К юбилею Стромилова

19 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Константиновича Стромилова, педагога, организатора народного образования, заслуженного учителя школы РСФСР, почётного железнодорожника, персонального пенсионера республиканского значения. Он родился и вырос в Жипковщине, в 50 км от Читы.

По документам, Николай Константинович родился 6 декабря. Родители посчитали, что дату необходимо перевести в соответствии с новым стилем, не разобравшись, что 1922 год уже ему соответствует. Поэтому с детства день рождения Стромилова отмечалось 19 декабря, так и повелось впредь.

Николай Константинович родился в с. Жипковщина, в семье крестьян Константина Аполлинарьевича Стромилова и Матрёны Николаевны, в девичестве Кузнецовой. Кроме него, старшего из детей, были ещё три сестры: Мария, Нина и Галина. Его прадед, отец большого семейства Алексей Стромилов, слыл в Жипковщине работящим и вполне обеспеченным хозяином, подавая пример своим многочисленным сыновьям. Один из его сынов, дед Николая Константиновича Аполлинарий, в самом начале Первой мировой войны был призван в армию, под Перемышлем получил ранение, за стойкость и мужество награждён солдатским Георгием 4-й степени. Во время Брусиловского прорыва с одной из групп оказался в окружении и попал в плен. Только в 1918 г. был освобождён и полгода добирался до дома.

Отца Константина Аполлинарьевича, работавшего в жипковщинском колхозе «Новая жизнь», когда началась Великая Отечественная война, призвали в армию и отправили на трудовой фронт, всю войну он служил на руднике Калангуй, где добывали флюоритовую руду для фронта, там же после войны ему пришлось охранять работавших в шахтах пленных японцев.

Николай рос смышлёным, любознательным мальчиком. Обучаясь в сельской школе, много читал, о чём рассказывал так: «Поздним вечером, как все управятся с домашними делами, и моей помощи по хозяйству уже не требуется, иду с книгой и керосиновой лампой под крышу и читаю до петухов. Это летом, а в зиму – на печке за занавеской». Поэтому-то часто просыпал и опаздывал на уроки.

Детскую страсть к книгам укрепил учитель литературы и русского языка Николай Иванович Токмаков, ведавший школьным литературным кружком в Новокукинской семилетке. Сюда после Жипковщинской начальной школы (тогда школа 1-й ступени) за четыре километра стал бегать Николай. Вместе с другими учениками под руководством любимого учителя постигал русскую поэзию и прозу. А в 1937 году, когда отмечалось 100 лет со дня смерти Пушкина, с другими кружковцами участвовал в проведении Дня памяти поэта. Позже он признался, что любовь к Пушкину, к русской литературе во многом предопределила его дальнейшую учительскую судьбу. «Каждую годовщину вместе с учениками готовил Пушкинский вечер или утренник. Всякий раз за образец брал тот далёкий юбилей, который с нами подготовили учителя Н.И. Токмаков, И.А. Ким и сестра будущего детского писателя Л.Р. Граубина», – вспоминал он.

Когда в том же 1937 году поступил в Читинское педучилище (тогда оно располагалось в здании бывшей учительской семинарии, которую когда-то окончил и учитель Стромилова Токмаков; сейчас здесь школа №3), то был вполне убеждён: пошёл в учительскую профессию, чтобы «вытянуть людей к свету, к образованию, без чего нельзя строить новую жизнь». Считал, что именно этим сможет принести людям больше пользы. И уже юношей-первокурсником внёс свою лепту в дело школьного образования Читы – участвовал в комсомольской стройке школы №1.

В 1984 году, в память о пребывании его в стенах столь знаменитого здания, был занесён в Книгу славы историко-революционного музея средней школы №3. А ещё в 1938-м, когда училище готовилось к переезду в город Сковородино (в те годы Сковородино было в составе Читинской области), из шалости сам увековечил своё имя «Коля Стромилов» на кирпичной стене парадного балкончика.

