Кинолегендарные… Красно-дьявольские и неуловимые. Часть 2

В начале весны 1965 года сценарий фильма под рабочим названием «Новые приключения красных дьяволят» (давайте и мы будем пока называть этот фильм именно так. – Прим. авт.), написанный Сергеем Ермолинским в соавторстве с режиссёром Эдмондом Кеосаяном, был принят худсоветом студии «Мосфильм» и запущен в производство. Режиссёр и ассистенты отправились в рейд по школам – искать исполнителей главных ролей.

О дьяволёнке опытном

С одним из главных «дьяволят» – Данькой Щусь – у творцов не было никаких проблем: ещё на стадии даже не сценария, а сценарной заявки под названием «Знак четырёх» его образ писался под уже известного юного актёра Витю Косых, сына мосфильмовского актёра Ивана Сергеевича Косых («Сельский врач», 1951, «Добровольцы», 1958, «Отец солдата», 1964). За плечами талантливого парнишки уже были работы в фильмах «Отец солдата», «Валера» (1964), «Мимо окон идут поезда» (1965) и его особое участие в центральной роли Кости Инночкина в картине режиссёра Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964).

О дьяволёнке «пожилом»

Вторым «дьяволёнком» – Валеркой Мещеряковым – режиссёр поначалу собрался сделать 24-летнего, обладающего достаточно субтильной подростковой фигурой актёра Валерия Носика. Но повздыхав над фото- и кинопробами – кадры были выигрышные, перспективные и фактурные, – Кеосаян с коллегами решили, что Носик всё-таки староват для предлагаемой роли: при всём таланте актёр не мог вписаться в единый образ четвёрки дьяволят. Помог случай.

Корнеплод + молпродукт = Валерка

Однажды Витя Косых, будучи в большой дружбе с Мишей Метёлкиным, с которым успел сняться в одном фильме «Мимо окон идут поезда», привёл кореша на студию и предложил его кандидатуру режиссёру. Но будущего дьяволёнка «Валерку» забраковали, несмотря на опыт работы в кино. Мальчик для своих 13 лет оказался маловат ростом, а потому визуально не слишком годился в тандем с подходящим по росту Данькой. Тогда маленький Метёлкин совершил «подвиг ради киноискусства» и принялся употреблять естественные, природно-продуктовые «стимуляторы роста» – морковь и сметану. Причём в немалых количествах и ежедневно. Витаминно-белково-кальциевого натурального «стимулятора» хватило с избытком, и организм юного Метёлкина отреагировал как нужно – через три месяца мальчишка, и без того растущий, вырос на… 7 сантиметров! При таких данных Миша сразу вписался и видом, и ростом в пару с «Данькой» и был утверждён на одну из главных ролей в фильме – Валерки Мещерякова.

«Киноподвиг»: об очках и «лысине»

Впрочем, после утверждения на роль мытарства подросшего Метёлкина не закончились. Его персонаж по сценарию был самый образованный из «дьяволят», учился в гимназии. Кеосаян обдумывал, как бы «усугубить» интеллигентность бывшего гимназиста и, в конце концов, решил наделить Валерку очками в круглой оправе и… короткостриженой головой. Вид гимназиста, к восторгу режиссёра, получился идеальным.

Однако его восторг не разделил сам «гимназист». Пришлось Мише, чтобы не сгореть со стыда в школе, перебинтовывать голову, изображая, что получил какую-то травму. Долгое время так продолжаться не могло, и повязку однажды пришлось всё-таки снять. Вся школа принялась хохотать над «лысым» и «зэком» Метёлкиным. И самое обидное, что и все девчонки. В россказни Мишки о том, что он будет сниматься в кино и так нужно для роли, никто особо не верил. Приходилось иногда пускать в ход кулаки, но чаще терпеть и таким образом совершать второй «подвиг ради киноискусства».

Валечка против зазнавак

Гораздо сложней у киношников обстояло с третьим персонажем – сестрой Даньки Щусь Ксанкой. Дело в том, что девочка, по замыслу авторов, должна быть… братом Стёпкой. И зритель не должен был догадаться, что он – это она. Впрочем, к этой задумке авторов мы ещё вернёмся. Далее, исполнительница роли должна была иметь красивую внешность, обладать мальчишечьей фигурой и непременно быть спортивной, поскольку предполагались скачки на лошадях, драки, погони и т.п.

С такими большими запросами подходящей девочки, разумеется, ни в одной обычной школе не нашлось. Пришлось обращаться в «необычные» – спортивные. На ученицу одной из них, 14-летнюю кандидатку в мастера спорта по гимнастике, занимающуюся также многоборьем, киношники случайно «нарвались» в спортзале клуба «Локомотив».

