К юбилею села Алеур

Поселению Алеурскому Чернышевского района 320 лет. Когда в Забайкалье в XVII веке нашли месторождения различных руд, правительство решило заселять этот край интенсивнее. Наряду с другими в 1697 году вышло распоряжение о переселении в Нерчинск ста семей крестьян с Урала, из Верхотурья. Из 626 человек, отправленных по этому распоряжению, в Нерчинск в 1700 году пришли 423. Они были «посажены на пашню». Так возникли: Городищенская слобода – 10 дворов, Ундинская – 20 дворов, Алеурская – 9 дворов и однодворная деревня Боты…

Слобода (от слова «свобода» – «село свободных людей», как написано в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля) разрасталась, и когда в 1863 году в Алеуре «усердием прихожан, общим сбором» была построена церковь, стала называться селом. (Село, по тому же словарю Даля, – это «обустроенное и заселённое крестьянами место, в коем есть церковь».) Алеур назывался селом до 1 января 2006 года, до вступления в силу федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Тогда в Алеуре вместо сельского совета появилась администрация сельского поселения «Алеурское». Уважаемый мною Владимир Иванович Даль даёт двоякое определение слова «поселение»: «1) Заселённое место, жилое, где поселены люди, селенье, сельбище. 2) В Сибири поселеньем зовут место, заселённое ссылочными, а поселенный – ссылочный, ссыльный». В основу закона 131-ФЗ положено первое определение.
    В 1700 году Алеурская слобода расположилась в отрогах Шилкинского хребта, на берегу реки Алеур. Постепенно она пополнялась новыми переселенцами. Занимались крестьяне хлебопашеством, охотой, рыболовством, добычей соли. Земля здесь была государственной, поэтому возделывать её можно было сколько угодно, но за это крестьяне должны были обрабатывать и «государеву» землю. За обработку одной десятины «государевой» пашни крестьянин получал 12 десятин под пашню, 20–30 десятин лесов, две десятины под выгон, 1–1,5 десятины под усадьбу.
    В 1724 году вышло распоряжение о приписке слобод к заводам, о платеже за них подушных денег. Свободные крестьяне стали называться заводскими или приписными. Теперь они были обязаны обрабатывать, кроме своей земли, три десятины заводской. Две десятины засевали казёнными семенами, урожай сдавали в заводские магазины по 2 копейки за пуд (магазины продавали хлеб от 2 до 6 рублей за пуд). Третью десятину «парили» под урожай будущего года.
    Получая такую мизерную оплату своего тяжкого труда, крестьяне не были материально заинтересованы ни в улучшении плодородия почвы, ни в повышении урожайности. Поля приходили в запустение. Забайкальская природа тоже не баловала тружеников: периодические засухи, наводнения, неурожаи вели за собой голод и смерть.
    Генерал-губернатор Восточной Сибири Лавинский в 1827 году проехал по Забайкалью и в докладной правительству написал: «Бедствия крестьян представляются весьма разительными в домашнем быту, где полуразвалившаяся хижина, слабый и изнурённый скот, похуделые и истощённые лица поселян, бедная одежда, скудная пища, нагота детей и неимение никаких запасов убеждают в общей их нищете и истощении всех сил».
    Заводское хлебопашество было отменено, но твёрдо встать на ноги крестьяне не могли ещё долго.
    Новый генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв, назначенный на эту должность в 1847 году, обследовал вверенную ему территорию и в рапорте царю предложил создать Забайкальское казачье войско, для чего перевести в казачье сословие приписных крестьян. Предложение было принято. 17 марта 1851 года было утверждено «Положение о Забайкальском казачьем войске», а 21 июня того же года все приписные крестьяне Забайкалья в количестве 28992 души были переведены в казачье сословие со всем потомством и навсегда. Они были освобождены от податей, земля закреплялась за ними «по фактическому пользованию». За службу государство выплачивало казакам жалование. С годами стало крепнуть благосостояние крестьян-казаков. Но и они в долгу перед государством не оставались.
    Первое боевое крещение алеурские казаки получили в Китайском походе (1900–1902), затем приняли участие в Русско-японской войне 1904–1905 годов, Первой мировой (1914–1918) и Гражданской (1918–1922).
