Как это будет по-киношному и наоборот? Пролог

К настоящему времени в наш кинообиход заявились новые загадочные «синема-марсианско-тарабарские» словечки, понятия-обозначения, без которых несколько затруднительно понимать всё, что связанно с современной (и не только) кинематографической жизнью, а по сему сегодня в «Телемании» самое время продолжить обучение-ликбез на тему современной кинотерминологии. Итак, звенит звонок – начинаем урок.

Мы находимся практически в середине финального месяца лета, а стало быть, на пороге нового киносезона с массой премьерных показов, знакомства с аннотациями и обзорными статьями-обозрениями оных в СМИ (и сетевых блогах), интервью с их создателями – продюсерами, сценаристами, режиссёрами, актёрами. Как правило, все эти речи и тексты сопровождаются массой специфических терминов, словечек и понятий, которые всяческий уважающий себя фанат cинема, впрочем, как и обычный поклонник кинематографа, должен знать и понимать. Когда-то мы уже проводили в «Телемании» подобный ликбез, где в популярно-шуточно-серьёзной форме (с примерами) расшифровывали, что это за разные там, ныне уже знакомые и привычные, «сиквелы» (продолжения), «приквелы» (те фильмы, что являются предысторией оригинальной картины), «ремейки» (пересъёмка старого известного фильма на новый лад) и прочие «трейлеры» (рекламный ролик – анонс фильма), «постпродакшн» (период обработки отснятого киноматериала – монтаж, озвучка и т.п.) с «флэшбэками» (отклонение в сюжете фильма и возврата его в прошлое) и т.д.

Тизер (англ. teaser – дразнилка, завлекалка)

Представляет собой короткий рекламный ролик (всего 15–30 секунд), но при этом битком набитый динамичными фрагментами, причём абсолютно не связанных друг с другом. Главный объект зрелища, как правило, держится в секрете. Так, во время рекламной компании фантастического фильма С. Спилберга от 2005 года по роману Г. Уэллса «Война миров» во всех тизерах были показаны сцены катастроф, паника людей, фрагменты сражений армии. Главные герои, марсиане в своих боевых машинах – треножниках, мелькнули только в виде гигантских теней. Тизеры, как правило, появляются, когда работа над фильмом ещё не закончена. Целые серии роликов-тизеров сопровождают любой крупный кинопроект, заявленный как…

Блокбастер (англ. Blockbuster – мощнейшая авиабомба, разрушающая (bust) целый уличный квартал (block))

По одной версии, название пришло из театрального сленга и означает любое зрелищное событие на стороне, приводящее к срыву плановых спектаклей и ущербу для бизнеса театральных заведений микрорайона (блока) из-за оттока обычного для них количества зрителей. По другой версии – по причине того, что на время киносеансов жилой квартал буквально вымирал и на улицах не было видно ни души. Термин унаследован от одноимённой бомбы времён Второй мировой войны, взрыв которой приводил к полному уничтожению целых микрорайонов города.

В кино «блокбастер» означает высокобюджетный (свыше 100 млн долларов; в России может быть и меньше) зрелищный фильм, предназначенный, в первую очередь, для экранов большого формата (по типу читинского «Удокана») или «классического» (как в нашей «Бригантине»), но уже точно не для домашних экранов ТВ (независимо от размера). Термин приобрёл настоящее значение после выпуска в 1975 году фильма С. Спилберга «Челюсти». Из прошлых дорогостоящих постановок в разряд блокбастеров попали бы фильмы «Бен Гур» (1959), «Клеопатра» (1963). К современным блокбастерам можно отнести: «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Трансформеры», «2012», «Аватар», «Начало», цикл о супергероях компании Marvel (Железный человек, Супермен, Капитан Америка, Тор, люди Икс и т.п.), «Разлом Сан-Андреас», «Интерстеллар», «Дюна», трилогию «Стражей галактики» и т.д. Из российских – «Экипаж», «Притяжение», «Время первых», «Легенда о Коловрате», «Сердце Пармы», «Т-34».

Видя, что тот или иной блокбастер приносит баснословную прибыль, и восторженная публика требует продолжения, кинодельцы предлагают создателям фильма запустить в производство сиквелы (продолжения), либо приквелы (предыстории главного фильма) или даже кое-что третье, располагаемое где-то посерёдке между оными, именуемое как…

Мидквел (англ. midquel, контаминация приставки mid от middle – «середина»)

А это ни что иное как кинокартина, развивающая сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Особенность мидквела в том, что изображаемые в нём события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета (в отличие от сиквела, в котором события следуют за оригинальными, и приквела, в котором они предшествуют). Например, в полнометражном мультике «Бэмби 2» (2006) действие разворачивается на временном отрезке между началом и концом первого мультфильма «Бэмби».

Другой пример – известный сериал «Хроники Сары Коннор» (2008), где действие разворачивается между событиями первой и второй частей фильма «Терминатор».

Итак: сиквел, мидквел, приквел. Думаете, всё, уважаемые друзья-зрители-читатели?

