, реки, раки. Руки, ноги береги!» Слова из неё вспоминаются поневоле, когда надо пройти немалое расстояние пешком или проехать на машине из одной части Читы в другую. Да-да! Не районного центра, не крохотного отдалённого села, а столицы Забайкалья. Немало проблем с дорогами и в Читинском районе.

Полосы препятствий

Помню, раньше на каблуках можно было ходить и зимой, и летом. Сейчас же перекопанные тротуары и сбитый асфальт этого сделать не дадут, даже в кроссовках до нужного места доходишь усталый и пыльный. На машине – другая история. Порой автолюбители не знают, на какую улицу свернуть, потому что любая из них может быть закрыта на ремонт, а когда ограждение снимут, остаётся загадкой не только месяца, но и всего сезона.

Качество читинских дорог страдает не только от текущего или долговременного ремонта. Сказываются ливневые потоки, после которых появляются новые ямы. Неприглядно выглядят даже так называемые гостевые маршруты. Например, угол улиц Новобульварной и Красноармейской уже несколько месяцев перерыт огромной траншеей, но прогресса в замене труб там практически незаметно. А троллейбусы и маршрутки как подпрыгивали на рытвинах с пассажирами, там по этим трамплинам и ездят до сегодняшнего дня. На улице Анохина на проезжей части лежат достаточно крупные и острые камни. Будет ли на них завтра положен асфальт? Это вызывает глубокие сомнения.

Какие работы близятся к завершению, а какие переходят на следующий сезон, рассказала председатель комитета городского хозяйства администрации Читы Марина Попова. «Улица Анохина будет ремонтироваться в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Там ресурсоснабжающая организация меняла тепловые сети. Но на ремонт этой улицы договор заключён на два года, так что подрядчик ничего не нарушает, хотя будем стараться завершить всё в этом году. На Красноармейской и Новобульварной работы также ведутся ТГК-14.

На данный момент у нас открыто 117 ордеров, по ним ресурсоснабжающие организации работают до 1 ноября. С 1 октября ордера открываются только в зимнем варианте. Если ремонтники не смогут устранить все дефекты, будем заставлять их переделывать работу. Но плановые мероприятия у нас всё-таки подходят к завершению, и сейчас ордера открываются только в аварийном порядке. Например, если где-то случился порыв на теплотрассе».

Реконструкция ещё не началась

Ещё в начале года горожан информировали о реконструкции улицы Новобульварной в границах улиц Шилова и Журавлёва. Часть территории уже начали очищать для расширения – сносили киоски и выкорчёвывали старые деревья. Однако читинцы преображения до сих пор не увидели, а дорожное полотно превратилось в трассу с препятствиями.

«Улица Новобульварная не вся попала под реконструкцию. Основные работы там начнутся только в следующем году. В 2022 году мы планировали положить хотя бы выравнивающий слой в границах улицы Ленинградской до стадиона СибВО, но, к сожалению, из-за финансовых трудностей сделать это не получилось, участок в реконструкцию не попал. Значит, на следующий год сделаем его в первую очередь», – дополняет председатель комитета.

Но опускать руки не следует. Можно и нужно бить в колокола, писать о неудобствах в администрацию Читы или звонить в Единую дежурно-диспетчерскую службу по номерам 8 (3022) 35-50-06 и 35-50-07.

На много километров

А теперь поговорим о дорогах Читинского района. Зачастую и их качество оставляет желать лучшего. По выщербленному асфальту или грунтовке проедет не каждый автомобиль или автобус.

Конечно, так не везде. По Читинскому району проходят несколько автомобильных дорог федерального значения. Это трасса «Байкал» по маршруту Иркутск – Улан-Удэ – Чита, «Амур» – Чита – Хабаровск, трасса Чита – Забайкальск (до государственной границы с КНР). Они находятся, можно сказать, в отличном состоянии. Дорогами регионального значения ведают краевые власти, потому они приведены в относительный порядок.

Намного хуже обстоит дело в сельской местности. Протяжённость дорог муниципального района – более 700 километров, а дорог городских поселений – почти 150 километров.

Где уже делается ремонт, где запланирован на ближайшее время, пояснил глава района Виктор Машуков.

