Курлыченский страж зелёного храма тайги

Редкие удивительные скалы в народе кличут столбами. В далёкие времена эвенки, буряты, другие народности Забайкалья поклонялись этим необычным каменным изваяниям, считая их земными воплощениями богов. Люди приносили жертвы суровым молчаливым великанам, охраняющим тайгу и её сокровища, думая, что их мощь несёт в себе удачу и силу даже простым смертным.

Да и как не поверить в божественную природу столбов, если их очертания напоминают то фигуры или головы небожителей, то зверей или причудливых птиц, то мифических животных из народных сказаний? Каменные стражи впечатляют суровым величием и многими тайнами мироздания! Маэстро Забайкал… Это особая Планета природных чудес, нечто глубинное, неподражаемое, космическое.

Таёжные окрестности старинного села Курлыч… Здесь, в дебрях Храма природы, высится щелястый дремучий столб, похожий с одной стороны на мифического дракона, с другой – на женщину-воина, а с третьей – на древнее каменное укрепление. Своей величиной и статью столб восхитит не только художника, исследователя или писателя, но и непоколебимого скептика. Невольно для себя подытожишь, что матушка-природа поистине великая мастерица, неподражаемый скульптор землицы родимой.

* * *

Поднявшись на одну из крутых гор местности хвойного леса, богатой интереснейшей историей некогда казачьей станицы Курлыч, я делала фотосъёмку майской флоры. Поляны белых, розовых и голубых подснежников среди соснового молодняка и каменных выступов сменялись яркими пейзажами только что распустившегося багульника. Всюду слышалось сладостное пение голосистых птиц средь зелёного шевеления хвойного бора. Огромные причудливые дырявые камни – результат тысячелетней работы ветра, дождя и снега – манили всё дальше и дальше, на очередную верхушку малахитовой дали старого леса.

С жутким треском с вековой сосны неожиданно свалилась сухая ветка. Вскрикнув, я резко обернулась. И – о чудо! Величественно возвышаясь над зелёным океаном тайги, прямо на меня сверху вниз смотрела просто гигантская голова огромного динозавра. Перед восторженными глазами живо поползли кадры фантастического фильма о затерянных мирах – «Парк юрского периода». Как в том фильме, только окаменевший великан, похожий на царствующего дракона, грозно завис над тайгой. Пожалуй, любого туриста подобное чудо экзотики Забайкала заставит вздрогнуть. Чудо, рождённое Землёй-матерью в минуту молодой шалости, впечатляет! Хищный столб, колотый грозами и калёными холодами, мытый проливными дождями, полированный колючими ветрами, как грозный страж уже который век верой и правдой охраняет эту редкую местность земли Чернышевской. Увидев подобное чудо природы, остро начинаешь понимать ничтожность человека перед величием Природы. В одной из красивейших легенд о столбах есть такое мудрое умозаключение: «…каменные стражи устремились ввысь, ожидая, что будет вещать им язык звёздного неба. Многое бы рассказали нам камни, но их безмолвный язык может понять лишь самый мудрый из человеков…»

* * *

Фантастические очертания горных красот никого не оставляют равнодушным. Так как же образуются эти удивительные каменные скульптуры? На мой взгляд, очень доступно и «вкусно» их описал в своих трудах геолог А.П. Чихачев: «…над их созданием сначала потрудились титанические силы огненных недр Земли. В девонском периоде, четыреста миллионов лет назад, расплавленная магма рвалась из глубины, но не смогла вырваться на поверхность и так и застыла в трещинах, пустотах осадочных горных пород, залегавших на поверхности. Потом за дело взялись солнце, ветер и вода, постепенно разрушившие известняки, сланцы, песчаники, вмещавшие магматическую породу. И тогда эта порода, заполнявшая самые разные по форме полости в осадочном чехле, оказалась снаружи. С прочными боками скал разрушительные поверхностные силы не справились, оставив их торчать в виде причудливых каменных «столбов».

Как известно, столбы растут в результате выветривания и смывания пород с поверхности земли. Их каменные трещины расширяются, образуя ниши, козырьки, пещеры, качающиеся камни и тому подобные впечатляющие наш взор вещи. А ведь ещё каких-то 200 миллионов лет назад на этом месте, возможно, стояли высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, растительность, ветер, мороз и жара постепенно разрушили их. Изначально рассыпались слабые породы, а твёрдые – меньше. Потому и смогли они сохраниться до наших дней. Вот так и возник однажды и наш курлыченский столб Динозавр, пугающий путника хищным видом и внушительными размерами. Как притаившийся Змей-Горыныч осматривает монстр свои владения и днём, и ночью с высоты главного Стража Зелёного храма тайги Чернышевья.