А вот нетушки!!! Появился с определённого времени среди всех этих «-квелов» ещё один и зовётся он…

Риквел (от англ. словосочетания remake и sequel)

Представляет он собой частично перезапуск (у него имеется свой термин, и к тому понятию мы ещё обратимся), частично продолжение. Пример: «Терминатор: Тёмные судьбы» (2019). Он вроде как продолжал события классического «Терминатор 2: Судный день» (1991) и в то же время как бы игнорировал историю 3-го, 4-го и 5-го. При этом становился перезапуском.

В принципе, риквелом можно назвать картину «Ирония Судьбы. Продолжение» (2007). Здесь много новых персонажей и сюжетных поворотов, но в основе – уже известная история Э. Рязанова от 1975 года.

Забавно, но существует ещё один «-квел», а имечко его…

Интерквел

Это такой фильм, чей сюжет происходит между событиями ранее созданных известных кинолент. Интерквел является одновременно сиквелом для одного фильма и приквелом для другого, но при этом не является мидквелом. (Что, друзья, уже голова пошла кругом?) Пример?

Хотя бы известный блокбастер «Изгой-один. Звёздные войны: Истории» (2016), где события происходят между третьим и четвёртым эпизодами «Звёздных войн».

Видя повальное увлечение армиями фанатов наиболее оригинальными кассовыми проектами, киноинвесторы отдают пожелание-приказ сценаристам и режиссёрам снять…

Спин-офф (англ. spin-off – «побочный продукт»)

Фильм о персонажах, ранее появляющихся в исходной картине. В более широком плане спин-оффом называют фильм или сериал, вселенная которого или персонажи были ранее использованы в другом сериале или фильме. Один из ярких примеров типичного спин-оффа – «Кот в сапогах» (2011) и его сиквел от 2022 года «Кот в сапогах: Последнее желание» – мультфильмы о похождениях знаменитого рыжего Кота – героя второй и последующих частей «Шрека».

Ещё пример спин-оффа, являющегося также приквелом и блокбастером в одном флаконе – картина австралийского режиссёра Фрэнка Миллера в жанре постапокалипсис и дизель-панк, что вышла в мировой прокат в мае 2024 года и месяц назад объявилась в отличном качестве и русском дубляже на интернет-торрентах «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» о похождениях соратницы Безумного Макса, что действовала в нашумевшем кассовом фантастическом боевике «Безумный Макс: Дорога ярости» от 2015 года. А этот блокбастер являлся, в свою очередь, перезапуском культовой трилогии всё того же австралийца Миллера «Безумный Макс» (1979, 1981 и 1985 гг.) с участием молодого Мэла Гибсона.

Когда крупный кинопроект начинает пользоваться небывалой, если не сказать бешеной (в хорошем смысле этого слова) популярностью у миллионов зрителей мира, начинает приносить баснословную прибыль, он, как и любой товар в бизнесе, приобретает свою торговую марку, именуемую как…

Франшиза

По большому счёту франшиза – это никакая не «французская шиза» и вообще не «шиза», а вполне себе схема ведения бизнеса, при которой торговую марку сдают в аренду. В кино употребляется по отношению к сиквелам-продолжениям. Например, «Чужой» (1979) – это франшиза. Первая её часть. Автор Ридли Скотт. Несмотря на успех своего фантастического ужастика, режиссёр отказался от съёмок продолжения в пользу нового, ныне хрестоматийного фильма «Бегущий по лезвию бритвы» (1982). А дальше студия, как владелец марки, могла нанять кого угодно развивать брэнд. И наняла. Джеймса Камерона, который снял в 1986-м «Чужих». «Чужой-3» создал Д. Финчер, «Чужой-4: Воскрешение чужого» – Ж. Жане. В 2004-м появились (с согласия владельцев франшизы «Хищник») «Чужой против Хищника», в 2007-м – «Чужой против Хищника: Реквием». Бывает, что создатели франшизы возвращаются к своему детищу, как Ридли Скотт вернулся к своим ксеноморфам – «чужим» в картине «Прометей» (2012) и её сиквеле «Чужой: Завет» (2017). А 14 августа в мировой прокат выходит очередной фильм «алиенской» франшизы «Чужой: Ромул», где кресло режиссёра занял Феде Альварес, а одно из продюсерских мест – Р. Скотт.

Ещё примеры знаменитых кинофраншиз: циклы о супершпионе 007 Джеймсе Бонде, «Полицейская академия», «Терминатор», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Голодные игры», «Миссия невыполнима», целый цикл блокбастеров о супергероях всех мастей, от Супермена, Человека-паука до ультрасовременных Дэдпула и Человека-муравья. Из российских: «Последний богатырь», «Ёлки». «Лёд», «Холоп» и т.д.

Хозяевами кинофраншиз, как и наиболее масштабных фильмов-блокбастеров, чаще всего являются «военные» в звании…

…но об этом, как и об остальных загадочных словечках и терминах современного мирового кинематографа, в следующем кино-ликбез-занятии «Телемании». Урок окончен!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)