Грейдер – не решение

«Все мы понимаем, и жители постоянно жалуются, что грейдирование – не долгосрочное вложение финансовых ресурсов. Прогрейдировали, дождь прошёл, пять-десять дней, и дорога превращается в ту же, что и была до ремонта! Считаю, что это просто закапывание денег, хотя иного вида ремонта пока в альтернативе нет, – говорит без обиняков Виктор Юрьевич. – Поэтому моё видение (и краевые власти с этим согласны) в том, что надо больше делать дорог с асфальтовым покрытием. Пусть это будет подольше или в ущерб текущему содержанию, но асфальтовое покрытие обеспечивает нормальное состояние дорог на долгие годы.

В этом году мы заканчиваем ремонт асфальтированной дороги, которую начали в 2021 году, между сёлами Бургень и Подволок, протяжённостью почти шесть километров.

Есть дороги внутрипоселенческие. И для жителей любого села или посёлка они – самые важные. Утром надо успеть на работу, отвести ребёнка в школу, а также зайти в магазин, поликлинику, клуб, а по лужам много не находишься…

Сейчас ведутся работы по улице Матюгина в Атамановке. К сожалению, подрядчик отстаёт от графика. Но, тем не менее, 4,6 километра центральной улицы будет асфальтированной. Там же продолжается ремонт моста через реку.

Ремонтируется подъезд к селу Курорт Кука, это порядка шести километров.

В районе села Авдей будем выполнять отсыпку и грейдирование.

Всё это стало возможным благодаря экономии, получившейся в результате торгов.

В 2021 году мы отремонтировали порядка восьми километров дороги с асфальтовым покрытием».

Восемь километров – цифры, может, и небольшие. Но в дорожном хозяйстве, где все работы обходятся баснословно дорого, они значительны.

К саду-огороду

И снова вернёмся к важности инициативы граждан. В каждом районе, и в Читинском тоже, имеются планы ремонта автомобильных дорог. Ходатайства забайкальцев при составлении таких планов имеют значение.

Что касается обращений членов дачных и огороднических кооперативов по тому же наболевшему поводу, то с этим, признаётся глава района, дело обстоит гораздо сложней.

«На все дороги района бюджетных денег не хватает, и обеспечить содержание дорог и подъездов к дачным кооперативам (даже частичное) не представляется возможным.

Но дороги СНТ и ДНТ не входят в перечень внутрипоселенческих дорог. Это общественные образования, и вопросы содержания автомобильных дорог внутри кооперативов должны решаться ими самостоятельно. Расходование бюджетных средств на подобные цели преследуется прокуратурой по закону как нецелевое. А вот подъезды к кооперативам – действительно, задача администрации, и мы такую работу выполняем».

Прогресс наметился

Глава Читинского района отмечает, что общими усилиями изменения к лучшему в районе есть, перспективные планы намечены. Но на всё требуются и время, и… деньги.

«Конечно, планируем работы в зависимости от потребностей: составляем прогноз социально-экономического развития района, на основании которого определяем доходную базу и её увеличение; деньги, которых для текущих расходов не хватает, запрашиваем в виде дотаций. Дополнительно средства выделяют, но, к сожалению, бюджет дефицитный, и все потребности района закрыть не получается.

Тем не менее, при всех этих трудностях бюджет пополняется, и многие задачи сегодня решаемы. Например, мы раньше и не думали включать в программы асфальтирование, ремонт школьных и дошкольных учреждений, клубов и тем более строительство. В 2021 году это впервые стало возможным на территории Читинского района, и сейчас мы наращиваем темпы настолько, что даже боязно… Что касается автомобильных дорог, то определённые трудности есть, и недостаток финансирования ощущается».

Ждём перемен!

Будем справедливы и мы: в целом сказать, что ничего не делается, нельзя. Местами видим свежеуложенный асфальт, отремонтированные мосты (например, через реку Кручина). Но всё же хотелось бы, чтобы перемены к лучшему совершались более динамично, чтобы элементарные вещи – дойти до поликлиники с коляской или пройтись вечером до аптеки – перестали быть испытанием человеческих возможностей…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)