Кот Морис Изумительный и мур-р-р-другие…

Рыже-полосато-белый «дресс-код». Весьма упитанный. Чрезвычайно хитроумный и невероятно предприимчивый парень. С усами и шикарной снежно-бело-зубастой улыбкой. Парень, который вот-вот, а точней уже 26 января, появится на всех экранах нашей страны, в том числе на экранах всех краевых кинотеатров Забайкальской государственной кинокомпании. Он изумителен, этот парень по имени Морис (имя по требованию Мориса произносится с ударением на букву «и»). Он главный герой захватывающего анимационного комедийного фэнтези-блокбастера имени его, любимого – «Изумительный Морис». И главное – он кот!

Как вы уже поняли, уважаемые читатели, тема нашей сегодняшней встречи вновь «котовая» (она же котейская, котская, кошановая, котофейная и т.д.), её мы так удачно затронули в новогодних выпусках «Телемании».

Во-первых, её определила грядущая премьера в России вышеупомянутого мультика (совместное производство Германии, Великобритании, при участии США) режиссёров Тоби Генкеля («Упс… Приплыли!», 2020, «Огрики», 2021) и Флориана Вестерманна (дебют в режиссуре). Во-вторых, важное мяу-мур-р-р, грызь-грызь событие произошло 22 января. Какое? Позавчера окончательно вступили в свои законные права Кот и Кролик, хозяева 2023, по Восточному календарю, года! Ну и, наконец, в-третьих, у меня осталось ещё кое-что интересное (как я надеюсь) из материала о котофеях в кино. И про «Изумительного Мориса» кое-что поведаю любопытное…

Первый в мире

Для начала ещё раз напомню, что кошачьих обоего пола на планете Земля насчитывается более чем 600 000 000! В кинематографе они являются бесспорными лидерами в сравнении с соратниками по году – кроликами. В мировой мультипликации ролей у них просто несть числа, но, тем не менее, имя и появление в кино самого первого «кото-актёра» известно.

104 года назад, в далёком-далёком 1919 году, 9 ноября голливудской студией Paramount Pictures на экраны был выпущен короткометражный (4 мин. 44 сек.) мультик (естественно, немой и чёрно-белый) «Кошачьи безумства». В нём дебютировал первый в мире мульткот по имени Мастер Том, вскоре ставший известным всему миру как кот Феликс.

Папашей этого замечательного чёрного, глазастого кошана с белой нижней частью мордахи, стал австралийский аниматор Пэт Салливан, владелец студии в Нью-Йорке, где был снят мульт. Однако «отцовство» Феликса всю жизнь оспаривал американец-мультипликатор Отто Мессмер, работавший у Салливана на студии и также причастившийся к созданию первого в мире мультяшного усатого-хвостатого. Популярность Феликса у публики в 1920-х годах была настолько велика, что вышла целая серия комиксов о нём. Изображения котофея украшали посудные сервизы, тарелки. Было выпущено множество котов Феликсов в виде мягких игрушек. «Нашёл» себя чёрно-белый кошан и в музыке – джазовые коллективы, порой весьма большие и знаменитые (к примеру, оркестр Пола Уайтмена), исполняли песни про Феликса (Felix Kept On Walking и др.). О популярности первого в мире мультяшного кота говорит тот факт, что критики и пресса называли его «Чарли Чаплином среди мультперсонажей»…

На своём примере

С приходом эпохи звукового кино кинокарьера Феликса несколько приостановилась, однако он не пропал с экранов. В начале 1950-х годов благодаря телевидению котофей, в несколько обновлённом виде, вновь обрёл популярность в США и Европе. А затем, с приходом 1990-х, стал известен и в нашей стране.

Что же касается кинематографа в «чистом» виде, то, несмотря на все достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по-прежнему предпочитают иметь дело с живыми «актёрами». Впрочем, зачем в этом обозначении одной из кото-профессий кавычки? Кошаны и есть актёры! Даже получше людей. И люди переиграть котофеев, видимо, никогда не смогут. Стоит им появиться хоть на несколько секунд в сцене любого фильма (телешоу), любой страны, все мы, зрители, будем смотреть только на них. Правда, независимый и переменчивый характер котеев нередко создаёт немалые проблемы во время съёмок. Но игра, в любом случае, стоит свеч. Сейчас расскажу вам, друзья, о собственном опыте творческого сотрудничества с кошанами.

