Гайданиана

Кинозабег №2 к 100-летию великого комедиографа СССР

Продолжаем цикл рассказов об истории рождения самых известных кинокартин мастера-юбиляра. А стартуем мы сегодня из… цирка.

После длительной творческой депрессии окрылённый поистине сумасшедшим успехом десятиминутной короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдай решил продолжить приключения полюбившейся зрителям колоритной троицы неунывающих проходимцев-авантюристов и стал лихорадочно искать подходящий сюжет. Выручил Балбес – весельчак Юрий Никулин. В цирке он вместе со своим партнёром, известным клоуном Михаилом Шуйдиным, показывал забавную сатирическую репризу «Самогонщики». На арену Никулин выносил стул, на котором стоял бак со змеевиком. Шуйдин тащил табуретку с горящей керосинкой. Клоуны собирали таинственный агрегат, в котором что-то булькало, и поднимался пар. Потом Никулин радостно вопил: «Идёт, идёт! Посуду давай!» Шуйдин в спешке приносил ночной горшок. В это время на манеж выбегал мальчишка и кричал: «Атас!» Клоуны мгновенно переворачивали бачки, ставили тазы, полные белья, и делали вид, что развешивают выстиранное сушиться на змеевик. Входили строгие дружинники, разоблачали самогонщиков и уводили за шиворот. «А как же бельё?» – спрашивал инспектор манежа. «Достираем через три года», – отвечали «преступники».

Гайдай сразу ухватился за сюжет и вместе с оператором Константином Бровиным всего за три дня написал сценарий «Самогонщики», в котором не было ни единого слова, как и в «Барбосе», но была песня. С песней впоследствии у Гайдая возникли серьёзные неприятности, но об этом чуть ниже.

Злопамятный пёс и «злой» змеевик

Сценарий хорошо приняли на «Мосфильме», тем более актёров (как и собаку) отбирать уже не требовалось. Даже место для съёмок оставили то же, что и в предыдущем фильме, – неподалёку от подмосковного посёлка Снегири. Построили в лесу избушку самогонщиков, привезли главную деталь фильма – змеевик. Дрессировщик доставил мохнатую кинозвезду – дворнягу Брёха. Вспомнив неуважение к себе Моргунова с прошлых съёмок, пёс, едва увидев актёра, ощерился и стал свирепо лаять. «Злопамятный, гад», – проворчал Бывалый. Животину кое-как успокоили. Режиссёр скомандовал: «Мотор!»

Но в солнечный денёк начала марта 1961 года не было снято ни одного полезного метра плёнки: выяснилось, что Брёх с трудом поднимает слишком тяжёлый для него змеевик.

А с третьего дубля пёс стал поджимать лапы, скулить и ни за что не желал идти в кадр сниматься. Вскоре выяснилась причина – Брёх поранил все лапы о тонкую корочку льда, образовавшуюся на подтаявшем весеннем снегу. Пришлось ждать пару дней, когда раны заживут. Наконец пёс стал бегать, но змеевик брать категорически отказывался, скалился в адрес кручёной железяки, видимо, считая её причиной боли и вообще злом как таковым.

«Ветродуйный» Барбос против Бывалого

Съёмки срывались. Гайдай начал страшно нервничать: ещё немного, и снежная «натура» начнёт таять. Выручил мосфильмовский инженер-«ветродуйщик», работавший с установками, создающими искусственный ветер на съёмках. Инженер предложил попробовать своего Рекса, который «может запросто носить тяжести, ничего не боится и очень умный». Гайдай махнул – давай, мол, веди, терять-то всё равно нечего.

Первое, что сделал Рекс, когда явился на съёмки, – поднял шерсть на загривке и… злобно облаял Бывалого! Моргунов даже обиделся и на полном серьёзе всем говорил, что Рекса настроил против него Брёх, а «помог» ему ещё и дрессировщик…

Наконец начались съёмки. Рекс, едва завидев Моргунова, ощеривался, а тот скалился на пса. Так, рыча друг на друга, они и творили самогоно-комедию.

Как Балбеса чуть не грохнули

«Самогонщики», как и «Пёс Барбос», были заполнены беготнёй и забавными трюками. Один из них едва не стоил жизни Юрию Никулину. Балбес в азарте погони за псом несётся с горы, падает и катится кубарем, превращаясь в снежный шар. Шар ударяется о дерево, разлетается на куски, и перепуганный Балбес несётся дальше. Из папье-маше сделали шар. Сняли, как он врезается в сосну. Затем камеру остановили, убрали бутафорский и подкатывали реальный громадный ком снега, внутри которого был «упакован» Никулин (оставили только крохотное отверстие для дыхания). Под ком пиротехник заложил маленький заряд взрывчатки. Балбес после взрыва должен был разгрести снег и выпрыгнуть из него.