    Забайкальский писатель, краевед Виталий Юрьевич Апрелков много лет занимается составлением списков забайкальских казаков – участников военных действий, награждённых за воинские подвиги Знаками отличия Военного ордена (ЗОВО), Георгиевскими крестами, медалями, орденами. Вышло в свет пять томов книги «Георгиевские кавалеры Забайкальского казачьего войска». В них названы фамилии 40 героев-казаков из села Алеур: одной награды были удостоены 27 человек, двух – 7, трёх – 3, пяти – 1, десяти – 2. Трижды были награждены Николай Александрович Кожин, Василий Максимович Пыхалов и Пётр Фёдорович Корякин. Пятью наградами был отмечен Фёдор Кузьмич Шемелин. По десять (!) наград и звание полковника заслужили Михаил Дмитриевич Рожнёв (второй*) и Прокопий Иванович Чупров. «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – слова Александра Сергеевича Пушкина. Алеурцам есть чем гордиться: сорок Георгиевских кавалеров, два казака-полковника были в селе.
    Потомков Михаила Дмитриевича Рожнёва (второго) в Алеуре нет. Потомки Прокопия Ивановича Чупрова здесь живут, это его правнуки Сергей Валерьевич Чупров и Наталья Валерьевна Чупрова (Подкорытова) и их дети: Андрей, Татьяна, Елена, Александра.
    Гражданская война разделила алеурских казаков на два лагеря, 99 из них приняли участие в партизанском движении против японцев и семёновцев в Забайкалье.
    Закончились военные действия. Возвращались казаки в разорённые войной сёла. Алеур в Гражданскую войну находился на передовой линии фронта. Не раз переходил из рук в руки, не раз подвергался артиллерийскому обстрелу. Постои в селе то белых, то красных отрядов, которые реквизировали лошадей, фураж, продукты питания, вконец разорили крестьян. Кое-где стали образовываться коммуны, артели – это объединялись казаки, чтобы не пропасть поодиночке. Но эти коллективные хозяйства быстро распадались, так как по уставу артелей и коммун полученный урожай делился по едокам, то есть была уравниловка. У алеурцев такой горький опыт тоже был. В 1928 году в стране 97,6% посевных площадей были у единоличников.
    Летом 1929 года Сталин провозгласил лозунг «сплошной коллективизации». Начался откровенный нажим на крестьян. Они взбунтовались, в 1929 году произошло 1300 восстаний, а за 2 месяца 1930 года их было 2000.
    Забайкальский писатель, краевед Геннадий Александрович Жеребцов для того, чтобы мы узнали правду о трагических событиях в сёлах Забайкалья в те годы, проделал большую трудную работу – нашёл документальные сведения о событиях того времени и выпустил в свет книгу «Крестьянские восстания в Забайкалье (1930–1931 годы)». Восстание в Чернышевском районе освещено в рассказе «С шашкой на пулемёт». Как и другие выступления крестьян, это восстание было жестоко подавлено. Алеурцы в нём не участвовали, но репрессии коснулись и их: в селе были арестованы 15 человек, 9 из них – бывшие казацкие командиры, 6 – рядовые казаки. Всех арестованных обвинили в подготовке к вооружённому восстанию, в контрреволюционной агитации против мероприятий Советской власти и партии по коллективизации села. Всего в районе было арестовано 347 человек (6 августа 2007 года все они были реабилитированы).
    Колхозы были созданы, а чтобы колхозники не убегали из них, решено было не давать им паспортов. Наступила эпоха «Второго Крепостного Права (большевиков)» – так народ стал расшифровывать буквы аббревиатуры ВКП(б).
    После подавления восстаний власть решила приступить к массовому выселению «кулаков». В апреле 1931 года в район поступили указания по этому поводу. Выселяли недовольных и раньше, в 1928–1930 годах. После нового указания выселение продолжалось несколько лет. Всего за 1928–1933 годы из Алеура выслали 44 семьи, 215 человек.
    Насильственная коллективизация привела к снижению урожайности, но хлебозаготовки шли полным ходом. В зерновых районах страны хлеб выгребали подчистую. И разразился в России ГОЛОД. Дело дошло до людоедства. По разным оценкам, от голода в стране погибло от 4 до 10 миллионов человек. В Чернышевском районе в 1932 году тоже были проблемы с хлебом. Местная власть постановила: для колхозов выдать со складов «Заготзерна» 7,5 тонны дефектного зерна, для райпотребсоюза – 2 тонны.
    Много мер было принято правительством по укреплению колхозов, но объём сельхозпродукции был низок, невысока была и производительность труда. Ответственность за плачевные итоги власть переложила на колхозников. Начались повальные аресты «врагов народа». В 1937–1938 годах в Алеуре была репрессирована 31 семья (162 человека), из них повторно – 6 семей (29 человек). Из 31 арестованного «врага» к расстрелу приговорили 13, к 10 годам заключения – 16, двое умерли за время следствия… Всего за время коллективизации и репрессий 1937–1938 годов из Алеура исчезли более 100 хозяйств. Только о 69 семьях собраны некоторые сведения (читайте «Историю села Алеур»). Остальные (если их не коснулись репрессии) покинули село разными способами, спасаясь от раскулачивания, арестов.
