Для души или для денег?

Лет семнадцать или восемнадцать назад мы снимали программу «Фишка» для местного телевидения, посвящённую пригородной рыбалке. Брали камеру, микрофоны и на день или несколько дней уезжали на водоём, где создавали передачу, раскрывая секреты бывалых рыболовов. Все друзья мне тогда отчаянно завидовали, говоря при этом, мол, хорошо ты устроился: рыбачишь, да ещё и деньги за это получаешь. Нет, дорогие мои, хобби и работа очень редко, практически никогда, не идут нога в ногу. Лишь полностью погрузившись в процесс созидания, занимаясь любимым делом, ты получаешь истинное удовольствие от своего увлечения, а не когда кидаешься от видеокамеры к удочке и обратно. Сегодня мы поговорим о той отдушине, которая призвана внести в нашу напряжённую жизнь глоток свежего воздуха.

Потерянный бокс

В седьмом классе я записался в секцию бокса, которая располагалась в подвале Дома культуры посёлка Первомайского. По вечерам три раза в неделю мы собирались небольшой компанией местных пацанов и с удовольствием молотили там по груше, устраивали спарринги, занимались общей физической подготовкой. Я был полностью поглощён этим видом спорта и отдавался весь без остатка. Мы редко оставляли перчатки и шлемы в зале, стараясь забирать их домой. Большим удовольствием было пройти по посёлку с перчатками, висевшими на шее, под завистливыми взглядами других мальчишек. Времена были простые, и те вещи, которые сейчас кажутся обыденными, тогда вызывали подлинное восхищение. В тот день мы, как зачарованные, слушали очередное задание от тренера. Нам предстояло пробежать всей толпой кросс от посёлка до условной точки в сторону села Номоконово и обратно. Для нас, подростков того времени, это было настоящим приключением. Мы побежали через посёлок, лес, кладбище и поле, а вернулись в сильный снегопад уже поздно ночью. Мои родители были в панике от того, что тренер отправил группу четырнадцатилетних подростков одних «непонятно зачем и непонятно куда». Из секции по этой причине мне пришлось уйти, и я до сих пор об этом жалею, хотя не от меня зависело сие решение.

Такой ненавистный баян

Мама записала меня на безопасные уроки музыки, где я бесконечно долгий год учился играть на баяне. Это было очень тоскливое для меня занятие: пожелтевшие от старости ноты времён Советского Союза, комната для занятий с такими же жёлто-грязными стенами, грустный учитель в старом костюме. Я до сих пор помню запах безнадёжности и невыносимой тоски в этом кабинете. Родители мной восхищались, так как я за год освоил двухлетнюю программу, учителя хвалили, что я могу играть на инструменте, не глядя на клавиатуру, а у меня на душе было очень паршиво. Прошло много лет, и моя старшая дочь записалась во втором классе во всевозможные школьные секции: тут были и шахматы, и бальные танцы, и хор, и рисование, и иностранные языки. Мы, естественно, были рады такому рвению и всячески поддерживали ребёнка. Однако прошёл год, и дочка покинула все секции, серьёзно увлёкшись только рисованием. Бабушки были в полном шоке, супруга тоже ворчала, но я решил, что выбирать вправе только девочка. Мы не сможем прожить за неё жизнь, пытаясь достичь того, чего не смогли добиться сами в её возрасте. Она выдержала вступительные экзамены в художественной школе и уже второй год учится профессионально рисовать, а я смотрю на неё и радуюсь: получает новые умения и навыки!

Когда жёны не рады

Не только дети, но и взрослые люди остро нуждаются в любимом занятии. Моя жена переписывается со всем миром, а я предпочитаю рыбалку, при этом мы бесконечно уважаем увлечения друг друга, не смеёмся и не обесцениваем любимое дело. Как часто от жён своих друзей мы слышим: «И охота вам морозить пятые точки на льду ради десятка окуней?» И хочется ответить, что мы едем туда не за рыбой, не за процессом, не за общением. Мы едем туда, прежде всего, за новыми впечатлениями, а они так необходимы, чтобы не сойти с ума от однообразной и монотонной жизни. У меня есть знакомый, который пару лет назад переехал с семьёй в Краснодарский край. Он серьёзно увлекался разработкой различных компьютерных программ, был гением в этом деле, и неудивительно, что вскоре это занятие стало приносить ему очень неплохой доход. Тем не менее, пришлось всё бросить и устроиться на обычную работу, куда нужно ходить, где платят фиксированную зарплату и где дают отпуска. Причина банальна: жена и тёща насели на парня с претензиями, что он занимается какой-то ерундой, тогда как все нормальные люди ходят на «нормальные» работы, а не сидят днями перед компьютером. Он свернул все свои проекты, которыми, в том числе, пользовался и я, и ушёл из всемирной сети. Теперь работает за гроши на официальной работе на радость супруге и тёще.

