Гайданиана

Кинозабег №5 к 100-летию великого комедиографа СССР

2 сентября 1972 года киногруппа вернулась из Ростова, где в белокаменном кремле были сняты все эпизоды, связанные с внешним видом царской «резиденции». С 5-го числа Гайдай приступил к натурным съёмкам в Москве. Как и положено любой картине, съёмки ненаучно-фантастического шедевра не обошлись без ЧП. Одно из них едва не стоило актрисе жизни.

Половина Бунши – над бездной

Снималась сцена, где рассерженная жена управдома Бунши Ульяна Андреевна (Наталья Крачковская) должна была перелезть через балкон своей квартиры на балкон к царю Ивану Васильевичу, только что произнёсшему свою знаменитую фразу: «Лепота!» Актриса жутко боялась высоты (дело-то происходило на уровне пятого этажа). Гайдай пообещал, что каждый её шаг будет страховать бригада, посаженная в малярную люльку этажом ниже, и посоветовал Крачковской не смотреть вниз. В ходе одного из дублей страховочную люльку сорвало осветительным прибором, но ослеплённая прожектором актриса, ни о чём не подозревая, перебралась на соседний балкон, ориентируясь исключительно на неясное «Ой!», долетевшее оттуда. Источником возгласа оказался Юрий Яковлев, который, заметив исчезновение страховочной люльки, пытался предупредить Крачковскую об опасности. На этот неясный возглас она переползла через балконную ограду и… под конец всё-таки сорвалась. Оператор едва успел схватить её за майку. Весь ужас ситуации актриса осознала лишь после просмотра отснятого материала, увидев, как на уровне пятого этажа беспомощно болтается крупногабаритная женщина, размахивая руками и ногами над пустотой. Самое обидное, что этот кадр в фильм не вошёл!

Как «Ивана Васильевича» закрыли

В ходе осенних натурных съёмок «Ивана Васильевича»… закрыли! По идеологическим соображениям. Главный редактор «Госкино» Сытин вдруг решил, что картина Гайдая выставляет Ивана Грозного дураком, а «в истории дореволюционной России Грозный, а также Пётр I и Иван Калита, были самыми прогрессивными правителями, которых он в обиду не даст и насмехаться не позволит».

Гайдай долго убеждал упрямого «историка-патриота», что это всё-таки не царь, а домуправ, переодевшийся царём. Нет, всё равно: на царя падает тень… Режиссёр кое-как убедил Сытина, но некоторые изменения в сценарий пришлось вносить, чтобы царь таки дураком не выглядел…

Со 2 октября начались павильонные съёмки.

Царско-вкусно-криминальное

Ещё одно ЧП произошло на второй день нового 1973 года… Все мы отлично знаем и помним одну из вкуснейших, возбуждающе-аппетитных сцен за всю историю отечественного кинематографа – сцену царского банкета. Ещё до её съёмок была составлена расходная смета, и оказалось, что для трапезы Ивана Васильевича дешевле приобрести настоящие продукты, а не бутафорию. Повара-мастера приготовили здоровенное блюдо с осётром, зажарили поросят с яблоками, наготовили много всяческих яств по высшему «царскому» разряду. Гайдай распорядился поставить салатницы с красной, чёрной и «заморской» икрой. В общей сложности царский стол вышел дороже 300 (настоящих советских!) рублей.

Съёмки назначили на 2 января. Когда киношники явились в съёмочный павильон, то увидели… пустые столы и посуду. Кто встретил Новый год за счёт государства, так и осталось загадкой. Не помогла и собака с милицией. Забавно, но самый «деликатес» – заготовленную банку «икры заморской» (кабачковой) – вандалы-обжоры оставили нетронутой. В итоге все продукты Гайдаю пришлось закупать за свой счёт, а кулинарам – готовить заново.

По другой версии, сцену «Трапеза царская» пришлось переснимать потому, что во время просмотра проявленной плёнки обнаружилось, что в кадр монаршего банкета от XVI века попала бутылка… «Боржоми» от века XX.

Как «Ивана Васильевича» снова закрыли

В середине января Гайдай приступил к монтажу картины. А в конце месяца «Ивана Васильевича»… закрыли второй раз. И вновь из-за повышенной бдительности киночиновников! Каждый из них после «чернового» просмотра смонтированной ленты убирал какую-нибудь «подозрительную шутку». К примеру, когда милиция допрашивает царя, у него спрашивают: «Где живёте? Адрес, я спрашиваю?» – «Москва. Кремль». Кремль гайдаевцы вместе с шефом отстояли в первой инстанции. А вот во второй и третьей уже не смогли. «Это ведь святые для каждого слова, а вы смеётесь». Пришлось заменить на «палаты царские».