Валечка Курдюкова была девочкой весьма симпатичной и хулиганистой. Дома во дворе была не прочь отколотить «зазнавак» – изнеженных манерных сверстниц, слегка завидуя их женственности. Валечка также не любила девчачьи игры – «классики», скакалочки, «резинки», предпочитая «чижа», «ножички», «землерез», «казаки-разбойники» и т.п. И вот ассистент режиссёра пригласил Валентину «подъехать на «Мосфильм» и попробоваться в одной роли».

За роль – бросок через бедро

На следующий день Валечка приехала на киностудию. Гримёры быстро придали ей мальчишеский вид и переодели. Привели в съёмочный павильон. Оператор-постановщик фильма Фёдор Добронравов, также занимающийся пробами, поинтересовался, умеет ли она драться? Валечка сказала, что умеет. Оператор не поверил и решил устроить импровизированный эксперимент. Нашёл в коридоре какого-то подростка-мальчишку и тихонько попросил, чтобы тот выставил с треском из помещения постороннего, указав при этом на загримированную и переодетую под мальчика Валечку. Добронравов подошёл к камере. Нажал кнопку запуска и даже зажмурился. Раздался грохот. Когда оператор открыл глаза, мальчишка валялся на полу. Разозлившись, он вскочил и кинулся вновь на Валечку. Через секунду он второй раз «скучал» на полу. Валечка совсем забыла сказать оператору, что она ещё занималась и дзюдо.

А когда девочку поставили рядом с Витей Косых, режиссёр с коллегами увидели, что это явно родная сестра Даньки Ксанка. И так Валентину Курдюкову утвердили на эту роль почти безо всяких проб.

Яшка… грузин?

Больше всех проблем Кеосаяну и сотоварищам преподнёс самый колоритный, четвёртый «дьяволёнок» – Яшка. Подходящего подростка-цыганёнка, умеющего петь, играть на гитаре, плясать и скакать на лошади, искали по всей стране, просмотрев более 8000 (!) кандидатов не только в городах и посёлках, но и в настоящих цыганских таборах. Тамошние жители говорили: да выбирайте любого и снимайте на здоровье – у нас все мальчишки музыканты, танцоры, певцы да наездники. И действительно, кандидатов была масса, вот только цыгане всегда ставили условие: «Берите, но только вместе со всем табором». Понятное дело, брать на себя ответственность и везти весь табор на «Мосфильм» никто не желал. Кеосаян даже начал подумывать: «А не заменить ли мне цыгана Яшку на… грузина?»

О «шпионах» смуглых

Неизвестно, чем закончилось бы дело, если бы на территорию «Мосфильма» не пробрались два смуглых молодых типа – одному было лет 6, другому лет 15. Когда эту пару не пропустили на проходной, они проделали незаметно дыру в заборе и как шпионы совершили преступный переход «за границу», после чего были всё-таки задержаны «пограничниками» – охраной студии. На вопрос, что они тут делают, они показали обрывок газеты, найденный на железнодорожных путях, где было объявление, что «Мосфильму» требуется для роли в фильме мальчик цыганской внешности и т.д. Охрана привела обоих к Кеосаяну.

«Ромео», или Вот он, четвёртый!

Старшего цыганёнка звали Васей, он был одним из 13 детей оседлой цыганской семьи. Учился хорошо, перешёл в 9 класс и ещё успевал подрабатывать на местной ткацкой фабрике. И хотя Василий понравился Кеосаяну и всей группе, внешне парень был с довольно длинным носом и лысый. Вася явно не вписывался в образ Яшки. Режиссёр и оператор неодобрительно качали головами… И тут Вася вдруг куда-то исчез (попросту потихоньку удрал из павильона). Времени было мало, на очереди были ещё кандидаты-соискатели. Киношники, ожидая носато-смуглого нахала, начали закипать. Вдруг открылась дверь, и в павильон, пританцовывая и напевая, явился самый настоящий «дьяволёнок» Яшка-цыган с роскошной кудрявой чернявой шевелюрой. Кеосаян замер как громом поражённый. «Стоп! Вот он! Четвёртый!» – закричал режиссёр. Чудо объяснилось просто – Василий, недолго думая, нырнул в соседний павильон, где шли съёмки «Ромео и Джульетты», и попросту умыкнул парик Ромео.
* * *
В следующей части: «Лютый» Быков, «длинный» Буба, Илюха «для юмора». Съёмки начинаются! Новое название фильма. В прериях крымских. Верхом на бандите. Мстители – белогвардейцы?! О тачанке через Даньку. Как Яшка-цыган Тарзана «укатал». Атаман, коняги и бочка «варенья». Ещё одно новое название. Об удалённых сценах и «эротике». Режиссёр и «Жози»: музыка, любовь, романс. Бешеный триумф «вестерна» и гонорары актёров. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)