В феврале 2020 года «Земля» попала на экскурсию в кролиководческую ферму «Эко Фуд» в пригороде Читы. Благоустроенные амбары, европейское оборудование, чистота, как в аптеке, и 40 тысяч белоснежных кроликов. «У нас такое построили?!» – радовались земляки. Активно рассказывало о проекте минэкономразвития, и были новости, что появился у предприятия выход на иностранный рынок. Как дела в кроличьем царстве сейчас?
Александр Шведун, директор КФХ «Эко Фуд», он же владелец оптовой компании «Ангир», на разговор соглашается легко. Говорит как есть. Коротко и просто – дела не очень, но рук не опускают, ищут пути. Четыре года предприятию нынче. Его проектная мощность (заявлялась Министерством экономического развития края в 2020 году) – 60 тонн в месяц. Сейчас производят 7. Почему – в интервью расскажем.
А в середине февраля Министерство сельского хозяйства региона удивило новостью: комплекс по разведению осетровых пород рыб планируют построить в Забайкалье. Реализовать проект намерено фермерское хозяйство «Эко Фуд».
«В этом году предприятие, ранее успешно завершившее проект по созданию кролиководческой фермы с селекционным генетическим центром, планирует приступить к реализации инвестиционного проекта по строительству комплекса для разведения осетровых пород рыб. Ожидается, что в 2023 году объект введут в эксплуатацию, а в 2026 году читинское хозяйство сможет выйти на полную производственную мощность и получать до 35 т осетра сибирского», – сообщил министр Денис Бочкарёв.
Ещё поэтому в «Земле» снова зашёл разговор о кроликах…
Рынок не занят, но…
– Александр Александрович, почему кролики? Вы же сельским хозяйством не занимались, или мы что-то про вас не знаем?
– Сельским хозяйством не занимались. Занимались продажей мяса, полуфабрикатов… А в научной литературе было написано, что российский рынок курицы и кроликов (курятины и крольчатины) был достаточно свободен в определённый промежуток времени. Если потребности в курице отечественный производитель закрывал порядка 50%, то кролика российского на рынке было всего, по-моему, 2% от спроса.
– Национальный союз кролиководов и в 2020 году говорил, что дефицит сохраняется: на каждого россиянина приходится, если не ошибаюсь, 90 г крольчатины вместо 2–2,5 кг в Европе и, кстати, в Советском Союзе.
– Да, дефицит не закрыт. Но трудность в том, что мы находимся в весьма отдалённом месте от крупных рынков сбыта. И логистика до основных потребителей весьма значимая.
– Основной потребитель – не в ДФО?
– По идее, конечно. Больше всего крольчатины потребляют в западной части России, Подмосковье. Например, все производители детского питания (а туда идёт филе кролика и т.д.) находятся там – Москва, Питер. Соответственно, львиная доля оптового потребления – это они и торговые сети типа «Магнит», «Пятёрочка», «ВкусВилл» и им подобные, таких в Забайкалье тоже нет.
Предложения поступают, но пока весьма скудные – 500 кг в месяц возить из Читы, например, до Новосибирска. Нереально, поскольку невыгодно.
– А Китай?
– Так ведь Китай полностью закрыт из-за коронавируса. У нас есть разрешение российской стороны на экспорт в КНР, а вывезти туда, пока границы закрыты, нет возможности, потому что туда сейчас ничего просто не едет.
Поэтому сейчас мы производим больше, чем можем продать.
– Какая на сегодня производительность у «Эко Фуд»? На проектную мощность вышли или пока сдерживаете аппетиты?
– Закрыли один цех. То есть сейчас из четырёх возведённых цехов работает один. Это порядка 7 т мяса в месяц. Реализуем, но частично пока остаётся.
Начали делать полуфабрикаты – сотрудничаем с МПК (Маккавеевским пищевым комбинатом). Копчёный кролик – филе, ножки: МПК нам коптит, мы реализуем в копчёном виде. Помимо разделки, которая у нас есть. Плюс наше кафе в небольшом количестве перерабатывает кроличьи мясо и печень.
А вы к крольчатине как?
– В районах тоже есть перерабатывающие цеха, производства полуфабрикатов. Вдруг да заинтересуются?
– Мы только за. Вопрос даже не в том, с кем сотрудничать, а в том, насколько забайкальские производители готовы делать свою продукцию из мяса кролика, а их покупатели – покупать.
МПК запустило в производство колбасу и сосиски из крольчатины. Они оказались востребованы. Но львиная доля продаж происходит через наши торговые точки. Иными словами покупает тот, кто распробовал.
– Это не только забайкальских реалий касается. Крупные производители крольчатины в России признаются, что информационная составляющая очень важна – проще говоря, народ к крольчатине не приучен. Например, так свой сегмент рынка заняла индейка, раньше не особо популярная в стране.
– Возможно, да, не приучены… Но приходишь на тот же рынок «Витэн» в Чите – там местного кролика частники продают. Он, во-первых, вряд ли диетический, потому что выращивается весьма длительно – не 76 дней, как мы. А продают они его в 2–3 раза дороже, чем мы своего, выращенного по всем правилам полезного продукта. И продают же!
– Дорогое удовольствие – кролик?