Выпускаться с квалификацией «Учитель начальных классов» в 1940-м пришлось уже из Сковородинского педучилища. Экзамены, и почти все на отлично, сдавал экстерном, потому что из-за нехватки в начальных школах учителей, будучи студентом последнего курса, 17-летним юношей Николай начал учительствовать в сельской Домно-Ключевской начальной школе, где обучалось 200 ребятишек. А когда заведующего ею Д.М. Шишова призвали на Финскую войну, заступил на его место. Уже тогда доказал свою товарищескую верность: должен был работать в родной Жипковщинской школе, но дал возможность учительствовать здесь своему детскому и юношескому другу Борису Лукьянову, у которого была больна мать и который не мог поддержать её, постоянно добираясь за десятки километров из Домно-Ключей.

40-е грозовые

По завершении учёбы в 1940 г. его призвали на срочную службу в Приморский край. Вспоминая о своей комсомольской юности, пришедшейся на 1930-е годы, в своих публикациях он позже писал: «Будучи призванным в пограничные войска, я знал устройство винтовки и ручного пулемёта Дегтярёва, умел стрелять, пользоваться противогазом, действовать в строю, мог оказать помощь при ранении себе и товарищу, обезвредить зажигательные бомбы, знал, как вести себя при налёте вражеской авиации. Мы оказались выносливыми и достаточно подготовленными солдатами. Все эти знания и умения, приобретённые в училище, мне пригодились на границе, а потом на войне».

Николай попал в Гродековский погранотряд, который нёс службу на самых горячих участках дальневосточной границы, где в 1930-е гг. сотнями совершались японские провокации, и где отличились с ними в борьбе советские пограничники во главе с В. Котельниковым, А. Агеевым, Н. Карацупой. Не раз приходилось действовать в составе тревожных групп, быть старшим в наряде и участвовать в задержании нарушителей, нередко оказывавших вооружённое сопротивление. Здесь на уроках боевой подготовки пришлось лично слушать легендарных Агеева и Карацупу, последний был его кумиром. (Н.Ф. Карацупа за 20 лет погранслужбы в 1930–1950-х гг. со своей служебной собакой участвовал в 120 боевых схватках, задержал 338 лазутчиков, уничтожил 129 шпионов и диверсантов.)

Николай Стромилов узнал о начале войны, возвращаясь из пограничного дозора 22 июня, когда застава была уже в полной боевой готовности. Его направили на ускоренную учёбу в военное пограничное училище им. С.М. Кирова в Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР, и уже в феврале 1942 г. в звании младшего лейтенанта он был на фронте. Служил в погранвойсках по охране тыла действующей армии: боролся с фашистской разведкой, диверсантами и провокаторами. Ожесточённая борьба шла с бандеровцами, зверства которых стали сейчас широко известными, и с польской армией Крайовой, антисоветская направленность которой была также рассекречена в последние годы. Стромилов был командиром взвода, приходилось быть и за комбата. Обладая аналитическими способностями и высокой грамотностью, служил помощником начальника штаба батальона, затем старшим помощником начштаба полка по оперативным вопросам, был, как позже признавался, вооружён большим объёмом оперативных данных. В сентябре 1943 г. вступил в партию, верность которой, как рядовой коммунист, пронёс даже через годы её гонений: «Пройдя тысячи километров с тяжёлыми оборонительными боями от Рубежного Ворошиловоградской области до чеченского Гудермеса, будучи участником битвы за Кавказ, принимая участие в освобождении Белоруссии и Польши, закончив войну в Пруссии, мне и в голову не приходила мысль как-нибудь схитрить, не точно выполнить приказ или уклониться от боя. Ни разу не получил замечания от командиров о невыполнении боевого задания. И это не от боязни наказания руководителя, а от осознания звания коммуниста. Для меня и моих товарищей слова о том, что мы победили под руководством партии, – не пустой звук. Так оно и было».

