У неё огромный стаж работы в культуре. И нет такого вопроса в этой сфере, на который бы она не нашла ответа. На её богатой памяти – все, кто в прежние времена блистал на районных сценах, в будни организовывал агитбригады с выездами на молочно-товарные фермы, сенокосы или уборочные.
Заведующая клубом (так до сих пор в Зугмаре по-простому называют филиал ДК), она же звукооператор, художник-декоратор, сценарист и ведущий. Она же кассир (если потребуется), режиссёр-постановщик, хормейстер-балетмейстер, дворник и завхоз… А если вдруг уборщица заболеет – ещё и мастер клининга. А всё вместе – главный ответственный, хозяйка сельского досуга. И так каждый день, зачастую без выходных, вот уже долгие сорок восемь лет.
Гажидму Дондубоновну Бодаеву старожилы Зугмары знают очень долгие годы. Можно сказать, с малолетства. И давным-давно стар и млад называют её русским именем Люба, о чём есть своя предыстория.
Живёт Люба в родной Зугмаре долгие 75 лет, с самого рождения. Росла в дружной многодетной семье добропорядочных Боды Доржиевича Дондубона и Норжимы Майдаровны Юндуновой. Замечательные они были люди, добрые родители пятерых детей, вспоминает героиня моего повествования. До войны отец работал председателем колхоза «Путь Ильича». В грозные военные годы находился на передовой. В одном из боёв на границе с Австрией получил тяжёлое ранение в голову, но остался жив и прожил долгие 96 лет. Мама – простая колхозница, молчаливой была, но пятеро детей по первому её слову беспрекословно шли делать работу по хозяйству.
«Гажидма» в переводе с тибетского означает «Порождающая восхищение». И вполне соответствует своему имени. Помнит себя девочкой – шустрой, любознательной, очень открытой и доброй. Поэтому сослуживцы отца из Новопавловской геологоразведочной партии, где он в послевоенные годы работал директором по снабжению, дали ей русское имя Люба, подразумевая то, как она мила и люба им.
После школы Гажидма-Люба, окончив мясомолочный техникум, по распределению попала в Среднюю Азию, где работала техником-технологом на заводе с чехословацким оборудованием, специализирующемся на производстве сухого молока. И была очень далеко от родной деревни, а тем более от работы в культуре.
В 1972-м вернулась в родное село. Работала приёмщиком молока на ферме. Друг отца, фронтовик, председатель Новопавловского поссовета Василий Константинович Александров, видя, как активная, с хорошими организаторскими способностями девушка, занимается «не своим» делом, не раз говорил: «Иди, Люба, работать в клуб».
Протопала к нему тропиночку
Помнит, как однажды попала «на ковёр» в Петровск-Забайкальский райисполком к тогдашнему начальнику отдела культуры Анатолию Артамоновичу Склярову, который направил её в Читу на курсы подучиться. В октябре она бесстрашно окончила курсы культработников, а в ноябре родила дочку Дариму, своего первенца. И вскоре вышла на работу в холодный, с печным отоплением клуб. Бывало, облачится Люба в валенки, дыгыл (шубу) и шагает в клуб вершить культурные дела.
Успешно сколотила хороший молодёжный коллектив из восьми певучих девчат и ребят – агитбригаду, с которой разъезжали в посевные и уборочные страды с музыкальными номерами, выступали на праздниках труда в совхозе «Тарбагатайский» (Зугмара в ту пору числилась его третьим отделением). Старожилы наверняка помнят автоклуб отдела культуры, ведомый опытным Всеволодом (Севой) Суворовым, который возил агитбригаду по всему району. А сама Люба – молодой завклубом – была частым гостем на свиноферме и на МТС с лекциями, беседами, свежими газетами и добрыми новостями.
Ученье – свет!