Помимо этого, во время приёмки картины генеральная дирекция «Мосфильма» сделала режиссёру следующие строгие замечания. Первое: слишком длинна погоня за Жоржем Милославским (оставили только её начало перед домом, вокруг машины скорой помощи).

Второе: чтобы лишний раз не выставлять царя дураком (вновь вмешался редактор «Госкино» Сытин), сократили пребывание царя в квартире инженера Тимофеева. В результате из фильма исчезла очень смешная сцена, где Иван Грозный жарил на кухне котлеты.

Третье: заставили Гайдая убрать концовку реплики Бунши-царя во время трапезы: «Что за репертуар у вас?.. Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь».

В общей сложности фильм только стараниями цензоров был обрезан на 177 метров плёнки (порядка шести минут времени)!

Невиданные сцены, или Тайна «Чёрных перчаток»

Отдельно стоит рассказать и о том, что ряд удалённых при монтаже и цензурировании сцен поклонникам «Ивана Васильевича» всё же удалось увидеть. Такой шанс появился во второй половине 1980-х годов, когда в специализированные магазины или отделы в универмагах для кино-фотолюбителей, в том числе и Читы, поступила 8-миллиметровая фильмокопия для домашних кинопроекторов под названием «Чёрные перчатки». Десятиминутный фильм представлял собой довольно грамотную нарезку из фрагментов комедии с логически развивающимся сюжетом, где главным героем показан Жорж Милославский, который идя «на дело» всегда надевал чёрные перчатки. Именно в этой короткометражке фанаты картины смогли увидеть некоторые кадры и сцены, не вошедшие в большой фильм. В качестве примера поведаю о двух.

Первая – сцена с потасовкой стрельцов с самозванцами в царской трапезной. Милославский поднимает угрожающе руки над головой. Его физиономия с тёмными очками (!) свирепо разевает рот… нет, скорее пасть… и выпускает большой клуб дыма… табачного (от цигарки «Мальборо»). Стрельцы в ужасе орут: «Демон!» Табачища-то во времена Ивана Грозного на Руси не знали.

Вторая – сцена финальной погони за Милославским и… Нет, сначала вот что скажу: концовка в «Перчатках» – иная, чем в «Иване Васильевиче», – более логичная, ясная и более завершённая. После гонки вокруг машины скорой помощи Милославский в белом халате выбегает из круга. Невдалеке проходит вереница детсадовской малышни в сопровождении воспитательницы в белом халате. Жулик пристраивается к детям в качестве ещё одной «воспитательницы». Проходя мимо телефонной будки, он скрывается в ней и через секунду выходит в своём обычном одеянии (включая импортный «от Шпака» пиджак). Погоня сбилась со следа, а Милославский, подойдя к причалу на Москве-реке, спокойно садится на речной трамвайчик. Устраивается на корме на скамеечке в окружении двух симпатичных, приветливо улыбающихся девушек – блондинки и брюнетки. Трамвайчик проходит под мостом. Скрывается в тени. Через секунду из тени выходит. Вместо блондинок вдруг оказываются два… милиционера, в тех же позах и с такими же улыбками, что и девушки. Милославский с испугом видит это, затем грустно улыбается… Появляется титр: «Конец Чёрным перчаткам»… Вот так.

Но вернёмся в апрель 1973 года.

Грозный, Высоцкий и… цыгане

В гайдаевской комедии очень хотел сниматься Владимир Семёнович Высоцкий, да так, что даже написал (и записал!) для фильма специальную версию уже созданной им песни «Моя цыганская». Потому в оригинале поклонники певца и поэта не слышали строчек: «В чистом поле васильки, дальняя дорога. Сердце рвётся от тоски, а в глазах тревога…». А в фильме они звучат.

Со съёмками у Высоцкого так и «не срослось», зато его песню с магнитофона импортного, «со скупой царской слезой» смакует ностальгирующий Иван Васильевич.

Триумф. Сборы…

Однако, несмотря на все трудности, тернии и прочие экивоки, картина Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» вышла к зрителю в сентябре 1973 года и, как положено шедевру и культовому кинопроизведению, была моментально растерзана на крылатые фразы и выражения. Только за первый месяц проката комедийную фантастическую ленту увидело свыше 60 миллионов зрителей, а кассовые сборы при бюджете около 350 тысяч превысили отметку в 22 миллионов советских рублей! Или свыше 4 миллиардов современных российских дензнаков!

…В завершении нашей исследовательской хроно-экспедиции по легендарной картине осталось добавить финальное фирменно-котское…

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)