Недавно в одной из читинских библиотек женщина рассказывала о методе лечения, называется «кинотерапия». Я сначала подумала, что ослышалась. Нет, действительно, от слова «кино». Люди смотрят фильмы и выздоравливают. Хотелось бы узнать подробнее.
Марина Перфильева, г. Чита
Направление это появилась не так давно – около 30 лет назад, когда психотерапевт Берни Вудер в процессе консультации поймал себя на мысли, что проводит аналогию между ситуацией клиента и героиней кино.
Кинотерапия – это не только сюжет, истории, а ещё и аудио-визуальный ряд, что делает это арт-терапевтическое направление одним из наиболее эффективных. Просматривая фильм, человек проецирует на него свой опыт, что помогает взглянуть на ситуацию со стороны. При этом зритель идентифицирует себя с героем и «подключается» к нему через эмоциональный компонент. Перенимает ценности и настроения, увиденные на экране, начинает лучше понимать себя.
То есть такого рода терапия – своеобразный тренажёр. Человек, анализируя ситуацию из фильма, переосмысливает свои действия, расширяет границы, переживает чувства, которые не мог проявить раньше.
Список фильмов, а также задания к ним, назначаются специалистами индивидуально – в зависимости от проблемы, которую нужно решить в каждом конкретном случае. Например, человек потерял близкого и не может смириться с этим, даже выплакать своё горе не в силах, замкнулся в себе… Психотерапевт назначает курс кинотерапии. Человек, переживая вместе с героем похожую ситуацию, отпускает свою.
Что может кинотерапия?
- Помочь с поиском решений в кризисных ситуациях или ситуациях выбора.
- Разрешить внутренние конфликты.
- Развить коммуникативные навыки, сопереживание, эмпатию и т.д.
- Углубить состояние самопознания, самоанализа.
- Помочь прожить различные ситуации.
- Помочь взглянуть на ситуацию под другим углом, оценить мотивы действий других людей, увидеть множественность вариантов.
- Формировать позитивное мышление и увеличивать духовный рост.
Как подбираются фильмы
Чаще всего «лечебные» фильмы не снимают специально, а выбирают из золотого фонда мирового кино (то-то удивится ведущий рубрики «Телемания»!).
Обычно это картины с положительным финалом и глубоким смыслом.
Кроме того, кино подбирается по следующим критериям:
- по возрасту;
- уровню образования человека;
- по его ситуации;
- по цели кинотерапии.
Смотрим и обсуждаем
Если сеанс групповой (он может быть как групповым, так и индивидуальным), психолог тихонько обращает внимание зрителей на необходимые моменты (проблемы героев, их стереотипы, решения, визуальный ряд).
После просмотра каждый участник группы может высказать своё мнение. Обсуждаются наиболее яркие эмоции, возникшие во время просмотра, действия героев, симпатии, запоминающиеся моменты. Психолог задаёт вопросы для размышления. А зрители решают, как действовать, относительно поставленных задач.
Очень эффективным является индивидуальный просмотр назначенных врачом фильмов. Тогда специалист порекомендует вам выбрать время «для себя», чтобы никто не заходил в это время в комнату, не звонил, не отвлекал вас от просмотра. Люди, получающие такое лечение на протяжении нескольких лет, отмечают поразительный рост в профессиональной и личной жизни, прилив сил и энергии, оздоровительный эффект. Вполне возможно, если учесть, что «все болезни – от нервов».
Можно ли самому?
Скорее всего, такого эффекта самостоятельно добиться будет трудней, но вспомните героиню фильма «Отпуск по обмену» – именно просмотр художественных картин, сопоставление себя во время просмотра с сильными, уверенными в себе женщинами на экране позволили ей избавиться от комплексов, принять самое важное в жизни решение.
А разве не масштабной кинотерапией можно назвать повальное увлечение россиян бразильскими сериалами в перестроечные годы? Люди смотрели фильмы о красивой жизни и о том, что «Богатые тоже плачут», и легче переносили собственные тяготы.
Итак, что бы такого посмотреть?
Настройтесь на то, что фильм вы будете смотреть не расслабленно, а анализируя важные моменты.
Выберите картину, которая будет отвечать вашему запросу (например, спасти брак, помочь ребёнку пройти через подростковый кризис, принять перемены). При этом обратите внимание на жанр: лучше не выбирать тот, который вы не любите, и фильмы ужасов (хотя и их тоже назначают, но это прерогатива специалистов). Желательно также, чтобы фильм для самостоятельного просмотра заканчивался «хэппи-эндом» (фильмы с грустным окончанием лучше обсуждать с психологом).
Изучите историю фильма (как создавался, что легло в основу сюжета).
Слушайте, о чём говорят герои, смотрите, как они реагируют, попробуйте понять, какой у них характер, как он проявляется в различных ситуациях.
Завершив просмотр, ответьте на следующие вопросы:
- Впечатления о фильме (понравился или нет и почему).
- Какие моменты привлекли внимание?
- Опишите характер героев, их особенности, действия. Дайте им оценку: что понравилось, что, возможно, раздражало?
- Какие герои оказались вам близки, а кто вызвал антипатию или оставил равнодушным? Почему?
- Опишите отношения и взаимодействия героев. Есть ли схожесть с вашей ситуацией?
- С помощью каких действий герои решают свои трудности?
- На кого из персонажей фильма вы похожи или хотели бы быть похожи? Почему?
- Что бы вы сделали в подобной ситуации? Как ещё могла бы разрешиться ситуация?
- Что бы вы хотели позаимствовать у героев?
- Какие идеи и выводы в процессе просмотра у вас возникли?
- Какие метафоры или знаки из фильма вы заметили?
- Если бы у фильма было продолжения, то каков был бы сюжет?
- Какое послевкусие у вас осталось после просмотра (стало легче, тяжелее).
- Какие цитаты из фильма вам наиболее понравились, дали почву для размышления?
- Обсудите фильм и свои идеи с близкими людьми. Если чувствуете, что ситуация не улучшилась или вы не до конца разобрались, всё-таки обратитесь к специалисту.
…Помните, как часами обсуждали новый поворот в «Санта-Барбаре», ругали Сиси и жалели Софию? Кинотерапия и есть!
Списки терапевтических фильмов
Утрата, потеря близкого человека
- «Верно, безумно, глубоко» (1990)
- «Привидение» (1990)
- «Неспящие в Сиэтле» (1993)
Отношения, любовь, мужчина и женщина
- «Большие глаза» (2014)
- «Четыре возраста любви» (2008)
- «Мой король» (2015)
Ограниченные возможности, инвалидность
- «Саймон Бирч» (1998)
- «Великан» (1998)
- «Вселенная Стивена Хокинга» (2014)
Семья
- «Хочу, как ты» (2011)
- «Мужья и жены» (1992)
- «Коля» (1996)
Достижение цели
- «Джой» (2015)
- «Легенда №17» (2013)
- «В погоне за счастьем» (2006)
Подростки, кризис подросткового возраста
- «Домашняя работа» (2011)
- «Хорошо быть тихоней» (2012)
- «Найти Форрестера» (2000)
Для детей
- «Как муравей домой спешил» (1983)
- «Тачки» (2006)
- «Паутина Шарлотты» (2006)