    Началась Великая Отечественная война. В 1940 году в алеурском колхозе было 143 двора. Жили здесь и несколько семей, работавших на производстве. На фронт ушли более 100 человек. Много трудностей пережили женщины, старики и дети в тылу, помогая своим тяжким трудом родной армии.
    Пришла победа. Елена Николаевна Шемелина рассказывала: «Мы сеяли пшеницу в Кундуе. Прямо на поле приехал из колхоза нарочный и сообщил о победе. Мы плакали от радости и горя, ведь у многих в войну погибли родные. У меня брат Иван погиб».
    В четвёртом томе «Книги памяти. О тех, кто не вернулся с войны» фамилии 88 человек, ушедших из Алеура и погибших на полях сражений. Чтят алеурцы память о них. Стоит в центре села памятник. На плитах – родные имена. Никто не забыт, ничто не забыто…
    Алеурский колхоз имени Кирова просуществовал до 4 апреля 1993 года. Семнадцать председателей сменилось за 63 года его существования. С апреля коллективное хозяйство Алеура стало товариществом с ограниченной ответственностью, ТОО «Кировское». С 1 сентября 2003 года – сельскохозяйственным производственным кооперативом, СПК «Кировский».
    С 21 апреля 1995 года по 12 февраля 2010 года руководила ТОО и СПК Галина Николаевна Суханова. Ей шёл 69 год, когда она по состоянию здоровья оставила свой пост, ушла на пенсию.
    Сейчас от кооператива осталось одно название. В нём работает около полутора десятка пришлых людей, а жители поселения стараются найти работу с зарплатой, на которую можно прожить, на железной дороге и в пгт Чернышевск.
    Алеур не исчезнет. Начинался он с девяти дворов, а сейчас здесь, по сообщению экономиста администрации Натальи Витальевны Рожнёвой, их 350, жителей – 1220. Среди них есть потомки переселенцев, пришедших в Забайкалье в XVII–XVIII веках. Так, потомками Кондратьевых, первопоселенцев Алеурской слободы 1700 года, являются:
    – правнуки Кондратьевой (Корякиной по мужу) Варвары Ивановны: Ольга Алексеевна Корякина (по мужу Кожина), Александр Алексеевич Корякин, праправнук Алексей Витальевич Корякин, их дети и внуки;
    – правнучки Кондратьевой Евфалии Ивановны (по мужу Шемелиной): Светлана Витальевна Суханова (Простакишина), Елена Александровна Гундобина, Елена Юрьевна Шемелина с семьями;
    – внуки Кондратьевой Ксении Яковлевны (по мужу Шемелиной): Сергей Анатольевич Шемелин и Владимир Юрьевич Шемелин с семьями.
    В 1682 году пришёл в Забайкалье Афанасий Кожин. Он был одним из первых жителей деревни Куэнга в 13 дворов. С XVIII века его потомки стали проживать в Алеуре. До сих пор здесь живут Кожины, Сергей Павлович и Леонид Павлович; дочь их брата Виктора Павловича Марина Викторовна, внучка Николая Петровича Кожина Людмила Александровна Румянцева с семьями.
    В 1686 году в Забайкалье служил и получал жалование как десятник конных казаков Рожнёв Дмитрий Фёдорович. В 1709 году он был приказчиком в Куэнге и в Алеуре. Его потомок, живущий сейчас в Алеуре, Михаил Борисович Рожнёв, награждён орденом Трудового Красного Знамени. Живут здесь его дети Александр и Евгения с семьями, а также дети его брата Ивана Борисовича: Александр, Олег, Евгения, Наталья с семьями.
    В 1727 году в Алеурской слободе был приказчиком Осип Павлович Корякин. С тех пор его потомки живут в Алеуре. Сейчас здесь проживают: Виталий Григорьевич Корякин, его внуки Максим Александрович и Денис Александрович с семьями, а также Анатолий Степанович Корякин и его сын Алексей Анатольевич с семьёй, и другие.
    В недалёком будущем всё небольшое расстояние от Чернышевска до Алеура сплошь застроится новыми домами. Будет бывшая слобода, село, поселение Алеурское предместьем Чернышевска. Есть надежда на то, что оно в память о слободе, селе, поселении будет называться Алеурским.
    Алеур достоин этого.
    Альбина КОЖИНА, составитель «Истории села Алеур» и «Родословных жителей села Алеур», почётный член Приамурского историко-родоведческого общества, г. Чита
    *Раньше в больших семьях, особенно в Забайкалье, двух детей нередко называли одинаковым именем. Так вышло и у Рожнёвых. Отсюда уточнение – в нашем случае речь идёт о Михаиле Рожнёве (втором). – Прим. авт.
2+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)