Кино-космо-«антигравитация»

Сегодня мы продолжаем наш разговор о секретах, методах, ухищрениях и способах надёжно и эффектно «скрыться» от земной гравитации, используя магию кинематографа.

В прошлой нашей встрече среди прочего шла речь об использовании методик создания эффекта визуально реалистической «невесомости» при помощи специальных хитро- и остроумных систем, подвесок, специальных подвижных декораций и нестандартного расположения камеры оператора, придуманных и разработанных советским гением комбинированных съёмок Павлом Клушанцевым. Впервые они были продемонстрированы в его фильме «Дорога к звёздам» (1957). Все методики и способы создания эффекта невесомости Клушанцева (включая даже часть интерьеров «космических» декораций), взял на вооружение известный британский режиссёр Стэнли Кубрик, создавая в 1968 году своё знаменитое эпическое кинополотно «Космическая одиссея 2001 года».

Качели «Соляриса»

В самом начале 1970-х режиссёр Андрей Тарковский «отправился» к планете в двойной звёздной системе альфы Водолея – Солярису. Одним из зрелищных, запоминающихся эпизодов в фильме была сцена «Невесомость». Крис Кельвин со своей воссозданной Океаном женой Хари в романтично обставленной библиотеке станции, висящей в атмосфере Соляриса, переживают технический манёвр этой станции – когда искусственная гравитация отключается, они плавно начинают подниматься над диваном и затем парят в воздухе.

Для получения такого эффекта были разработаны особые манипуляторы – эдакие «качели» из двух штанг, на которых могли свободно сидеть актёры. В кадре эти штанги были не видны, а иллюзия полёта была полной. Разумеется, актёры, по замыслу, не должны были кувыркаться и порхать в условиях временной микрогравитации (иначе эффект невесомости просто не получился бы), а чинно, под музыку хоральной прелюдии Баха парили «над Землёй». Все объекты – книги, подсвечник со свечами летали в кадре при помощи тонких, невидимых камерой жилок.

Антигравитация… по-читински

Читателям будет, вероятно, интересно узнать тот факт, что автор этих строк также имел определённый опыт создания антигравитации и погружения в оную прямо здесь, в Чите, выполняя со своим другом, коллегой и одногруппником курсовую работу по комбинированным съёмкам по заданию столичного вуза, где обучались в своё время. В кадре я вполне даже зрелищно парил в помещении в невесомости, вместе с ассистентом-помощником. Мои волосы, как и полагается в условиях микрогравитации, плавно шевелились и стояли дыбом. Для пущего реализма вместе с людьми свободно летала ничем не прикреплённая… вилка с надкушенным пряником, как сейчас помню, сорта «Комсомольский». Зрителей этого двухминутного киноролика в читинском киноклубе увиденное, мягко говоря, сильно впечатлило. В институте одногруппники были поражены не менее, при этом часть из них стала утверждать, что мы сняли это, договорившись с кем-то по блату, где-то в специальном самолёте-лаборатории. Мы только посмеивались…

Долго наши друзья и знакомые зрители допытывались: «Как Это Сделали?» А всё было просто.

Мы использовали всё те же методики Павла Клушанцева, да ещё и в упрощённой форме. Мой помощник был подвешен на простенькие тросики, а я вообще висел на тонкой водопроводной трубе вниз головой. Зная по документальным фильмам, как двигаются в состоянии невесомости космонавты, мы стали имитировать те же движения и жесты. Оператор вёл съёмку с самых разных ракурсов, камера порой была вообще перевёрнута на 180 градусов – вверх ногами. Что же касается вилки с пряником, то она была подвешена на несколько капроновых нитей, таких тонких, что они находились за пределами видимости оптики кинокамеры и плёнки. «Управляли» сложной траекторией полёта вилки двое других наших помощников. Всё это вместе, безо всяких компьютеров, дёшево и сердито создало на экране вполне реалистичную «невесомость».

Через тернии – в гидрокосмос

В дальнейшем немало советских и зарубежных режиссёров использовало клушанцевскую «невесомость», и даже пошло дальше. Так, Ричард Викторов стал первым и единственным режиссёром, который применил в космических съёмках гидроневесомость – он использовал большие бассейны с погружёнными в воду декорациями инопланетной космической станции «Гайя» и звездолётов в фильме «Через тернии к звёздам».