Полезное бесклёвье

В мире великое множество видов хобби. Танцы, музыка, спорт, коллекционирование и моделирование, мотоциклы и автомобили, охота и рыбалка. Для каждого найдётся то, что будет по душе. Я за последние четырнадцать лет чего только не перепробовал. Играл в пейнтбол и страйкбол, собирал корабли из наборов по моделированию, ездил на мотоцикле, заигрывался компьютерными играми. В конце концов, всё это отошло на второй план, уступив место моей любимой рыбалке и мистике. Собственно, в этом вы могли уже не раз убедиться, читая семнадцатую страницу нашей любимой газеты «Земля»! Вот, например, буквально сегодня я спонтанно поехал ловить живца на реку Никишиху, в место её впадения в Ингоду. Культовое место среди рыбаков, обещающее множество отборных гольянов. В итоге ветер валил с ног, пришлось ставить палатку, а прошедшая и замёрзшая на днях наледь образовала двойной лёд, от чего в лунке вода клокотала, как в кипящем котле. За шесть часов рыбалки удалось добыть всего десять рыбок размером с мизинец, которые успешно были возвращены в родную стихию по причине полной непригодности для жерлиц. Потратил время, потратил деньги на бензин и мотыля и замёрз. Ну и что? Зато я с удовольствием провёл этот день, пытаясь подсечь мелкого гольяна, отлично пообедал бутербродами с горячим сладким чаем из термоса. И всё это в окружении величественных скал, поросших вековыми соснами. Это и есть хобби в своём истинном значении. Вырваться на несколько часов из города на природу – это ли не удовольствие?

Цените то, что имеете

Так много хорошего нас окружает в жизни, так много ценного мы привыкли не замечать. Вчера смотрел фильм про бомбардировку Дрездена англичанами. Женщины, старики и дети оказались в огненном аду и потеряли родных и близких, потеряли дома, потеряли, в конце концов, веру в Бога. А у нас есть тёплая крыша над головой, одежда, работа. Кто-то имеет автомобиль, гараж и дачу. Всё это, такое приевшееся, было бы несравнимым благом для людей, потерявших всё, и они с удовольствием поменялись бы с нами местами. Поэтому нет повода унывать! Ищите себя, ищите то, что вам нравится больше всего, и погружайтесь в это с головой. Да, жизнь – не сахар, но зато на нас не падают с неба бомбы, и мы не просыпаемся среди ночи под вой сирен воздушной тревоги. На самом деле, я последние две недели стал очень ценить каждый миг и пользоваться свободной минутой по максимуму. Забавно, но то, что мы планируем делать с понедельника, с первого числа, с Нового года, может никогда и не исполниться. Я уже много лет мечтаю поехать на сплав по Ингоде, мечтаю сходить с рюкзаком на Чёртов Пик, мечтаю «постучать» налима на Ингоде. Все эти желания, эти увлечения, эти цели яйца выеденного не стоят и могут исполниться за неделю. Для чего откладывать такую безделицу в долгий ящик с надеждой когда-то осуществить?

Про корабли и кота

Я помню, как увлёкся судомоделированием. С упоением смотрел в интернете мастер-классы по сборке кораблей и всё мечтал, что когда-то и я так смогу. Месяцы шли, а я всё облизывался на экран и строил планы на будущие сборки. Сборки, которые бы никогда не осуществились, если бы в один прекрасный день я не поднял свою пятую точку и не отправился в магазин. Купил красавца-фрегата, клей, краски и всё необходимое и приступил к делу. Я с упоением работал целую неделю, с наслаждением наблюдая, как преображается палуба, растут мачты и такелаж. Потом был второй корабль, а потом мне разонравилось. Я понял, что это не моё, но зато я попробовал и больше не корил себя за то, что не смог реализовать задуманное.

У меня перед столом висят на стене девять маленьких картин с котом-путешественником. На первой он собирает рюкзак, на второй – едет в автобусе, потом идёт по лесу и находит свою хижину. Там он читает книгу перед сном, потом жарит сосиски на костре и пьёт чай на веранде. Напоследок кот рыбачит с лодки и возвращается с новыми силами домой. Эти полудетские мотивирующие картинки я собирался распечатать и повесить на стену десять лет! За это время государства рождаются и погибают, а я не мог сходить и распечатать картинки за всё это время! Это называется не лень, это называется несобранность и отсутствие цели. Записал в блокнот цель на следующий день (а блокнот в телефоне я открываю по сто раз на дню), потом пошёл и исполнил задуманное. В выходной день, в обеденный перерыв, после работы, но исполнил и больше никогда не возвращался к этому подвешенному вопросу.

Друзья мои, ищите хоть толику времени для своих любимых занятий. Вспомните, о чем вы мечтали в детстве и юности, чего вы хотели, когда вырастете? Самое время начать исполнять задуманное! Я приехал в Читу в 2002 году очень бедным студентом с матрасом под мышкой и сумкой, набитой книгами. Жил в общежитии и питался иногда одной гречкой целыми месяцами. И мечтал, что однажды прогуляюсь по Великой Китайской стене и дотронусь до египетских пирамид. Тогда это казалось настолько несбыточными планами, что с таким же успехом я мог бы желать луну с неба. Прошёл двадцать один год, и теперь я с улыбкой вспоминаю, как взобрался на ту стену и как залазил в те пирамиды. Мечтайте о чём угодно, чаще делайте то, что вам нравится, любите людей, и тогда всё непременно сбудется, пусть не сразу, но сбудется.