* * *

С другой стороны столб похож на гигантскую пирамиду, на плоской вершине которой растут сосны, белоствольные берёзы, душистые лиственницы. Высота столба – около 1200 метров. Отсюда видны необъятные просторы таёжных хвойных далей. В бинокль просматривается не только легендарный Курлыч с красивейшим Спасским храмом (в этом году ему исполнится 120 лет), но и краешек соседнего Наринзора Сретенского района. На каменную громадину забирались казаки, основатели Спасской станицы, подивиться бескрайними обзорами края. Дремучая экзотика напоминает музей под синим небом, куда не скучно приехать и в сотый раз. Занимательно привезти сюда друзей или гостей, чтобы с достоинством показать эти красоты да послушать, как они будут охать да ахать, поднимаясь на гордую Высоту великолепных мест. А ещё рассказать, как древние жители приносили жертвы местным столбам (ведь тут есть и другие, не менее впечатляющие), вымаливая у них удачной охоты, рыбалки или же другой благодати. В уединённом местечке довольно часто бывали местные священники, прятали клады кулаки да богатеи округи.

По рассказу долгожительницы села Курлыч Любови Флегонтовны, в здешних окрестных горах спрятал однажды свои награбленные деньги кулак Фёдор Корякин, которого в смутные послереволюционные времена вместе с женой сослали на золотые рудники Шахтамы. Столбы всегда были любимым местом и для нелегальных собраний, укрытием лидеров былых революционных событий. Подробности судеб людских давно минувших дней некогда процветающей Курлыченской станицы весьма любопытны. А сегодня здешняя природа предлагает нам «тренажёр» для выработки навыков покорения горных вершин. Скажу так. Человек, сумевший забраться хотя бы раз на столб, навсегда «заболеет» скалолазанием, и пока путешественники только любуются фантастическими очертаниями причудливых гор, столбисты вовсю штурмуют их склоны. Это действительно здорово!

* * *

Разговаривая как-то с одной местной знахаркой, услышала такую вещь. Оказывается, столбы – это эфирные обители Учителей Света. Здесь проливается на людей Небесная Благодать. Уверенно могу сказать несколько другое. Туристы, побывавшие на столбах, уносят домой в душе и в сердце ту Великую радость, которую им дарит Небесная Обитель Земли-матушки. Здесь работают Небесные Магниты, очищая души людей настолько мастерски, насколько мы сами того захотим. Не потому ли люди считали столбы святилищем, храмом, где они произносили молитвы Всевышнему? И в божественном учении про столбы тоже говорится весьма красноречиво: «…на столбах серебряная нить жизни день и ночь пульсирует в пространстве, возгоняя и опуская токи жизни с Неба на Землю для всего живого».

Ясно одно – в таких местах человек чувствует прилив жизненных сил. Потому и воспеты столбы в народных сказаниях да песнях. Но, по большому счёту, столбы – это любопытный памятник природы. Они являются историко-краеведческой ценностью каждой такой местности. А коренным народам земли Забайкальской каменные великаны часто служили идолами. В иных местах в былые времена существовало даже табу, запрещающее приближаться к каменным идолам всем, кроме вожаков-шаманов, которые здесь жили да совершали магические обряды, ритуалы.

* * *

В окрестностях села Курлыч тоже встарь живали шаманы. Сегодня ярким доказательством того остались названия местных падей. Одна из таких ложбин между гор зовётся у курлыченцев Чиндырихой. В топонимике эвенкийское слово «чиндант» переводится как «место, назначенное для погребения шаманов». И действительно – одно такое захоронение сохранилось (!). Но это уже совсем другая история. Расположенная поблизости от столба ещё одна падь именуется Бичигтуихой. Это хорошо объясняет ещё одну историческую значимость здешнего магического бора. Ведь эвенкийское слово «бичига» переводится как «расписывать». Как рассказывают местные жители, в пади той имеются даже наскальные рисунки древних восточных аборигенов. Есть и ритуальный Шаман-камень в урочище Курлыч. Да и само дерево сосна тоже всегда почиталось у многих народов России-матушки. Сосна является символом жизни, плодородия, бессмертия. Использовалась часто в магических ритуалах, обрядах на праздниках. Из сосновой древесины, например, вырезали скульптуры богов. Её смолой склеивали предметы обихода, наконечники стрел, копий. Она – одно из древнейших лекарственных растений, наконец.

И ещё. Название села Курлыч от производного «курул», согласно переводу толкового словаря живого великорусского языка В. Даля, – «храм». А по Большому словарю русских прозвищ Х. Вольтера и В.М. Мокиенко «курул» значит «король». Учитывая, что столб, как святилище, был местом очищения и духовного обновления, а в местном лесу есть и лечебные места с магнитными полями «танцующего леса», многое раскрывается. Плюс то, что в округе Курлыча огромное количество обворожительно красивейших мест, где церемониальным местом восхода солнца является сам столб. Таким образом, можно предположить, что здесь до прихода русских у коренного населения некогда располагался природный Зелёный Храм.

У монголов слово «курук» означает «заповедная девственная природная территория». Такие заповедные земли охранялись специальными людьми, их наименование – «курукчи». То есть они – «стражи заповедников». Их возглавлял главный сторож «курукчи-чибаши» (М. Сатимбеков). Монгольское слово «курукчи» очень созвучно с названием села Курлыч.

