На ремонт автомагистралей региона будут выделяться средства в рамках нового нацпроекта, с 2025 по 2030 год.
Об этом сообщил на пленарном заседании Общественной палаты региона Сергей Кривощёков, замминистра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкалья. Рабочее название нацпроекта – «Развитие транспортной инфраструктуры». Напомним, сейчас в стране действует нацпроект «Безопасные и качественные дороги».
– Данный нацпроект работал в стране 5 лет, нынешний год – последний отрезок реализации. Мы должны привести в нормативное состояние 46% региональных дорог. Принято решение, что с 2025 по 2030 год начнут действовать другие нацпроекты, которые также помогут регионам с развитием дорог. Это «Развитие транспортной инфраструктуры».
Пока информации о том, как распределятся средства нового национального проекта, нет. По информации федеральных СМИ, общая сумма средств, которые за пятилетку будут направлены на дороги страны, составит более 10 триллионов рублей.
Глава Общественной палаты Сергей Новиченко подчеркнул, что инвестиционная привлекательность региона, качество жизни населения зависит в том числе и от состояния транспортных магистралей.
«Протяжённость автодорог края 23 тысячи км, федерального значения – 1700 км регионального, межмуниципального – 7,6 тысяч км, местного значения – 13,5 тысяч км
На федеральных и региональных дорогах ситуация улучшается, проблема с обслуживанием муниципальных дорог остаётся. В Забайкалье идёт реализация крупных инвест-проектов добычи полезных ископаемых. Тяжёлые самосвалы разбивают дороги, когда везут руду, это происходит гораздо интенсивнее, чем 5 лет назад», – сообщил Сергей Новиченко. По его словам, развитие производств – несомненный плюс, однако активная эксплуатация разрушает дорожное покрытие, чаще требуется ремонт.
По словам Сергея Кривощёкова, практически 80% дорог федерального значения в крае находятся в нормативном состоянии, средств выделяется достаточно.
– Есть успехи по региональным дорогам, если в 2019 году в нормативном состоянии было 26% дорог, то на 1 января 2024 года таких дорог 41 %, – сообщил Сергей Кривощёков. – В 2018 году было около 4 млрд рублей финансирования, в этом году – 13 млрд рублей Дорожный фонд края. Большая часть денег, около 4 млрд рублей из федерального бюджета – субсидия по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» и целевые акцизы. Итого нацпроект даёт около 7,5 млрд рублей. Краевых денег – около 5 млрд рублей. Не хотим оставить без внимания дороги местного значения: направим в этом году 2,5 млрд рублей. Муниципальным районам достанется около 2 млрд рублей. Грузопоток растёт, и мы по поручению губернатора отрабатываем схему взаимодействия с инвестиционными компаниями, чтобы там, где проходят их грузы, разбивается дорожное полотно, вкладывались их средства, выполнялось восстановление.
– За 10 лет кардинально поменялась ситуация с дорогами. В 2012 году внесли изменения в бюджетный кодекс России, создали дорожные фонды – федерального, регионального и местного значения, – прокомментировала Елена Рыжкова, руководитель ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края. – 2019 год – начало действия нацпроектов, подписано соглашение на 5 лет о кратном переформатировании дорожной сети края.
По словам руководителя, на 2012 год 77% дорожной сети регионального значения было в ненормативном состоянии, в нормативе 22%.
– Дороги Забайкалья были построены хозяйственным способом силами совхозов из притрассовых карьеров, из грунта, который не подходит для строительства, они быстро приходили в негодность. Чтобы перестроить всю сеть, нужны огромные вливания денег. За 4 года нацпроекта 41% региональных дорог перешёл в нормативное состояние, – добавила Елена Рыжкова.
Благодаря федеральным средствам с 2012 по 2018 гг. в рамках федеральных целевых программ удалось построить дорогу Краснокаменск-Мациевская, подъезд к Нерчинску, Алханаю, селу Ключевское, в рамках программы развития сельских территорий построили подъезды к сёлам. Но денег было мало.
– По нацпроекту были не только капвложения, но и ремонты существующей сети дорог. Отремонтировали дорогу Ивановка-Алекзавод-Борзя, подъезд к Беклемишево, обход Читы, дороги Нерчинск-Шоноктуй, Могоча-Сретенск-Шоноктуй. Завершили реконструкцию моста и путепровода через Ингоду. Привести в этом году в норму надо 343 км дорог, тогда доля нормативных дорог будет 46%, – отметила руководитель «Службы единого заказчика». – К концу 2028 года в нормативе должно быть более половины сети дорог. Планы: до 2035 года заасфальтировать дороги Новая Кука-Могзон- Хилок, Улёты-Могзон, Бырка-Акша.
Один из общественников, Александр Кибалин, поинтересовался, как муниципалитетам, не располагая средствами, ремонтировать дороги местного значения.
– Как сделать дорогу на зоопарк Амодово? Там находится зоопарк государственного значения, а власти района сами не смогут провести ремонт, – спросил Кибалин. В ответ Елена Рыжкова рассказала о вариантах решения проблемы:
– Действует постановление правительства Забайкалья, которое содержит критерии отнесения дорог к региональному, местному. В региональную собственность дорогу можно принять, либо её построив, либо взяв из муниципалитета в собственность. Муниципалитету нужно, когда дороги нет, взять дорогу на свой баланс, включить её в перечень дорог местного значения, – прокомментировала руководитель. – Да, можно пойти сложным путём, через строительство, а это разработка проектно-сметной документации, экспертиза и полноценная стройка. Это неподъёмные средства. Чтобы проще, делаем перечень работ, необходимых для приведения дороги в соответствующее состояние – объёмы восстановления земляного полотна, дорожной одежды, системы водоотвода. Делаем смету и с этой сметой, с обоснованием идём в правительство Забайкальского края, к губернатору, чтобы добиться первоочередного получения субсидии. Минстрой края – главный распорядитель бюджетных средств дорожного фонда Забайкальского края. Оно выделяет субсидию Читинскому району, район заключает контракт, а потом выполняет ремонт.
Виолетта ВДОВЯК,
фото из архива Минстроя региона