Когда тарифы повышаются, а качество снижается

На улице вновь заметно похолодало, но студёный воздух, к сожалению, ощущается не только на улице. С понижением температур становится холодно даже в благоустроенных квартирах. Сегодня мы поговорим о том, как добиться того, чтобы жилищно-коммунальные услуги оказывались надлежащим образом. Также постараемся узнать, на что должны расходоваться общедомовые нужды и как бороться с управляющими компаниями, которые свои слова зачастую бросают на ветер. У нас в гостях начальник Управления регулирования цен и тарифов администрации Читы Татьяна ГУЛЬКО.

Услуги бывают разными

– Татьяна Алексеевна, поясните, пожалуйста, что входит в понятие «жилищно-коммунальные услуги»?

– Безусловно, все мы сталкиваемся с этим понятием. Мы все живём в домах, и всем хочется жить комфортно, чисто – и уютно. Чтобы было чисто в подъездах и возле мусорного контейнера. Вот это общее и объёмное понятие «жилищно-коммунальные услуги» нужно подразделить на два вида услуг. Это жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга – это та, которую вы получаете от управляющей организации, то есть это непосредственное содержание общего имущества вашего дома. Собственники и наниматели, которые проживают в многоквартирных домах, заключают договор с управляющей организацией по оказанию услуг по содержанию имущества дома. Это содержание всех внутридомовых сетей, придомовой территории, контейнерной площадки. Всё это для того, чтобы вам было в доме комфортно.

Коммунальные услуги – это те, которые оказываются ресурсоснабжающими организациями по водоснабжению, водоотведению, теплу, газу и электрической энергии.

– А кто именно рассчитывает тарифы за эти услуги?

– Жилищная услуга – это та, которую вам оказывает управляющая организация. Плата за неё устанавливается собственниками самих помещений. Мы сами решаем, сколько мы должны платить управляющей организации за все услуги. Решение принимается на общем собрании собственников. Но хочу сразу отметить, что в соответствии с жилищным законодательством и Жилищным кодексом РФ, общее собрание собственников инициируется самими собственниками или управляющей организацией. В доме должен оказываться минимальный перечень услуг, который устанавливается постановлением Правительства № 290. Меньше этого минимума мы не можем установить плату, а больше – пожалуйста. Например, если вы хотите получать больше услуг, например, видеонаблюдение, шлагбаум или мусоропровод, то за них придётся платить больше, т.к. это дополнительные услуги.

Хочу отметить: размер платы для тех собственников, кто сам не установил в своём доме размер платы, устанавливается Управлением регулирования цен и тарифов. Мы – уполномоченный орган. Скажу, что более 90% собственников и управляющих компаний используют размер платы, установленный Управлением. Мы его устанавливаем раз в год, официально публикуем; наше постановление объёмное и позволяет произвести правильное начисление. По каждому перечню услуг у нас установлен определённый размер платы.

Проблема вечная…

– Татьяна Алексеевна, мы сталкиваемся с тем, что в доме нет горячей воды день-два. Когда я позвонила в ТГК-14 и спросила, могут ли мне сделать перерасчёт, мне ответили, что была авария и перерасчёт мне не положен. Верно ли это?

– Алгоритм собственников при доставлении любых коммунальных ресурсов таков: вы составляете акт ненадлежащего качества в произвольной форме, приглашаете двух свидетелей, обязательно подаёте заявку в управляющую организацию или ресурсоснабжающую организацию о некачественном предоставлении услуги, или если она не предоставляется у вас совсем. Этот акт является основанием для произведения перерасчёта.

Что касается вашего случая, тот тут ресурсоснабжающая организация не права. Если была какая-то авария, и весь дом был отключён от этой услуги, вам обязаны были автоматическом режиме произвести расчёт за неоказанную услугу за то время, когда услуга не оказывалась или была ненадлежащего качества. В данном случае вы можете обратиться в Государственную инспекцию, если вам не сделали пересчёт. Думаю, что после проверочных мероприятий вам его должны сделать обязательно. Даже могут понести определённое административное наказание.

– Скажите, пожалуйста, а как нужно общаться с управляющими компаниями? Тоже приведу пример, когда на жалобу на очень низкую температуру на пятом этаже в угловой комнате мне в управляющей компании посоветовали утеплять комнату изнутри изовером…

– Для того, чтобы начать какие-то действия, в первую очередь вы должны написать заявление в управляющую организацию в двух экземплярах. Они должны прийти в обязательном порядке и обследовать ваше помещение. Выяснить причину и уже определить собственнику помещения, что нужно для того, чтобы было тепло. Если причина связана с тем, что промерзают швы, и в этом виновата управляющая организация, то они должны устранить причины в обязательном порядке.