Приключения Чубайса…

…в «Музыкальном лабиринте» (из личных хроник ведущего «Телемании»). О том, что кошек в кадре нереально «переиграть», я понял, когда в своё время снимал очередной выпуск музыкально-развлекательной программы «Музыкальный лабиринт» на Читинском телевидении. Как-то весной один из его выпусков я, как автор, режиссёр и ведущий, решил сделать в «весенне-лирическом настроении». А где весна, там и солнце, и коты…

В общем, начать хотелось так: солнышко, мчится по улице молодой рыжий полосатый котишка, забегает в задание ГТРК «Чита» (тогда ЧГТРК), несётся по коридорам и сигает в съёмочный павильон. Следующий кадр: сидящий среди телекамер и прочего оборудования котик при помощи спецэффекта плавно «превращается» в ведущего «Лабиринта», то есть в вашего покорного слугу. В конце передачи, уже на улице, происходит обратное «превращение». За спецэффекты я не переживал, а вот насчёт котов…

На съёмки были приглашены «актёры»: полугодовалая кошка Алиса и матёрый котище, рыжий Чубайс, которого мне безвозмездно выдали соседи по подъезду.

С Алисой проблем не возникло вообще: куда направляли юную кошаниху, в том направлении она и мчалась. Молодость, энергия и кошачье любопытство были нам на руку.

А вот с Чубайсом возникли проблемы: домашний кот одурел от впечатлений и был совершенно неуправляем. В студийном павильоне он первым делом проскакал по всем телекамерам, включая работающую. Затем Чубайс заинтересовался синим рирэкраном, на который выдаётся для фона любое изображение. Подобными экранами в большом кино, чаще зелёного цвета, пользуются для создания спецэффектов. Поскольку экран сделан из материи, кот немедленно попробовал его на коготь и взобрался на… небо! (У нас в этот момент с компьютера проецировались небеса.) Странное зрелище виделось на экране контрольного монитора: над облаком висел в странной позе котище, а под ним, в синей бездне, извивались трое людей, пытавшихся поймать «воздушного» хулигана. Котлета, не помогала: кот шастал по «небу», пока ему не надоело. Спустился сам.

На улице рыжий с удовольствием употребил половину котлеты, но сидеть на месте под берёзкой, где я должен был «превратиться» в него, любимого, отказался. Побросав реквизит и камеру, я, а также оператор Андрей Шаронов и хозяин Чубайса бегали как угорелые по всей дворовой территории ЧГТРК за котом, который, задрав хвост, самозабвенно носился, радуясь свободе и солнышку. Зрелище было комичным, но незаметным для зрителей – снимали в выходной день.

В конце концов кот соизволил остановиться и уселся как положено. Оператор, задыхаясь от гонки, едва успел нажать кнопку записи, как зверюга, словно ожидая этого момента, тут же чесанул в кусты. Мы почти слышали, как он посмеивается над нами. «Ну его, это чудовище!» – выдохнул Андрей и всё же успел проследить камерой за кошаном. Над кустами виднелся лишь хвост Чубайса. И он (ура!) не двигался! Когда мы подкрались с работающей камерой, оказалось, что кот знакомится с какой-то местной кошкой. Усатая красотка, правда, быстро удрала, но снять симпатичный эпизод мы успели, и он вошёл в программу. Ну а дома Чубайсу за его поведение досталось… миска сметаны в качестве «гонорара». Вот так-то.

И снова о мультиках

Ну а теперь вновь вернёмся к кото-мультипликации «Изумительный Морис».

История главного героя мульта – упитанного пушистого кошана Мориса – началась ещё 22 года назад, когда в 2001 году в свет вышла книга известного английского писателя Терри Пратчетта в жанре юмористического фэнтези под названием «Изумительный Морис и его учёные грызуны». За основу сюжета была взята известная история, в которой крысы, наводнившие город, были обезврежены мальчиком-крысоловом. При помощи волшебной дудочки он заманил грызунов в воду, где те утонули. Только в сюжете известной сказки был серьёзный «ляп», ведь крысы хорошо плавают. Так вот, крысы в книге Т. Пратчетта резко поумнели, поскольку жили в подвалах университета, умели разговаривать и даже образовали собственный клан.

Однажды интеллектуальные грызуны столкнулись со здоровенным котом Морисом, который тоже умел говорить, ибо по случаю слопал говорящую крысу. Однако главным было то, что этот Морис имел крайне деловую хватку и умение вести бизнес. Кот вступил в сговор с грызунами, затем нашёл парнишку, умеющего играть на духовом инструменте, и предложил ему «войти в дело». И «дело» пошло. Крысы наводняли город, угрожая запасам еды, затем приходил мальчик с волшебной дудочкой и спасал жителей города, изгоняя крыс. Далее хитроумный деляга Морис подсчитывал полученный доход и делил его между всеми сообщниками.

«Бизнес» процветал, пока компания не пришла в город, страдающий от голода, поскольку он был реально наводнён крысами, на этот раз обычными. В подвалах города Морис и компания столкнулись с ужасным существом, называющим себя Пауком…

* * *

Сам новый мульт «Изумительный Морис», как все уже поняли, является экранизацией книги Т. Пратчетта. Он захватывающ, нашпигован юмором и невероятными приключениями. А котофей Морис – изумительный, предприимчивый, упитанно-пушисто-полосатый – говорит голосом известного актёра Сергея Бурунова!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)