Начали съёмку. Шарахнуло так, что актёр на несколько секунд потерял сознание. «Чего же ты из снега не выпрыгнул? – расстроился Гайдай. – Такой дубль загубил». А пиротехник извинился, что переборщил с взрывчаткой. «Актёра решили грохнуть ради искусства!» – разозлился кое-как пришедший в себя Никулин и прибавил ещё несколько горячих словечек в адрес пиротехника и режиссёра. Сняли со второго дубля.

«Звезда» в самоволке

А потом пропал Рекс. Удрал куда-то с местной собакой. Съёмки остановились. Все стали усиленно искать пса. Дни шли за днями, а главная мохнатая «звезда» фильма как в воду канул. Звонили со студии, ругались, требовали отснятый материал. А киношники всё искали… Подключили даже местную милицию. Гайдай решил всё-таки продолжить работу – начать снимать хотя бы крупные планы актёров для монтажных переходов. Едва приготовились к съёмке, как вдруг один из киношников указал в сторону опушки леса. Все радостно закричали – к ним шёл голодный облезлый Рекс. Все наперебой стали предлагать псу разную снедь. Рекс стал наворачивать. Один Моргунов не дал ему своей курицы: «Ему и так хватит». Пёс внезапно перестал есть и привычно «ненормативно» облаял Бывалого. Тот, естественно, ответил… Съёмки продолжились.

О дымо-само-гоне

В конце марта группа перебралась на студию, где в одном из павильонов была построена декорация избушки. Трюков и гэгов хватало и здесь. В одном из эпизодов Трус ходит с громадной бутылью самогона. В кадре смотрелось всё предельно смешно, чего не скажешь о том, что было за кадром. Оказалось, что при заполнении ёмкости подкрашенной водой, имитировавшей самодельное горячительное, она приобретала вес почти… полцентнера! Понятно, что субтильному Вицину активно двигаться с такой бутылью в течение нескольких дублей было просто нереально. Попробовали нанести внутри краску. Неубедительно. Глядя на покуривающих в сторонке Моргунова и Никулина, Гайдая осенило: «Дым! Заполнили им «пузырь»!» Оказалось самое то!

Как «Самогонщиков» ухудшали

По сценарию компания самогонщиков должна была исполнить залихватскую песню с воспитательно-сатирическим оттенком в финале. За текст взялся Юрий Никулин. На мотив народной песни «Семёновна» записали фонограмму все трое: Трус, Балбес и Бывалый. В результате получился настоящий хит, который начинался словами: «Не футболисты мы, не велогонщики, и не артисты мы, а самогонщики! А мы пить будем, а мы гнать будем, и культуру производства повышать будем!»

Руководство «Мосфильма» не на шутку переполошилось: «Да вы что наделали? Это ж вся страна потом распевать будет!» Действительно, моментально запоминающийся «самогонный» хит в устах граждан различной степени трезвости мог звучать довольно-таки издевательски. Распоряжением администрации было немедленное «ухудшить» песню и заменить слова и музыку! В результате поэт Владимир Лившиц (он же автор «опального» первого хита) сочинил про «хитроумный аппарат», а Никита Богословский «перегнал» это в песню. Начальство облегчённо вздохнуло, особенно благодаря политкорректному и весьма удачному куплету Труса о том, что за этот аппарат «просидеть мы можем без забот за решёткой круглый год».

Эта песня и вошла в фильм. Первая версия в течение сорока с лишним лет пролежала в архиве «Мосфильма» и лишь не так давно была обнародована с отличным качеством в интернете.

Смехогонщик СССР

«Самогонщики» вышли на экраны вместе с ещё тремя короткометражками различных режиссёров в картине «Сборник комедийных фильмов» осенью 1961 года. Вновь был успех. Хотя и не такой оглушительный, как у «Пса Барбоса». Возможно, потому что режиссёр использовал похожие творческие приёмы. А возможно, что «Самогонщики» были длиннее по хронометражу в два раза. Динамика сюжета меняла темп.

Тем не менее, новую работу Гайдая раскупило более 70 стран мира. Троица приобрела небывалую популярность в народе. Режиссёр фильма окончательно уверовал в себя и свои творческие силы. В великой кинодержаве СССР вспыхнула нестерпимым блеском новая звезда, дарящая улыбки, смех и хорошее настроение десяткам миллионов зрителей. Звезда Леонида Гайдая.

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)