Боевые медали «За оборону Кавказа» (1944), «За боевые заслуги» (1945), «За победу над Германией» говорят сами за себя. Когда в 1946 году в звании старшего лейтенанта окончил военную службу, а было это в польском городе Лигница, предложили учиться в военной академии. Не стал: тянуло к мирной жизни в Забайкалье.

Когда наступил мир

По возвращении Стромилова домой в 1946 году был учтён его опыт руководителя в сфере народного образования – молодого фронтовика назначили директором школы в Атамановке. Но вскоре перевели на руководящую комсомольскую работу – Николай стал первым секретарем Читинского райкома комсомола.

С раннего детства зная жизнь и заботы сельчан, он как мог старался облегчить их труд. Не засиживался в кабинетах и не застревал на трибунах, а пешком с куском хлеба, что давали по карточкам, в полевой сумке вместе с блокнотом, газетами да полотенцем (предметами туалета) прошёл весь район. Был на полевых станах, в тракторных бригадах, эмтээсовских мастерских, на фермах и конных дворах, в сельских клубах и школах.

Его знали не только в родной Жипковщине и Новой Куке, где учился в школе, но и других сёлах района – Шакше, Преображенке, Амодово, Сивяково, Ерёмино, Беклемишево. Но после его избрания вторым секретарём Читинского обкома ВЛКСМ кто-то бдительный из коллег указал на «пятно» в его биографии (родственники подвергались репрессиям), и перспективный работник был снят с должности и выведен из всех общественных партийно-советских учреждений.

«Я-то знал, что вины моей не было никакой, и преданность Родине доказал на фронте. Озлобленности не было, была обида на бездушное отношение некоторых товарищей». Один такой «друг» с трибуны пленума обвинил обком комсомола в том, что вовремя не разоблачили Стромилова как враждебного элемента. Его коллега по комсомольской работе А. Бородин позже говорил, что помнит этот пленум, что может подтвердить, что Стромилов среди комсомольцев и молодёжи слыл человеком честным и достойным, что все были в недоумении: как же так, ведь Сталин сказал: «Сын за отца не отвечает»…

Николай вернулся в школу и три года (1948–1951) был учителем семилетки большого железнодорожного посёлка Яблоновая, а в следующие три (1951–1954) возглавлял им же организованную такую же школу на станции Лесная.

Была уже своя семья: жена Антонина Сергеевна, тоже школьный учитель-историк, трое детей – Саша, Володя и Наташа, а сам он заочно обучался на историко-филологическом факультете Читинского пединститута (окончил в 1957 г.). И уже прочно связал себя с профессией учителя и педагога.

Учить и строить

В 1955 году семья поселилась в Чите, и Николай Константинович стал завучем во вновь построенной средней школе №122 (здание этой школы находилось у подножия Титовской сопки; позже здесь была средняя школа-интернат №3, а сейчас – кадетская школа). Когда в 1959-м на Чите-1 в системе народного образования Забайкальской железной дороги открылась восьмилетняя школа-интернат №4, его назначили сюда завучем, а в 1962 году – директором (типовое школьное здание, такое же, как здание средней школы №48, находится рядом с этой школой).

Столовая и общежитие оказались деревянными ветхими постройками. Занялся строительством, но и учительствовать не перестал. Вскоре все здания школы, включая учебный корпус, отвечали всем требованиям того времени: классы с обилием света и воздуха, оборудованные учебные кабинеты, большой спортзал, тёплое благоустроенное общежитие со столовой и спальными комнатами.

О его директорском служении писали в газетах: «Директора бывают разные: один – весь поглощен хозяйственной деятельностью, другой – просветительской работой среди учителей, третий влюблён лишь в свой предмет. В Стромилове сочетаются все эти качества. Сверх того он депутат райсовета, пропагандист райкома партии… Стромилову его широкие обязанности не мешают работать, сосредоточиться, потому что он всегда умеет подчинить их главному. Да, человек интересен, прежде всего, в главном деле своей жизни, в том, чем он увлечён без остатка. Среди таких-то людей чаще всего и встречаются одержимые. Они, словно пришельцы из будущего, охвачены нетерпением скорее приблизить его».

