Колхоз и трудодни

Окончание. Начало в №2.

Продолжаем публиковать результаты лингвистического ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие студенты Приаргунского государственного колледжа, Колледжа агробизнеса Забайкальского аграрного института и историко-филологического факультета Забайкальского государственного университета.

Давайте вместе

Кстати, в этом эксперименте участвовали не только студенты, но и люди среднего и старшего поколений (всего более 600 человек), о чём в ближайшее время я напишу серьёзную статью в научный журнал, потому что такими исследованиями занимается специальная наука – когнитивная лингвистика.

Пока же, на уровне обывателей, мы с вами, уважаемые читатели, вполне можем констатировать: современная молодёжь вкладывает в некоторые слова несколько иной, а порой и совершенно другой смысл, чем изначально был с этими словами связан, либо чем думается, например, нам. Кстати, это совершенно нормально – у каждого поколения своя музыка. Опять же, у каждого явления есть своя причина.

Может быть, нам, взрослым, стоит подумать, почему юношам и девушкам сегодня кажется, что крестьянин – это глубокая история, колхозник – это что-то нехорошее, а фермер – это картинка на тетрапаке молока? И ведь так думает не какая-то абстрактная молодёжь, а те ребята и девчата, которые родились и выросли в наших забайкальских сёлах!

Хотя… Вот я сейчас написала «ребята» и «девчата», а разве они, современные, назовут себя так? Конечно, нет. Вот и стоим на разных берегах – дети и родители, ещё дальше – бабушки и дедушки…

Перед тем, как продолжить рассказывать, что получилось в результате эксперимента, предлагаю поучаствовать в нём – прямо сейчас – каждому из вас, дорогие читатели. Готовы? Тогда возьмите ручку и листок бумаги.

Что приходит вам в голову, когда вы слышите слово «колхоз»? Напишите пять любых слов. Совершенно любых. Главное – писать быстро и не задумываясь. Написали?

А теперь – ещё одно слово. Трудодень. О чём вы подумали, прочитав это слово? Напишите так же, не задумываясь, пять любых слов, пришедших вам в голову. Готово?

Тогда давайте сравнивать с тем, что думают на этот счёт молодые.

Ты каво моя

В одном из предыдущих номеров газеты мы рассказали о том образе, который сложился в сознании нашей молодёжи по отношению к слову «колхозник». Мне кажется, что восприятие современной молодёжью «советизмов», то есть слов и фраз, сформировавшихся в советскую эпоху, – это вообще очень интересная тема, а наука призвана констатировать происходящее, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Вот и образ «колхозника» в сознании наших студентов получился большей частью неприглядный.

Что же думают те, кому меньше 20 лет, о колхозе? Ведь «колхозник» самым непосредственным образом связан с этим словом, это член коллективного хозяйства.

Самой частой ассоциацией на слово «колхоз» у молодых людей, принявших участие в эксперименте, была деревня. На втором месте – работа. Третье место разделили СССР и коровы (впрочем, можно считать, что СССР встречался чаще, потому что наряду с такой аббревиатурой люди писали слова союз, Советский Союз, советский). Затем примерно одинаковые по частоте позиции у слов животные и сено (сенокос). И – с большим отрывом, но всё же встречающиеся у многих отвечавших сразу – скот, труд, поля и ферма.

Так что, согласитесь, ничего критичного! Если к «колхозникам» молодёжь достаточно негативно настроена, то к «колхозу» в целом нейтральна.

А теперь давайте посмотрим, какие цепочки выстраиваются – мы же просили написать не по одному, а по пять слов. И вот тут всё очень неоднозначно. Например, такой вариант: колхоз – деревня, работа, Ленин, Сталин, давно. Вроде бы, всё по делу, никаких особых эмоций, да? А вот второй вариант: колхоз – деревня, труд, дружба, народ, помощь. Чувствуется разница? А вот и третий: колхоз – деревня, неопрятная одежда, бранная речь, пьянство, необразованность. Это тоже ассоциации, имеющие право на жизнь.

Отмечу, что в сознании студентов историко-филологического факультета ЗабГУ при описании слова «колхоз» часто присутствуют исторические личности. Оно и понятно. Например: колхоз – земля, СССР, Сталин, война; или: колхоз – коммунизм, Ленин, СССР, XX век, старое; а ещё: колхоз – урожай, общество, Хрущёв, палисадник, дружба; или: колхоз – Ленин, производство, утопия, работа, труд.

Ребята, получающие сельскохозяйственные специальности (студенты Приаргунского государственного колледжа и Колледжа агробизнеса ЗабАИ), мыслят немного проще. Вот несколько примеров: колхоз – работа, поле, зерно, трактор, пашня; колхоз – пастухи, зерно, доярки, скот, сено; колхоз – вилы, навоз, лопата, трактор, комбайн; колхоз – зерно, коровы, люди, дворы, машины. А вот, смотрите, какой ряд: колхоз – коровы, огород, ты каво моя, собака, сено.

Но, конечно, есть и такие ассоциации, которые, я уверена, снова заденут наших читателей. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Грязный, противный, дешёвый, ужасный, вонючий – это всё про колхоз. Или: без цивилизации, коровы, свиньи, работы нет. Или: большой, бедный, разрушенный, ненужный, единый.

Так думают наши дети. Вы не знаете, почему?

А когда перерыв?

Такой эксперимент называется «цепочечным», то есть сознание человека выстраивает некую цепочку, образ из разных составляющих. У каждого из нас этот образ, как и ассоциации, свои, но, конечно же, поскольку все мы живём в социуме, на одной земле, примерно в одних условиях, то, опросив несколько десятков человек, всегда можно выявить общие ассоциации, общий образ.

Вы уже оценили свои ассоциации на слово «колхоз»? А как отреагировали по поводу «трудодня»?

В толковом словаре написано, что трудодень – это единица учёта труда колхозников. За исключением отдельных хозяйств такая «единица учёта» существовала до 1966 года. Лично для меня это слово имеет больше негативный окрас, это отсутствие денег, работа впустую, дешевизна трудодня. А что думают молодые люди?

Примерно половина честно призналась: понятия не имеем, и никаких ассоциаций, соответственно, у них не родилось. Остальные всё-таки задание выполнили. На первом месте среди откликов на это слово – работа, так ответили 56 человек (ещё 15 написали «рабочий день»), затем – труд (26 человек) и усталость (25 человек).

Видно, что студенты воспринимают это слово, судя по его частям, разделяя на труд+день. А потому ассоциации такие: день труда; трудно, но приятно; от заката до рассвета крепкий сон, затем тяжёлый труд. А ещё такие: деньги, время, будни, понедельник, учёба, лень, саморазвитие, старался, хороший день, солнце, облегчение, субботник. Или вот такие, мне кажется, интересные и даже забавные: копать картошку; чистый четверг; получил от мамы; спать в этот день; а когда перерыв?

О будущем

Этот эксперимент был анонимным. Это обязательное условие, чтобы человек мог писать то, что действительно думает. В конце анкетирования я попросила ребят немного рассказать о себе, то есть отметить, где они родились, где прошла большая часть их жизни, с чем они связывают своё будущее.

Из 200 ребят, получающих сегодня сельскохозяйственные профессии, родившихся в сельской местности и большую часть жизни проживших в селе, 171 человек ответили, что своё будущее связывают только с городом, 25 сообщили, что хотели бы жить в деревне, четверо не определились с выбором. Одиннадцать ребят, родившихся в городе и большую часть жизни прожившихся здесь, хотят после окончания учёбы отправиться жить и работать в сельскую местность, 43 городских студента предполагают остаться в городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)