«Кино ещё способно вернуть человечность»

Ко Дню России – о стране на экране и будущем российского кинематографа

На Х Забайкальском международном кинофестивале зритель увидел десятки фильмов о жизни со всеми её горестями и радостями. Многие картины смогли представить сами режиссёры, художники-постановщики и актёры. Не раз встречалась с благодарными забайкальцами программный директор Забайкальского международного кинофестиваля Мария Безенкова. С Марией Викторовной мы увиделись в кинотеатре «Удокан» на премьерном показе программы «ВГИК: взгляд из будущего». Встреча со зрителями предполагала разговор о том, если ли будущее у современного российского кинематографа.

Что привозят и почему

– Мария Викторовна, безусловно, есть картины «модные», задача которых – собрать кассу. А есть ленты, которые просто необходимо показывать людям. По каким критериям определялась программа Забайкальского кинофестиваля?

– Чаще всего фильмы собираются по принципу «смотрибельности», чтобы они были интересны зрителям, и с определённой фестивальной судьбой. Если мы говорим о будущем российского кинематографа, то студенты ВГИКа – ведущего кинематографического института страны – вольны выбирать любые темы для своих учебных и курсовых работ, которые мы чаще всего показываем в рамках фестиваля. И у студентов бывают свои тренды; например, было два-три курса, которые внезапно начинают снимать кино про тренинги, а другие ребята – только по произведениям Александра Вампилова. То есть идеи витают в воздухе, и чаще всего в программе фестиваля мы стараемся подбирать разные темы. Это может быть и село, и город, или история-абсурд. Вот здесь действует принцип разнообразия.

Что касается фильмов с фестивальной судьбой, то студенты принимают участие в российских и международных фестивалях, и, глядя на них, мы понимаем, насколько они успешны и что будет востребовано зрителями.

Отмечу, что программа юбилейного кинофестиваля дала возможность увидеть не только какие-то современные тенденции в российском и мировом кинематографе, но и поговорить, например, на тему памяти, которая являлась основной для нынешнего фестиваля. Вспоминали то, что было показано за все предыдущие десять лет, фильмы-победители и т.д.

От «Ёлок» – к производственной драме

– Вектор развития отечественного кинематографа в будущем уже чётко обозначен, или киноиндустрия находится в стадии поиска?

– Современный российский кинематограф сейчас развивается сразу в нескольких направлениях. События февраля 2022 года во многом стимулировали развитие разнообразных его ветвей, чего не было до этого. До этого было создание только больших блокбастеров и так называемых «новогодних фильмов», которые, по сути, являлись калькой голливудских картин и собирали кассы. При этом российские фильмы – авторские, – выпускались в ограниченном прокате, и на них выделялось в разы меньше денег.

Но когда стало понятно, что в кинотеатры требуется быстро предоставить новый киноконтент, а блокбастеры снимаются долго и дорого, на экраны стали выходить фильмы устоявшихся жанров – мелодрамы, исторические фильмы, драматические, но с каким-то тематическим уклоном, например, спортивная или производственная драма. Именно в этот период стало возможным жанровое разнообразие.

Прошло чуть больше года, и мы видим, что у нас в кинотеатрах появляются российские фильмы, которые покрывают определённую жанровую необходимость. К примеру, необходимость в историческом переосмыслении событий, необходимость в демонстрации каких-то современных тенденций. Мне кажется, что это такой положительный феномен.

Ну и потом, появление жанровых фильмов – это всегда демонстрация стабильности кинопроизводства. Это когда есть возможность снимать кино на разную целевую аудиторию, и это всегда появление сегментов новой аудитории. Сейчас один из самых ярких трендов российского кино – детское и подростковое кино. На него выделяются средства по линии Министерства культуры РФ, также существует большое количество коммерческих студий, которые тоже вкладывают деньги именно в юношеское кино, в советское время оно называлось «школьным фильмом». И в этом году было что выбирать из фильмов в этой возрастной категории.

Сила личности

– Каждый год снимается столько, что зритель порой теряется в море информации. Что бы вы посоветовали забайкальцам из картин, трогающих душу?

