Дистант

Равносильно ли дистанционное образование «живому»? Взгляд выпускника

Лето! Пора отпусков, поездок на природу и отдыха. Особенно этому времени года радуются школьники, для которых наступили долгожданные каникулы. Но идёт третья волна коронавируса. Неужели следующий за жарким летом учебный год дети вновь встретят в условиях дистанционного обучения? Очень и очень не хотелось бы…

Никто не был готов

В марте 2020 года ученики забайкальских школ впервые столкнулись с дистанционным образованием. Такой опыт был совершенно новым, ни с чем не сравнимым и малоприятным как для самих школьников, так и для их родителей и учителей. Я оказалась в числе тех, кто прошёл через это испытание, и мне есть что рассказать.

Первопричиной дистанционного мини-апокалипсиса стала нехватка техники для обучения. Если уж даже в городах не у всех учеников нашлись ноутбуки или хотя бы планшеты для учёбы, что говорить о сельской местности. Я сама столкнулась с такой проблемой, когда вся моя семья в количестве четырёх человек начала бороться за право пользования двумя ноутбуками.

Надо ли говорить, что в связи с острой нехваткой гаджетов для учёбы магазины техники накрутили на них бешеные цены. Компьютер, стоивший до карантина около 25 тысяч рублей, стал стоить больше 40 тысяч. Семьи с ограниченными средствами, или в которых родители лишились работы из-за сокращений, оказались в очень непростой ситуации.

Отдельный вопрос – качество связи, с помощью которой должно было осуществляться обучение. Вспомните о пареньке из Омской области, который слушал лекции, сидя на берёзе, ведь только там ловил интернет. У нас в крае тоже были десятки школьников и студентов, которые учились на заборах, крышах гаражей, хлевов.

Но это ещё полбеды.

(НЕ)обучающие онлайн-платформы

Проблемой №2 стали онлайн-платформы для обучения: РЭШ, «ЯКласс», «Видеоуроки.нет» и многие другие. Системы этих сайтов обвалились в первый же день их введения в эксплуатацию по всей России. Могу заявить по собственному опыту: они постоянно тормозили, вылетали, сбрасывали данные в самый ответственный момент и элементарно не открывались. Особенно этим грешила РЭШ (Российская электронная школа), которой пело оды Министерство образования.

Плюс ко всему эти платформы оказались очень ненадёжными к взлому. Мой одноклассник за пару часов взломал «Видеоуроки» и подсказывал всем одноклассникам ответы на тест.

Иногда случалось так, что в правильном ответе, вбитом в систему, проскакивала ошибочка. Мелочь вроде, но из-за неё верный ответ, оставленный учеником, воспринимался платформой как ошибочный, и ребёнок не только терял возможность получить хорошую оценку, но и окончательно путался в заданиях и ничего не усваивал. То есть вы уже понимаете, что о получении хоть каких-то знаний тут и речи нет.

Испытание для учителей

Третьей проблемой стала нагрузка, упавшая на плечи учителей, которые почти с нуля и немедленно должны были освоить новый метод обучения. Кстати, тоже имея проблемы и с техникой, и с интернетом, и с теми же «вываливающимися» платформами. Труднее всего пришлось преподавателям преклонного возраста, для большинства из которых Zoom, Discord и другие приложения для видеозвонков стали настоящим издевательством.

Условия для работы тоже были из ряда вон – за время обучения посредством видеоконференций педагоги познакомились со всеми членами семей учеников, их питомцами, соседями – всеми, кто мелькал в кадре.

Да и сама нагрузка возросла, что не могло не отразиться на здоровье. Моя учительница химии после карантина пожаловалась, что её зрение значительно ухудшилось. Школьники присылали ей (и, конечно, другим учителям) фотографии домашних работ, которые необходимо было рассматривать почти под лупой, уткнувшись в экран смартфона или ноутбука. Рабочий день стал ненормированным, приходилось с утра до ночи «дежурить» возле компьютера…

А нам каково?

Нам, ученикам, живого общения с учителями остро не хватало. Как ни старались родители, блоги в интернете дополнить объяснения педагогов, ничего путного (по крайней мере, по моему личному опыту) из этого не вышло. Не зря на педагогических факультетах умению излагать и передавать знания учат на протяжении пяти лет. Во время живого общения с классом на уроке ребёнок может попросить подробнее разъяснить непонятные моменты или посмотреть его работу в тетради и помочь отыскать ошибку. На дистанционном обучении всё это стало невозможным.

Наиболее тяжело (сужу опять же исходя из своего опыта) давались естественнонаучные и математические дисциплины, а также языки. Алгебра, физика, химия, геометрия, биология без живого объяснения превратились в «суповой набор» из знаков и символов. Успеваемость по ним резко упала у всех учащихся нашей параллели. Практика овладения языком посредством общения с собеседником, будь то английский, китайский, французский или любой другой, очень важна, это очевидно. Школьники изворачивались, как могли, но знаний это мало прибавило.

Отдельный момент, нервирующий всех и вся, – пересылка выполненных заданий. Они терялись, не открывались и т.д., и т.п., что негативно отражалось не только на психоэмоциональном состоянии и без того «накрученных» детей, родителей, педагогов, но и четвертных оценках.

Неутешительные итоги

Всё вышеперечисленное привело к неутешительному результату, особенно это прочувствовали ученики старших классов во время экзаменов. Так что на вопросы, равносильно ли дистанционное образование «живому», способна ли Сеть заменить учителя, отвечу без колебаний: нет, абсолютно нет! Лично я не хочу ни под каким предлогом ещё раз вернуться к дистанционной форме обучения. Мне дороги моё образование и получаемые знания.

Полина ОВЧИННИКОВА, г. Чита

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)