* * *

Все природные «заповедники» принадлежали ханам. В них запрещалось охотиться, ловить рыбу, рубить деревья. Такие места нельзя было посещать без благословения шамана или позволения хана. В центре «заповедника» имелось место, огороженное большими камнями, которые устанавливались перпендикулярно земле. Здесь приносились жертвы. Более того, в народном эпосе «Огузнаме», составленном в XIII–XIV веках тюркскими племенами, говорится: «…в заповедных местах всегда бродят куланы». А кто такой кулан? Кулан – это дикий осёл. Ослы и сегодня занесены в Красную книгу России. Учитывая всё собранное воедино и то, что соседнее село деревеньки Курлыч именуется Куланом (соседний Сретенский район), проясняется интереснейшая картина гипотезы истории редкого природного местечка земли Чернышевской. Не правда ли, уважаемый читатель?

Есть и ещё одна редкая особенность здешнего хвойного леса. Сравнительно недалеко от стройного столба находится почитаемая местным населением сопка Крестовка. В конце XIX века исследователь Г.Н. Потанин писал: «…вблизи священных мест совершались различные обряды торжества, которые проходили у «зáписа» – священного дерева (обычно это плодовое или хвойное дерево), на коре которого был вырезан крест. В праздники крестным ходом священники с прихожанами совершали здесь молебен от града и засухи. Тут же устраивались праздничные трапезы. Коренные жители Забайкала здесь закалывали жертвенных животных, а христиане жгли костры на Масленицу. Вблизи «записа» освящали воду, крестили детей, давали клятвы, устраивали суды и т.п. Каждый год «запис» освящали и причащали, обновляя на нём крест и закладывая под кору ладан». Всё сходится!

* * *

Вековые сосны с голубыми «записами» находятся прямо у поклонного креста местной сопки Крестовки, где сосна и есть то самое плодовое дерево в шишках, о котором пишет исследователь. Староверы Забайкалья, как и поляки, ранее вывешивали на почитаемых деревьях кресты, образки, иконы, рушники. А эвенки, буряты, монголы священные природные места называли бурханами. Тут они молились своим богам. В таких местах запрещалось не только рубить деревья, но и забирать оставленные в дар богам вещи, монеты. То, что взято на бурхане, не принесёт никому пользы, но может наказать вора. Далее Г.П. Потанин пишет: «…монгол и эвенок видит в почитаемом урочище цельное и неразделимое тело: горы, скалы, вода, лес и степь – это его неотделимые члены. Такое место живёт самостоятельной жизнью: у него есть душа!»

Да уж, интересная картина сложилась, в самых ярчайших красках былой истории и современной действительности местности Курлыч. Переполненная впечатлениями, размышлениями по этому поводу, уже не иду, а практически бегу дальше, чтобы найти недостающую частичку моей гипотезы. Чтобы круг сомкнулся, теперь не хватает лишь одного – воды. Сердце ритмично колотится радостью открытия. А фотоаппарат и камера просто раскалились от работы. Что и говорить, ведь в их фокусе – моя здоровская жизнь, украшенная путешествиями по прекрасной таинственной земле голубоглазого Забайкала.

Ближе к селу сосновый таёжный лес резко сменился на берёзовый. Скопище огромных разновеликих камней, как каменное море, лежит передо мной природным путеводителем от красивейшего «заповедного» места и до самой загадочной деревеньки Курлыч. Они говорят лишь об одном: здесь таятся подземные родники, скрывающиеся под «мохнатыми» вековыми камнями. Лесные угловатые глыбы густо покрыты пышным мхом болотного цвета. Они ведут к итоговому знаменателю волшебного дня в страну открытий на любимой земле.

* * *

И вот, ближе к началу села Курлыч, послышалось живительное журчание лесного ручья, названного звучным именем Дырынкуй, что переводится с эвенкийского языка как «быстрый ключ». Этот ключик и стал недостающим звеном дышащего своей жизнью Курлыченского дивного заповедника. Загадочное урочище Курлыч – природный памятник района! А ещё оно расположено в самом сердце (т.е. в самой географической срединке) Забайкальского края, где главной святыней является столб, как верный страж чуда природы земли Чернышевской. Находясь в интригующем уголке природы, можно услышать волшебный глас Столба-Дракона. Он как будто гудит о чём-то своём, беседуя на непостижимом для человека языке с вековыми соснами Зелёного храма, пространства Света нашего солнечного и загадочного края. Потому-то так хорошо и окрылённо чувствуешь здесь себя! Столб, как магнит, притягивает к себе людей. И они идут к нему, чтобы сердцем понять, зачем им это нужно.

Человек по своей природе – искатель. Просто уверена, что многие ответы рассыпаны в природе, в самой жизни. Их только нужно обязательно найти. Любите и берегите свою природу, забайкальцы! Особенно природу и историю своей малой Родины. Ищите и берегите эту красоту истории и природных достопримечательностей любимых мест, как ценное достояние своего народа и культуры. Желаю всем успехов на этом интересном и благородном поприще!

Ольга Малахова,
п. Чернышевск, фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)