Невесомая «Блевотинка»

Отличились в создании невесомости без компьютеров и американцы. Правда не слишком замысловато, но достаточно эффективно и дорого. Режиссёр Рон Ховард, снимая драму «Аполлон-13» в 1995 году, просто обратился в НАСА. Ему предоставили за миллионы долларов (благо, бюджет позволял) большую крылатую лабораторию «Боинг КС-135», где тренировались астронавты, называющие её ласково и не без оснований Сomet vomit – «Комета Блевотинка». В самолёте была установлена декорация «Аполлона» с экипажем актёров и съёмочная аппаратура с группой. Самолёт резко набирал высоту до 9000 метров, а затем сбавлял мощность движков до минимума – делал «горку». В этот момент от 15 до 40 секунд наступала самая настоящая невесомость. Киношники за этот короткий промежуток времени успевали снимать. Один из астронавтов – актёр Билл Пакстон – радовался невесомости, как ребёнок, и торопливо ловил ртом летающие кусочки чипсов. Его коллеги Том Хэнкс и Кевин Бейкон (как и сам режиссёр), с трудом подавляя тошноту (плохо переносили «нулевой» вес), мужественно изображали работу на борту корабля.

«Гравитация»

Режиссёр Альфонсо Куарон не стал связываться с «натуральной» невесомостью не только по причине дороговизны и «тошнотности», но, в первую очередь, из-за её кратковременности. К тому же актриса Сандра Буллок, исполняющая главную роль – астронавта Райан Стоун, боялась летать, да ещё обладала слабым вестибулярным аппаратом. В своей сенсационной «Гравитации», что шла на экранах в 2013 году, Куарон продемонстрировал нечто новое (хотя, как выяснилось, не без «русской школы»). К примеру, зрители сразу обратили внимание на первую сцену в фильме – она шла без единой монтажной склейки, одним беспрерывным планом в течение 17 минут, где показана и работа астронавтов в открытом космосе, и катастрофа с шаттлом. Никакая самолётная «горка» не могла длиться такое время.

Антигравитация «Гравитации»

А секрет её таков… Для съёмок фильма были построены огромные полые кубы (14 экземпляров), минимальный из которых имел размеры граней по 9 метров. Внутри, при помощи системы из 12 тросов подвешивались актёры (вот и она, классическая «русская», клушанцевская «невесомость»!). Только, в отличие от съёмок невесомости по методу Павла Клушанцева, сами актёры (Сандра Буллок и Джордж Клуни) не «летали» – никто их за подвески не вращал и особо не передвигал, а двигалась сама камера! Такая возможность у киношников появилась относительно недавно. Новый съёмочный аппарат, созданный с помощью робототехники, мог двигаться во всех направлениях, вращаться на 360 градусов, и летать со скоростью более 40 км\час, позволяя делать эффектные «наезды», не прибегая к помощи трансфокатора – объектива – зума! Сами актёры находились в центре куба в статичном положении и совершали, когда требовалось, какие-либо движения, а изображение тросов, попадающих в кадр, впоследствии стиралось. Иллюзия, что актёры действительно летают в открытом космосе, была идеальной. То же касалось и «космоса» интерьерного – отсеков МКС, а также кораблей «Союз» и «Шэньчжоу». И ещё любопытная деталь «Гравитации»: Куарон также применял и вышеупомянутую гидроневесомость, впервые опробованную советским мастером Ричардом Викторовым, правда, с добавкой зелёного экрана на стенах бассейна…

Парящие на экране

Крупные картины последних нескольких лет – фантастические и с точностью до наоборот: «Интерстеллар» (2014), «Пассажиры» (2016), «Время первых» (2016), «Живое» (2017), «Салют-7» (2017), «Человек на Луне» (2018), «К звёздам» (2019), «Полночное небо» (2020), «Дальний космос» (2021), «Мира» (2022)… Удивительно, что, несмотря на все чудеса компьютерной графики, современные киноволшебники до сих пор продолжают «колдовать», погружая своих героев в невесомость на Земле при помощи старых добрых рецептов советской киномагии – всё тех же систем тросов, струн и подвесок (нередко, правда, используя компьютеры лишь для «затирки» тех же «подвесок» в кадре). Пока люди не овладели антигравитацией – так реальней и многократно дешевле, причём с абсолютно тем же визуальным эффектом, в отличие от «натуральной» невесомости.

Сергей Балахнин,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)