Машзавод: память жива – жив завод

Мог ли в настоящее время работать Читинский машиностроительный завод? Вопрос, который на протяжении долгого времени обсуждают те, кто имел непосредственное отношение к промышленному предприятию полного производственного цикла. А может, он уже возродился в виде пока небольших мастерских, стремящихся встать в один ряд с эксклюзивными заводами нефтяного и химического машиностроения России?

Пролог

Если вспомнить историю Забайкалья, то первая промышленность начала развиваться в Восточно-Сибирском крае с прохождением по нему Транссибирской магистрали. Паровозоремонтные мастерские, обслуживающие как подвижной состав, так и железную дорогу, были началом рождения рабочего класса. А так это была аграрная территория, где в основном трудились первые рабочие – кузнецы-одиночки. У них были свои кузнечные мастерские, которые существовали почти в каждом более-менее богатом селе района. Это первые рабочие среди сельских жителей. Работы кузнецам хватало – плуги, подковы, замки, гвозди и многое другое. Здесь же жили и трудились малые народности, у которых развивались оленеводство и овцеводство, скотоводство, добыча пушного зверя и другая охота.

Клуб пенсионеров «Любовь к жизни» существует уже 8-й год. Его руководитель, председатель Совета ветеранов Забайкальского края Любовь Азеева, собирает всех членов клуба нередко. 1 апреля конференц-зал «Академии здоровья» был заполнен до отказа – решили провести презентацию, рассказать о работе флагмана Читинской области, градообразующем предприятии, дважды орденоносце Читинском машиностроительном заводе. Создатели презентации – инициативная группа ветеранов во главе с Тамарой Ломанченковой – попытались показать тесную связь текущего Года семьи с юбилеем завода. Ведь на заводе в своё время трудились целыми семьями.

Немного истории

Машзавод основан в 1939 году по решению Наркомата авиационной промышленности.

В этом году предприятию исполняется 85 лет. В своей книге «Годы и судьбы» начальник планово-экономического отдела Валентина Зуева приводит несколько цифр по работе завода. Так, за 65 лет Читинский машиностроительный завод выпустил 212 тысяч 400 штук компрессорного оборудования, холодильного оборудования – 46 тысяч 250 штук. Это при его мелкосерийном производстве и при коллективе в 3000 работников. Тем временем производительность снижалась так же, как и численность промышленников на заводе.

О сохранении завода задумывались мало, забота была одна – как бы выжить, обеспечить сотрудников работой и заработной платой. Прошло ещё одно десятилетие. Надежда о сохранении завода таяла на глазах – главные специалисты все разбежались, а проекты по сохранению завода требовали немалых денег. Вариант законсервировать завод до лучших времён так и не нашёл своего продолжения.

Токари, фрезеровщики, расточники, шлифовщики, лекальщики перешли на другие предприятия города Читы. Опытных станочников с наивысшими разрядами сразу приняли к себе на работу вертолётный завод и троллейбусное депо. Машиностроительный завод всегда считался кузницей кадров города и области. В 70-е годы при заводе работала школа рабочей молодёжи, а затем филиал политехнического техникума, который окончили многие рабочие, став затем руководителями среднего звена.

Книга как пророк

Книга Зуевой «Годы и судьбы» стала неким подведением итогов работы завода за 65 лет. Валентина Ивановна рисует в ней перспективу будущего. «Мы можем жить прошлым или только насущными проблемами сегодняшнего дня. Но устойчивость в развитии, уверенность и вера там, где думают о дне завтрашнем. Читинский машиностроительный завод уже давно живёт без мыслей о будущем. На сегодняшний день не существует информации, по которой можно было бы судить о перспективе завода, – пишет автор. – Я не знаю, какая команда будет восстанавливать завод после разрухи, хотелось бы верить, что та, которая спасала завод. Нужна надежда, к которой будут стремиться люди. Можно ли ответить на вопрос, что мы будем производить, не ответив на вопрос – зачем?»

Все ждали и надеялись, что всё изменится и они опять будут работать. Но нет. Такая мощная машина, как государство, уже двигалась по волнам глобальных перемен. Менялся строй: от тоталитарного режима социалистического государства к современной капиталистической стране, к демократии. По сути дела, жизнь на заводе кипела 65–70 лет. После боролись за выживание, а потом попустились, и всё пошло на самотёк. Начальников сменили директора, которые по 6 месяцев не платили зарплату рабочим, и те бежали с завода, куда только могли.

Не мы такие…

Таких заводов, как наш, в России было множество. И все они ушли в никуда. Например, Юго-Камский машиностроительный завод, основанный в 1746 году. Начиналось всё с выплавки меди, в то время 1600 пудов в год. В 1793 году выплавка меди прекратилась из-за истощения рудников. За весь период медеплавильного производства было произведено 44 368 пудов меди. К началу ХХ века Юго-Камский завод выпускал 400 тысяч пудов сортового железа, 120 тысяч пудов кровельного и до 100 тысяч пудов посудного, собанного и иных сортов железа. Кроме этого, выпускалась готовая продукция: молотилки, якоря и цепи. Перед Великой Отечественной войной в 30-е годы завод перешёл на выпуск дорожных строительных машин. В 1970 году на заводе работало уже 2,5 тысячи человек. Самым печальным в истории Юго-Камского завода, так же, как и для Читинского машиностроительного завода, оказались годы после развала СССР. Сегодня завод заброшен и не эксплуатируется.

Совмин СССР связал работу многих предприятий так, чтобы на них изготавливали только специфические детали, а взаимозаменяемые изготавливал какой-то один завод. Поэтому при отделении союзных республик их заводы просто перестали делать распределённую министерством союза работу, либо увеличивали цену без предела.

Память жива – жив завод

И всё-таки ответа на вопрос, мог ли существовать сейчас Читинский машиностроительный завод, пока нет. Но точно ясно, что он остаётся жив в памяти тех, кто связан с предприятием нитью, а порой даже несколькими ниточками. Ведь, повторюсь, работа на машзаводе зачастую была делом семейным.

«Мои бабушка и дедушка начали свою трудовую деятельность именно на машзаводе, я с детства был знаком с историями о том, насколько важен труд для каждого из нас. Мой дед Владимир Петрович приучал меня к труду с самого раннего детства, теперь я, конечно же, понимаю, откуда у него было это понятие – мужской стержень закаляется трудом. Став взрослее, я и сам связал свою жизнь с машиностроительным заводом – начинал с подработки на время отпуска, потом трудился слесарем до тех пор, пока не решил стать военным. От себя я бы прежде всего хотел подчеркнуть то, что там всегда был дружный коллектив и люди все со стержнем внутри. Именно там я впервые понял, что такое мужской коллектив и взаимопомощь. При мне Георгий Георгиевич Абрамов был начальником кислородного цеха и внёс огромный вклад в формирование моего характера. Я от всей души благодарен ему и всему коллективу, в котором мне посчастливилось работать», – делится внук одного из работников завода Руслан.

Память о легендарном машзаводе будет продолжаться и в «Аллее памяти». Ремонт и расширение улицы Новобульварной позволит разместить саженцы напротив центральной проходной.

Валерий МИРОНОВ,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)