В случае, если управляющая организация никаким образом не реагирует, нужно копию написанного вами заявления, которое было направлено в управляющую организацию, в обязательном порядке приложить к обращению в Государственную инспекцию. Всегда, подчёркиваю, всегда первоначально обращайтесь к тому, кто вам эту услугу оказывает. А в случае не реагирования или если они плохо реагируют, тогда уже можно обращаться в Государственную инспекцию.

Основной жилищный документ

– Татьяна Алексеевна, подскажите, пожалуйста, в каких кодексах и постановлениях можно узнать о том, какого качества должны предоставляться услуги?

– Основной документ у нас в России – это Жилищный кодекс. Он определяет всё. Кроме этого, постановление Правительства № 491, это правила оказания жилищных услуг в многоквартирном доме. Постановление № 354 – правила оказания коммунальных услуг в многоквартирных домах. Это основные документы, на основании которых можно решить любые проблемы.

– Жильцы многоквартирных домов оплачивают так называемые общедомовые нужды. Если мы подсчитаем количество квартир, хотя бы среднюю сумму с квартиры, умножим на 12 месяцев, то получится, что только с одного дома управляющая компания получает в год не менее 3–4 миллионов рублей. Хотелось бы прояснить, что входит в общедомовые нужды?

– Размер платы за текущий ремонт и содержание многоквартирного дома устанавливается Управлением регулирования цен и тарифов, или всё определяют собственники на своём собрании. В данный размер платы входит содержание общего имущества дома – лестничные клетки, придомовые территории, крыши и стены дома, подвал. Всё, что не относится к квартирам, мы оплачиваем в управляющую организацию. Работы и услуги, которые туда входят, – это ремонт, текущий осмотр внутридомовых сетей, то есть общих стояков по воде, теплу, батарей в коридорах; благоустройство придомовой территории – содержание детской и спортивной площадок, контейнерной площадки, чистка газонов, уборка двора…

В размер этой платы входит плата за управление вашим домом управляющей организации. Кроме этого, в размере платы у нас есть размер платы за коммунальные услуги, которые используются при содержании общего имущества дома. Например, вода при уборке подъезда, промывка батарей в подъезде, электроэнергия на лифты, насосы, домофоны. Все это идёт отдельным приложением и плюсуется к размеру платы за содержание общего имущества дома.

Согласна с вами, что в большом доме собираются большие суммы. Они расходуются на зарплату уборщиц, слесарей, приобретение материалов на текущий ремонт в подъездах, на то, чтобы дом был в нормальном надлежащем состоянии. А если дом старый, то этих средств может быть недостаточно. Честно сказать, я делала анализ по нашему региону и по другим, и могу сказать, что у нас не самый высокий размер платы – он ниже среднего.

– Управляющая компания должна предоставлять какой-то отчёт о поступлении средств и их расходовании? Для этого необходимо обращаться в частном порядке или дожидаться официального опубликования?

– В соответствии с Жилищным кодексом, в течение первого квартала или в начале второго управляющая организация обязана отчитаться перед собственниками за все средства, которые она получила, прежде всего, от собственников помещения и которые она использовала по содержанию дома.

О повышении и авансах

– В прошлом году много говорили о повышении тарифов. В итоге суммы на расчётных листках оказались выше, чем мы рассчитывали. Получается, что подобных повышении следует ждать каждые год-полгода?

– Хочу сказать, что было принято решение на федеральном уровне – чтобы с 1 декабря 2022 года повысилась стоимость на все коммунальные услуги. В целом по России процент повышения не мог превышать 9%. То есть вода может повыситься на 8%, а тепло – на 10%. Поэтому каждая услуга – водоотведение, тепло, электроэнергия – повысились на разные проценты. Поэтому нельзя сказать, что на 9% и всё – так нельзя.

В 2023 году размер платы за коммунальные услуги и по содержанию жилого фонда повышаться не будет – он уже повысился один раз. Как нас уверяют на федеральном уровне, теперь за коммунальные услуги тарифы не будут повышаться полтора года.

– С 1 марта этого года многие службы уведомляют, что должны вноситься авансовые платежи.

– В соответствии с Жилищным кодексом, население должно получить квитанцию 1 числа текущего месяца и произвести оплату до 10 числа. То есть за январь я плачу в феврале. Это уже инициатива самих ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций. Но это не обязательно, это должно быть индивидуальное решение каждого человека.

Беседовала Виктория ВИКТОРОВА,
фото из архива Татьяны Гулько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)