Его пьесы не сходят со сцены

18 мая исполнилось бы 80 лет драматургу, заслуженному деятелю искусств, писателю, уроженцу Забайкалья Дугару Дылгырову.

Дугар Абидуевич известен, прежде всего, как драматург. Более десяти его пьес поставлены на сцене Бурятского драматического театра им. Хоца Намсараева. Например, «Залнн наhанай охин» (1973), «Одон минии, хаанабши?» (1975), «Сагаан нуурай эрьедэ» (1976), «Чужое горе» (1978), «Беспокойный отпуск» (1986), «Боосоон» (1993), «Гайхалтайхан ушар» (1992) и т.д. В них описаны богатая история, самобытность и традиции бурятского народа. Где-то преобладают бытовые, житейские ситуации и мотивы, где-то – комические, фарсовые сценки. Встречается много элементов, свойственных как трагедии, так и комедии. Реалистичность повествований, богатый, яркий, но в то же время краткий, ёмкий бурятский язык пьес заслужили признание зрителей.

В копилке юбиляра много и прозаических произведений. Дугар Абидуевич был мастером создания небольших юмористических рассказов, которые периодически печатались в журнале «Байгал» под рубрикой «На волне юмора». Например, цикл юмористических рассказов «Необдуманные поступки Борбола», вышедших в 4-м номере журнала в 1987 году, представляет смешные до слёз рассказы из реальной жизни людей. В них автор показывает сатирический образ барышника: Борбол, стремясь извлечь какую-нибудь выгоду для себя, гоняясь за барышом, накапливает себе лишь долги.

Много и упорно писатель работал над своим романом «Пробуждение». Роман имеет чётко выстроенный сюжет и заключает в себе рассказ о судьбах героев, связанных временем и положением в обществе. Есть конфликт, который строится на столкновении справедливости с беззаконием, есть описание реалий начала XX века без преувеличений и приукрашиваний. Описываются события, происходившие в Забайкалье в смутные 1916–1920 годы – в период подготовки и свершения Октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны.

Сюжет: по степям быстро распространялись всевозможные слухи, один тревожнее другого – о грабежах, разбоях и насилиях беглых каторжников, бандитов, дезертиров. Также молниеносно распространилась весть об арестантке, сбежавшей из Читинской женской тюрьмы. Ею была одна из героинь – самоотверженная женщина Мария. Перед героями романа – жителями одного бурятского улуса – встаёт вопрос: выдавать её властям и получить вознаграждение или не выдавать и ожидать наказания? Выдать её старосте означало лишение свободы, может быть, и жизни измученной беременной каторжанки, которая вот-вот должна была родить. Не выдавать – обрушить беду на свою голову. Большинство выбирают первый путь. Но в толпе всё-таки находятся смельчаки, которые, рискуя жизнью, презрев божью кару, тайком делятся с несчастной, может быть, последним куском. Время-то было голодное, суровое. Читательский интерес подогревает поступок юной Янжимы – главной героини произведения. Она решилась на отчаянный шаг: хотела как-то помочь, облегчить страдания умирающей беглянки, но, услышав еле различимый голосок новорождённого, кинулась к нему, схватила почти безжизненное тельце и… принесла домой. Тем самым принесла мучения и страдания своим самым близким людям…

Это повествование о дружбе людей разной национальности, разной веры, столетиями следовавших доброй заповеди, – жить в мире и согласии.

Роман «Пробуждение» был издан в 2003 году. Видимо, он стал последним произведением писателя. Дугара Абидуевича не стало в 2003 году.

Он из рода дэлдэгэр галзууд, родился 18 мая 1943 года в местности Амитхаша колхоза «Серп и молот» (ныне племзавод «Ушарбай» Могойтуйского района). Выпускник Зугалайской средней школы 1962 года. Окончил ветеринарный факультет Бурятского сельскохозяйственного института. По воспоминаниям коллег-журналистов, был проворным, ловким, лёгким на подъём. Тот факт, что он получил высшее образование в совершенно далёкой от литературной деятельности сфере, стало даже плюсом. Знания специалиста сельского хозяйства позволили ему создавать такие реалистичные образы, правдоподобные сюжеты.

С детства увлекался сочинением стихов и рассказов и в 1971 году написал свою первую пьесу «Хулгуутэ удэрнууд». За пьесу «Чужое горе» стал лауреатом премии Союза писателей и Министерства культуры РСФСР за 1978 год. В 1977 году окончил высшие театральные курсы при ГИТИСе в Москве.

Член Союза писателей с 1979 года, удостоен почётных званий заслуженного деятеля искусств Республики Бурятия, народного писателя Бурятии. Им опубликованы следующие произведения: «Сборник рассказов» (1985), повести «У подножия Тобогора» (1986), «Бунт отцов» (1993), «Беркут с вершин Хингана» (1999).

Пьесы Д. Дылгырова актуальны и в наши дни, и сегодня они не сходят со сцены. Например, по мотивам его пьесы режиссёр Дульдургинского народного театра «Аяг» Д. Димчиков успешно осуществил постановку спектакля «Гоелой hамган». Недавно, в конце апреля, при полном аншлаге состоялась премьера спектакля по пьесе Д. Дылгырова «Хари хунэй гашуудал», поставленного Барагханским народным театром.

Дарима Базарова,
главный библиотекарь отдела информационного и сервисного обеспечения Агинской краевой библиотеки им. Ц. Жамцарано,
фото предоставлено автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)