– У нас тушка выходит в районе 600 рублей в зависимости от веса. У частников – в районе полутора-двух тысяч. Мы большей частью продаём крольчатину в охлаждённом виде, а на рынках и городских ярмарках продают замороженное по десять раз…
Так что, может, действительно, не хватает информации. Люди просто берут, не задумываясь, какая порода у этих кроликов, чем их кормили, когда забили, осматривал ли их перед забоем ветеринар…
О кормах, субсидиях и французах
– Государство каким-то образом субсидирует промышленное кролиководство?
– За всё время существования (с 2019 года) мы получили помощь – чуть больше 300 тысяч рублей на перегрузочные контейнеры. И то возникли проблемы – часть денег хотели забрать обратно из-за ошибки в отчётах.
А про помощь на корма, обновление стада даже речи не идёт.
– Вы с французской породой, французскими гибридами, насколько помню, работаете? Племенные хозяйства в России есть? В свете последних событий в мире это становится очень актуальным.
– Да, порода «Хиколь+». Есть предприятие в Подмосковье. Племенных животных завозит из Франции, доращивает и продаёт по России. В этом году нам стадо нужно обновлять. Как с сегодняшним курсом евро это будет выглядеть, даже не знаю.
– А по кормам с забайкальскими фермерами договориться, чтобы не зависеть от валют и логистики?
– Не удаётся пока. Корма возим с Алтая. Забайкальским фермерам предлагали, и вроде бы они не против, но…
– Что надо – силос?
– Работать надо. В кормах идёт зелёнка – 50%, ячмень и др. То есть определённая рецептура. С крупными производителями разговаривали. Смотрят, говорят: «Да, можем, ничего страшного». Но пока дальше разговоров не пошло. Ведь нужно не только произвести, грубо говоря, 400 тонн и нам отдать. Его нужно возить по графику, допустим, раз в две недели, а значит – хранить где-то, и т.д.
Это непросто, тем более, если хозяйства специализируются на другом. Но мы всё-таки надеемся на сотрудничество.
– Александр Александрович, а специалисты? Это камень, о который запнулось ни одно сельхозпредприятие?
– Ферма максимально автоматизирована, там минимум ручного труда, но требуются высококвалифицированные специалисты. Их привлекал из других регионов. На данный момент из приезжих в Чите остался руководитель. Ветврач работает удалённо. А технолог обучился и свой теперь.
О рентабельности и осетрах
– Вложения пока не окупились, наверное?
– Нет, конечно. Пока только всё вкладывается… Но мы ищем способы расширить рынок сбыта. Есть точки продаж в Нерчинске и Краснокаменске. Готовы сотрудничать с другим районами Забайкалья. С кафе и ресторанами в том числе. Недавно в «Аян» возили образцы на пробу. Посмотрим…
Пытаемся каким-то образом завести мясо кролика в детское питание (сады, школы), в больницы. Ещё куда-то.
– В чём трудность с «социалкой»? Вы же полностью сертифицированы. Производственный контроль на уровне. Крольчатина – полезный диетический продукт.
– По идее, да. Но этого мяса в стране не так много, и, допустим, в перечне продуктов для социальных учреждений есть свинина, есть говядина, есть курица. А мяса кролика нет. Как будто его и не существует. Ни один здравомыслящий главврач не может взять на себя ответственность, потому что потом его будут проверять и спросят: «Где в перечне кролик?! Его там нет!»
– Получается, многое надо менять даже на уровне таких документов, чтобы занять нишу, не говоря уж о пищевых пристрастиях россиян. Ваше предприятие не относится к Территории опережающего развития «Забайкалье»?
– Были предложения. Но мы от этого больше теряли, чем получили бы.
– Тогда как на не самом радужном кроличьем фоне возникли осетры?
– Мы вообще изначально, до кроликов, хотели делать именно рыбное хозяйство. На него был расчёт. А в процессе изучения показалось, что кролики будут более востребованы. Поэтому сначала сделали кроличью ферму.
Для осетров будут созданы искусственные условия. Каркас уже сделан – там будут разводиться. А рядом сделаем два-три искусственных водоёма. По задумке, рыба будет выращиваться на продажу, также на кафе и рестораны. А в водоёмах – для развлечения, платной рыбалки летом.
– Вы энтузиаст… Но хочется и про кроликов какого-то оптимизма в конце. Вы так спокойно относитесь к трудностям…
– Так от нас теперь что зависит? Вот завтра придёт министр сельского хозяйства. Скажет: «Вот вам деньги, давайте помогать чем-то буду». А к нам приходят, когда надо комиссии какой-нибудь показать, ещё там что-то. Простите… Срочный звонок…
* * *
Комиссии уходят, а им – работать.
Александр Александрович из тех людей, у которых меньше слов – больше дела, это вызывает особенное уважение (наш разговор уложился в рекордные 15 минут!). Но время такое, что говорить, и как можно громче, о своём детище на рынке сегодня необходимо. Раскручивать страницы в социальных сетях. Рассказывать и приучать забайкальцев к крольчатине – по цене за килограмм она практически сравнялась с говядиной в розничных сетях, а польза продуктов несопоставима.
И хотя ни жалоб, ни сетований ни в чей адрес у Шведуна нет, сами видим, что в информационном поле краевых министерств хозяйственники появляются, когда начинают сыр варить, осетров разводить.
Появятся – и исчезают. А между прочим, предприятие «Эко Фуд» по масштабам – одно из четырёх в России и единственное в Дальневосточном округе. Заработает на всю мощь – появится заделье и у производителей кормов, и у производителей полуфабрикатов, консервов, фетра, детского питания…
Расплодятся, как кролики.