Лев Николаевич Толстой был первым русским писателем, чей талант ещё при жизни получил международное признание. Бурное развитие технических средств связи и повышение общего уровня образованности населения во второй половине XIX века сделало его литературное творчество и религиозные идеи известными во всём мире. Корреспондентами Толстого по переписке были широкие слои населения из самых отдалённых уголков Российской империи и мира, в том числе и из Забайкальской области.
Первые сведения о Забайкалье, как одном из очагов буддизма, Толстой-студент мог почерпнуть, обучаясь с 1844 по 1847 гг. вначале на восточном, а затем на юридическом факультете Казанского университета. Одновременно с Толстым в Казанском университете обучался Доржи Базнаров. Как и Толстой, он проявлял интерес к восточным языкам и стал первым бурятским учёным с высшим европейским образованием. Казань в это время была одним из ведущих центров по изучению Востока. Здесь в 1833 г. была утверждена первая в Европе кафедра монгольского языка, которую возглавил выдающийся монголовед и буддолог М.О. Ковалевский. В 1827–1829 гг. Ковалевский совершил научную экспедицию по Забайкалью, изучая монгольский, бурятский, тунгусский языки, а также буддийские традиции. Накопленный материал он применил при составлении грамматики монгольского языка. Влияние О.М. Ковалевского и ряда других востоковедов Казани навсегда оставит в Толстом интерес к буддизму, а изучение его истоков выльется в очерк «Сиддхардха Гаутама, прозванный Буддой».
В 1855 г. Л.Н. Толстой мог посетить Забайкалье, отправившись в Китай. Империя Цин в это время готовилась ко Второй опиумной войне и осуществляла набор военных специалистов из России. Предложение отправиться в Китай получил и Толстой, однако начинающий писатель решил сосредоточиться на литературном пути. Позже он вспоминал: «После Крымской войны посылали в Китай людей. Приятель уговаривал меня пойти в инструкторы артиллерийских офицеров. Помню, я очень колебался».
После успехов «Севастопольских рассказов» и окончательного переезда в Ясную Поляну Толстой вынашивал идею романа о декабристах, приступив к работе в 1860 г. Несмотря на то, что роман не был написан и эволюционировал в «Войну и мир», тема судьбы декабристского движения волновала Толстого на протяжении всей жизни. Известно, что в 1878 г. Толстой совершил поездку в Москву с целью беседы с жившими там декабристами М.И. Муравьёвым-Апостолом, А.П. Беляевым, П.Н. Свистуновым, Д.И. Завалишиным. О том, что Толстого интересовал быт декабристов в Чите, находим свидетельство личного врача Толстого Д.П. Маковицкого. Читая «Записки» Д.И. Завалишина 15 июля 1904 г., он отметил: «Декабристы вспоминают жизнь в Чите как приятную. Жили совсем не как каторжные, только некоторые внешние формы соблюдались. Библиотека у них была – полмиллиона книг, одних медицинских – 4000».
С 1870-х гг. начинается интенсивная переписка Толстого с широким кругом общественности. Ведущий краевед Забайкалья в 1950–1970-е гг. Евгений Петряев, изучая переписку Толстого, обнаружил среди его корреспондентов немало забайкальцев. Среди них особенный интерес представляют врач-акушер и писатель П.С. Алексеев и народник М.М. Чернавский.
Пётр Семёнович Алексеев был одним из инициаторов создания Забайкальского общества врачей. Особенное внимание он уделял изучению проблем пьянства, опубликовав ряд исследований на эту тему. Сочинения Алексеева привлекли внимание Толстого, основавшего в 1887 г. одно из первых в России обществ трезвости «Согласие против пьянства». При содействии Толстого Алексеев издал книгу «Чем помочь великому горю? Как остановить пьянство?», а к книге «О пьянстве» написал предисловие.
Народник Михаил Михайлович Чернавский переписывался с Толстым в конце 1880-х гг., находясь в Нерчинске, где создал школу и помогал ссыльному народнику А.К. Кузнецову в работе местного музея. В письме Чернавскому Толстой подробно изложил свои этические и религиозные взгляды, к которым пришёл в результате духовного кризиса в конце 1870-х гг. Отвечая на несохранившееся письмо ссыльного народника, Лев Николаевич писал: «Письмо ваше не только заинтересовало, но и тронуло меня: под толстой корой (простите меня) ваших суеверий я увидал серьёзный ум и доброе сердце, и мне бы хотелось братски поделиться с вами тем пониманием жизни, которое даёт мне благо».
Л.Н. Толстой интересовался и судьбой народницы Натальи Александровны Армфельд, отбывавшей наказание в Карийской каторге. По просьбе Толстого американский журналист Джордж Кеннан в 1885 г. трижды посещал её дом в Усть-Каре.
Роман Макаров,
с. Олекан, Нерчинский район