В 1969 году, когда его детище – школа-интернат №4 – готовилось к встрече 10-летнего юбилея, по радио сообщили: Н.К. Стромилову как одному из лучших педагогов и воспитателей, грамотных учителей-методистов, школьных организаторов присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Его подопечные участвовали в значимых делах города: на средства от собранного ими металлолома были выпущены трактор, автобус и троллейбус; такие же средства пошли в пользу Вьетнама; ученики высадили деревца вдоль шоссе напротив Соцгородка, на берегу Кенона… Начав депутатскую деятельность в Железнодорожном районе Читы, Стромилов стал инициатором строительства в Карповке пионерского лагеря для школьников района. За эти реальные дела на пользу городского района и родной школы Николай Константинович был занесён в Книгу почёта Железнодорожного района (1969) и позже – в Книгу почёта школы-интерната №4.

Железнодорожная история

Как опытного педагога и организатора, в апреле 1970 года его назначили начальником отдела учебных заведений Забайкальской железной дороги. И в бытность его начальником дорожных школ здесь в пять раз сократилось второгодничество, успеваемость за семь лет поднялась с 96,6 до 99,3 процента. Треть всех школьников учились на «4» и «5». Благодаря его усилиям обновилась материальная база школ и детских садов, строились новые учебно-воспитательные учреждения.

На этой должности он проработал до 1983 года и после выхода на пенсию трудился в Читинском областном управлении образования. Был председателем Совета ветеранов управления ЗабЖД (1995–1999), а также помощником члена Федерального Собрания РФ А.И. Довгялло. Избранный ещё 1990 году председателем Совета ветеранов войны и труда Управления дороги, он отдавал все силы и этой общественной деятельности. Никто не требовал, чтобы он регулярно приходил в управление, но почти ежедневно в начале рабочего дня он был на рабочем месте. В его блокноте были десятки фамилий тех, кто нуждался в помощи, о ком предстояло похлопотать.

Несмотря на то, что вся его трудовая деятельность ранее была связана со сферой образования, Стромилов знал имена ветеранов других подразделений дороги, откликался на их заботы. Писал о них и их проблемах в дорожную газету.

Соратники пытались добиться для членов Совета и его председателя зарплаты, но все они категорически отказались, заявив, что выполняют общественные поручения. А когда предложили их премировать, председатель предложил решить этот вопрос на общем собрании пенсионеров.

В зрелые годы Николай Константинович проявился как журналист. Сначала в «Забайкальском рабочем» печатались его материалы об учителях и воспитанниках подведомственной ему школы-интерната, о системе обучения в подобных учреждениях, передовом педагогическом опыте. А с 1980-х в «Забайкальской магистрали», а также в газете Читинского района «Знамя коммунизма» (позже «Ингода») одна за другой стали появляться статьи-воспоминания о его деревенском детстве, школьных товарищах, односельчанах-тружениках. Многие его публикации посвящены русским писателям и поэтам, инженерам – строителям железных дорог, ветеранам Забайкальской железной дороги.

Откликнувшись на перестройку, он в начале 1990-х активно высказывался в печати о том, почему партия и коммунисты потеряли авторитет в народе, кто является хозяином в деревне и есть ли там Советская власть, почему она не смогла влиять на качество жизни людей в условиях административно-командной системы, всевластных аграрно-промышленных предприятий и партаппарата. С болью воспринял демократические реформы, развал СССР и роспуск компартии.

Помимо названных наград, как ветеран Великой Отечественной войны и труда Николай Константинович Стромилов награждён юбилейными медалями, орденом Отечественной войны II степени, ещё медалью Жукова и в 1998-м – «За заслуги перед Читинской областью».

Умер Николай Константинович 27 января 2004 года после трёх перенесённых инсультов.

Наталья Константинова, кандидат исторических наук, краевед,
фото предоставлено автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)