– Посмотрите фильм «Дом» Олега Погодина. Прекрасная российская картина, которая демонстрирует яркую и невероятную витальность (способность жить, развиваться, расти), жизнелюбие, хотя это жёсткая психологическая драма. Кстати, там играет Евгения Дмитриева – наш нынешний член жюри.

Есть современный фильм прошлого года – фильм «Квартет» молодого режиссёра Никиты Сташкевича. Он дипломник, по факту ещё студент, но это удивительная мастерская, где большая часть студентов отправилась в зону проведения специальной военной операции для того, чтобы снять кино здесь и сейчас, чтобы обращали внимание на те проблемы, которые существуют на передовой. Никита Сташкевич снял фильм о войне без войны. Между прочим, это традиционная форма для советского кинематографа, для классики советского кино, будь то «Баллада о солдате», «Летят журавли» или другие фильмы, когда мы через человеческую личность узнаём о драматизме исторических событий и перипетий. Фильм «Квартет» рассказывает об учителе музыкальной школы из Донецка, которая пытается собрать ребят в квартет для выступления на конкурсе. Фильм о том, насколько важно сохранять благоразумие и личностную силу, когда вокруг идёт война. Это, конечно, удивительно светлое кино, и я всем советую его посмотреть, потому что оно даёт ответ на многие вопросы.

Уйти от мечтательства

– Думаю, что аудитория начинает замечать, что кинематограф возвращается не только к «порядочным» рамкам, но и к «нормальным» понятным сюжетам…

– Считаю, что нашего зрителя, который сейчас по всей России смотрит или, наоборот, не смотрит кино по разным причинам, нужно, в первую очередь, направить на то, чтобы мог очень чётко осознать себя в этой жизни. Понять людям, зачем они пришли (родились) и чем могут заниматься. Чтобы была какая-то конкретика. Чтобы не было мечтательства о каких-то несбывшихся историях, чем, например, помнится голливудский кинематограф, когда фантастические истории про Бэтмана и Супермена и других героев не подтверждены ни личностными характеристиками человека, ни силой характера. Это, скорее, истории о прекраснодушных мечтаниях, которые ни к чему не приводят.

Поэтому моё пожелание зрителю – всегда ходить и смотреть фильмы про жизнь. А режиссёрам – снимать! Потому что это большая иллюзия, что люди не хотят видеть жизнь на экране. Люди всегда лучше реагируют, если узнают какие-то жизненные перипетии, жизненные моменты. И тогда это действительно стимулирует кинохождение, чтобы зритель вообще появлялся в кинотеатре.

Память – это будущее

– Какое у вас осталось впечатление от кинофестиваля? Как реагировал зритель?

– Очень положительные впечатления. Если раньше люди скептически относились к фестивалю, то сейчас стали относиться по-другому. Что касается Забайкальского кинофестиваля, то я вижу расширение интереса именно в кинопрограммах. И если раньше показать фильмы в районах было проблематично, были проблемы со зрителем, то в этот раз по районам работали 12 кинопрограмм. Все довольны, всё хорошо. А в Чите меня все узнают, спрашивают, какое кино самое интересное. Мне нравится!

Думаю, что Забайкальский международный кинофестиваль представил долгожданные фильмы, которые отражают суть нынешнего времени. И для российского зрителя очень полезно появление таких картин. Всё это позволяет надеяться на счастливое будущее российского кинематографа, а значит, на то, что на наших экранах будет только разумное, доброе, вечное.

– Что пожелаете забайкальцам для того, чтобы хотелось жить, работать, радоваться?

– Есть знаменитая формула Вальтера, что надо самому возделывать свой сад. В первую очередь надо обращать внимание на свой характер, на свою семью и только потом – на то, что делается в мире. Не надо думать за весь мир, а найти внутри себя, своей семьи, своего воспитания тот стержень, который позволяет не сгибаться перед любыми трудностями.

Поэтому в программе фестиваля было много фильмов о памяти. Именно память формирует программу современности. Мне кажется, что это не пустые слова для любого человека, а те, которые помогают найти внутреннюю силу.

Виктория ВИКТОРОВА,
фото автора и Александра Калашникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)