В 1980-м родила сына Зоригто. А районное начальство своё твердит: «Учись!» Младшенькому всего год и два месяца. Люба не была бы Любой, если бы заочно не поступила в Улан-Удэнский институт культуры. И всего через каких-то четыре года (как они ей дались!) стала дипломированным режиссёром массово-культурных мероприятий. На том с тех самых пор и стоит.
В нынешнем-то Доме культуры, рассказывает, что не работать. Новенький, пару-тройку лет как отстроенный из отборного бруса. Жаль, материально-техническая база скудновата, как и во многих сельских очагах культуры. А так-то жить и работать можно! А то, что по штату у неё всего одна помощница – Ирина Базырхандаева, – тоже не беда. Девиз за все её долгие годы на службе сельской культуре всегда один: если не нашёл, кто будет играть, петь или рисовать, ты сделаешь это сама.
Говорят, объять необъятное невозможно. Поспорю – героиня моего рассказа может! Это про неё можно сказать: «Фигаро здесь, Фигаро там». Случается, меняет свои обязанности в течение дня как перчатки, и частенько – в буквальном смысле этого слова. За полчаса до прихода гостей в клуб бегает в рабочем халате с ведром и тряпкой наперевес. По-молодому, забыв, что ей далеко «за» (75!), лазает под потолком, поправляя бутафорские реквизиты. А потом в лёгких туфельках, красивом национальном костюме, весёлая и приветливая, уже встречает односельчан улыбкой и добрыми словами.
…В таком национальном костюме появилась Любовь Дондубоновна Бодаева в середине июня в администрации Петровск-Забайкальского района на торжестве, где ей вручили медаль Почёта муниципального района «Петровск-Забайкальский район».
– Приятно было? – спрашиваю.
– Неожиданно!
Работает и работает почти пять десятков лет скромный человек, не помышляя о наградах. Хотя, кстати сказать, ещё с далёких 80-х имеет в арсенале советский знак отличника культурно-просветительной работы.
Заводные зугмарские «бабушки»
Пока мы беседуем, Дондубоновна нет-нет да поглядывает на часы. Скоро соберутся её певучие «бабушки» – коллектив ветеранов села, который при Доме культуры уже целых 12 лет. Певучая фольклорная группа из восьми человек под названием «Улаазай» («Саранка») не просто собирается на посиделки, чтобы попеть да время скоротать. Они частые гости многих районных праздников, не говоря уж о своих, деревенских, и святая святых – национальных. Могут запросто на День села в соседнюю деревню махнуть и красиво исполнить там, приятно поразив зрителя, народные, военные, патриотические и, конечно, родные бурятские песни.
Костюмы шьют сами. Летом некогда – на каждой деревенской усадьбе села, а здесь 68 дворов, идёт битва за будущий урожай. Есть свои крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства. Кстати, героиня моего рассказа тоже, придя с работы, отправляется доить бурёнок, поить телят, поливать капусту на огороде, ухаживать за любимыми цветами.
Ну а когда все страдные дела завершены и появляется свободное время, деревенские активисты собираются в клубе. Со своими швейными машинками и другими премудростями рукоделия. Хозяйка Люба вырезает выкройки, а мастерицы стачивают детали будущих костюмов. Где берут на них деньги? Зачастую складываются всем селом. Поэтому в Доме культуры есть своя костюмерная, чем здесь очень гордятся.
И в любой день нет места скуке, потому что и сельская детвора (в селе около 50 детей), подрастая, бежит в клуб. К бабе Любе. Кто порисовать, кто в теннис поиграть. А кто и художественной самодеятельностью заняться.
Многие годы Любовь Бодаева руководит детским танцевальным коллективом «Амарсайн» («Приветствие»), участником его был когда-то Артём Дамбаев – молодой односельчанин, погибший недавно на Украине. Оплакивают всем селом…
С ракеткой и шариком
«Движение – жизнь!» – справедливо замечает героиня моего рассказа. Поэтому пропагандирует здоровый образ жизни в родной Зугмаре. В Доме культуры – два теннисных стола, нередки теннисные турниры среди молодёжи и не только. Кстати, заведующая и сама участвует в местных и районных турнирах среди ветеранов. Берёт ракетку, подходит к столу и даёт прикурить даже самому заядлому теннисисту.
