Как живётся узбекам в нашем крае, сколько их тут, с кем дружат, о чём тужат, рассказал председатель Забайкальской региональной общественной организации «Союз народов Узбекистана» Тохир МАДИЯРОВ. Он привычно чёкает в разговоре – забайкальца узнаёшь сразу. Но выступая публично, ощущает огромную ответственность – «33-миллионный народ за мной».
Тохир Аллаярович преподаёт в Читинском техникуме отраслевых технологий и бизнеса. В Забайкалье оказался волею судьбы и партии. «Даже немного печально вспоминать те страницы моей истории, потому что связана она ещё с СССР, где я родился, и с комсомолом связана, потому что комсомол меня направил в Читу, чтобы, обучившись, работал на камвольно-суконном комбинате», – ностальгирует он о конце 1980-х, когда работал мастером текстильного производства на КСК.
Его сегодняшние студенты, наверное, с трудом представляют особенности такой трудовой миграции. Сейчас-то всё больше тянутся на запад, за солнцем.
Профессию получил, рассказывает, – потянуло учиться дальше. «Может, остаться?» – подумалось. Комсомол разрешил, дал направление поступить на естественно-географический факультет пединститута имени Чернышевского. «Николая Гавриловича. Выпуск 1994 года», – добавляет Тохир Аллаярович.
– Женились, наверно, тут? – спрашиваю, рассматривая семейные фотографии.
– Да, предложили… Молодой перспективный специалист…
– Жениться предложили?!
– Работать! – смеётся он. – В Тунгиро-Олёкминском районе. В середине 90-х преподавал в Тупике биологию, географию, астрономию…
– Мёрзли, наверно, в наших краях?
– Первое время не без этого. Были варианты вернуться на родину… Но когда я плотнее и шире стал проникаться чудом Забайкалья, когда взяли верх любовь, семья, дети, – остался.
Тридцать три года Тохир Аллаярович здесь. С апреля 2018-го возглавляет узбекскую диаспору. Роль у него важная, а подопечные многочисленны.
«Сколько нас здесь»
Всего, по сведениям Управления федеральной миграционной службы от 1 сентября 2021 года, на территории края временно и постоянно проживают 5683 выходца из Узбекистана. «Это если всех посчитать, кто топчет забайкальскую землю», – уточняет, шутя, Тохир Аллаярович.
Основной поток (90%) приходится на период погодных условий, «наиболее благоприятных для трудовой миграции» (строительный сезон). «Наши граждане прибывают сюда, трудятся, а как только холода наступают – глубокой осенью или в начале декабря – уезжают до конца марта».
Работают в основном в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Именно узбеки, спасибо им, когда начался коронавирус, заменили китайских рабочих на масштабной реконструкции краевого драматического театра.
Три с половиной тысячи человек строят горно-металлургический комбинат «Удокан» в Каларском районе. «Строит компания Алишера Усманова – одного из виднейших бизнесменов России, известного далеко за её пределами», – горд соотечественником Тохир. Нам бы, русским, поучиться этой национальной солидарности: стал миллиардером сам – помоги с работой товарищу. И в обратную сторону – не зависть, а гордость: знай наших.
Жить в дружбе, не теряя себя
Сплочённость помогает и в труде, и в беде, в праздник и праздность – отдыхать узбеки тоже умеют прекрасно. Очень значимым событием стало для диаспоры вхождение в Ассамблею народов Забайкалья (организацию с момента основания и уже четвёртый год возглавляет Николай Сыроватка).
Благодаря в том числе Ассамблее, плотно и «взаимопроникающе» общаются с другими национальностями; из тюркских народов наиболее многочисленны в Забайкалье татары, меньше всего – около 500 человек – башкир.
«Очень хорошо, – рассказывает Тохир, – дружим с нашими соседями киргизами, с таджиками и казахами».
Сообща восстановили старинную мечеть. Совместно устраивают спортивные и другие мероприятия.
«Из религиозных широко отмечаем два праздника, – рассказывает глава диаспоры. – В конце мая – начале июня Ураза-байрам, это когда люди со своими обидами, какими-то давними ссорами прощаться должны, друг у друга просить прощения и начать всё с начала, с нуля. В августе наступает Курбан-байрам – праздник жертвоприношения во имя святого: всё плохое пусть уходит, а взамен приходят новые, добрые и чистые помыслы».
На некоторых маршрутах в Чите в Курбан-байрам объявляют бесплатный проезд. Хорошо знаком читинцам и Навруз – Новый год у иранских и тюркских народов. Он наступает 21–22 марта, в день весеннего равноденствия, и широко и ярко отмечается на главной площади краевой столицы. Забайкальцы всех национальностей стекаются туда посмотреть куреш (борьбу на поясах), попробовать национальную кухню. Самой приходилось видеть, как, учуяв запах плова с городской площади, земляки моментально меняли маршрут и планы.
В праздник тюркские народы, которые живут на забайкальской земле со всеми в дружбе, но всё-таки обособленно, являют на всеобщее обозрение, как огромный цветной ковёр, традиции своих государств. Так, например, в судейскую коллегию на борцовских соревнованиях входят старейшины, аксакалы. Они же играют наиважнейшую роль в общине, в том числе и на забайкальской земле.
«Вообще, наша жизнь… Она протекает, как восход и закат, – чисто на возрастном, – объясняет Тохир не очень понятно, но только поначалу. – Аксакал – главный. Как солнышко наше. Все события, даже когда когда человек уходит в другой мир – проводы, поминки; помолвка, свадьба, имущественный спор, – всё решается через них. У мусульман это называется шариат, то есть исполнительная и судебная власть в наших государствах играют роли чисто номинальные. Проживая здесь, мы, конечно, в чужой монастырь со своим уставом не ходим. Но стараемся и здесь быть вместе, проживать более компактно, друг другу плечо подставлять, помогать, чем можем.
Если старейшина достоин быть аксакалом по годам и заслугам, но не совершил паломничество в Мекку (это обязательное условие), община собирает деньги, чтобы отправить его туда.
Последние десятилетия широко стали распространены межнациональные браки. У меня тоже супруга: вместе учились, вместе работаем.
Язык? Три года сотрудничаем в этом направлении с городским комитетом образования, в частности, с Кирик Оксаной Ивановной, и самой многонациональной в последние годы стала школа №32. Там много наших детей, и хотя преподают, конечно, на русском, но дети вместе, рядом, общаются. Это очень способствует комфортной адаптации, вне уроков они продолжают общаться и разговаривают всё-таки на родном узбекском языке».
* * *
В завершение встречи (а состоялась она 29 декабря) Тохир Аллаярович поздравил всех с праздниками на русском языке и родном узбекском. Нарядный пришёл, в национальном костюме, с пакетом конфет и фруктов, как Дед Мороз! А стоило ему выйти в редакционный двор – гляжу – уже обнимается с кем-то – азербайджанскую диаспору встретил!
Так что живут узбеки неплохо. Со всеми дружат, ни о чём не тужат. Берегут свои традиции и с уваженьем относятся к обычаям других народов Забайкалья. Холодно здесь, конечно, и инжир не растёт, но многое искупает теплота отношений.