Односельчане поражаются её работоспособности. Она же считает это делом наследственным. Отец, рассказывает, в 86 лет ремонтировал кровлю дома. В молодые годы был завзятым охотником, лесным человеком, потому до глубоких седин сохранил активность.
Вообще, считает Гажидма-Любовь, ей многое передалось с генами от сородичей. Отец и дед по материнской линии были мастерами по серебру, числились в роду классные кузнецы. Бабушка шила бурятские костюмы, дыгылы, и она шьёт костюмы, вышивает, вяжет. Этот дар передала дочери Дариме, которая не только профессиональный, как мама, работник культуры, но и мастерица на все руки, поражающая вышивкой шерстью по канве. На недавнем фестивале народного художественного творчества «75 мастеровых сёл Забайкалья» Дарима Бодаева достойно презентовала девять своих работ.
А шестилетняя внучка Любови Дондубоновны Аня Минко приняла участие в музыкальном конкурсе «Весёлая карусель». Смело выходит малышка на сцену сельских праздников. Свою первую песню «Катюша» исполнила в три года. По настоянию любимой бабушки Любы, которая радеет за то, чтобы дети знали язык и традиции своего народа, увлечённо учит песни на бурятском языке.
Золотые руки у сына Зоригто, он классный электрик и вообще мастеровой человек. По статусу уже сам дедушка. А Люба – бабушка пятерых внуков и прабабушка.
Большая и дружная родня у героини моего рассказа – больше пятидесяти человек. В родной Зугмаре живут двое других Дондубоновичей: сестра Сажидма, много лет проработавшая директором начальной школы, и брат Константин, до ухода на заслуженный отдых трудившийся на шахте в Новопавловке.
Запас оптимизма, радости и любви
«Деревня у нас дружная, – рассказывает Гажидма Бодаева. – Все друг друга поддерживаем. А в клубе собраться – святое дело. Клуб во все времена объединял людей. На соревнования и турниры собирается всё село. В марте был местный матч по хоккею с мячом. Молодёжь соревновалась. А болельщики чаёк с пирожками да шанежками домашними им готовили, чтобы подкрепиться могли. В мае так же активно прошли игры по мини-футболу».
Никогда не останутся в стороне от любого начинания нештатные помощники клуба, которых меня очень просили отметить в статье: Дамба Балданов, Любовь Будаева, Дарима Семёнова.
И всё-таки в числе главных зачинщиков добрых дел – она, хозяйка сельского досуга. Подумалось: это сколько ж надо иметь в запасе оптимизма, радости и любви, чтобы вот так, надевая на ходу очередной костюм, дарить людям свои талант и умения, вкладывать душу в сценарий даже самого маленького мероприятия. А устраивая праздник для детей, смотреть на собственных внуков, вспоминая своё детство: «Что было интересного в то время?..» Писать для ветеранов, думая о родителях, бабушках, дедушках и о том, что бы ещё хотела им сказать, что не успела для них сделать… Что и говорить, героиня моего рассказа – человек неисчерпаемой энергии, человек – эмоция. У неё всегда много новых идей и планов.
Быть культработником в сельской местности непросто. Особых развлечений в деревне нет, и от того, как организована работа сельского клуба, во многом зависит культурная жизнь села. Несведущие могут ненароком обидеть: «Это ли работа – пой да пляши. Что проще-то?!» И всё-таки на работе этой задерживаются не все, а упорные и влюблённые в дело профессионалы. Очень важен позитивный настрой и тесный контакт с библиотекой, школой, администрацией и депутатами поселения. При этом эпицентром основных событий в деревне был и остаётся небольшой одноэтажный клуб. И его хозяйка, которая не умеет, не может жить иначе.
фото из альбома Гажидмы-Любови Бодаевой