«Мгновения» весны Победы

История многосерийного золотого киношедевра

Лето 1973 года. 11 августа. Суббота. 19 часов 30 минут. С этого времени по пятницу 24 августа в СССР вечерами наблюдалось совершенно невиданное явление – все улицы городов, посёлков, деревень гигантской страны были безлюдными. Передвигался лишь транспорт, совершавший необходимую работу – пожарные, милиция, медики и т.п. Автобусы, троллейбусы, трамваи, подобно призракам, двигались с почти пустыми салонами. Картины «вымерших» улиц смотрелись жутковато… По данным милицейских сводок тех дней, по всей стране уровень преступности был резко снижен.

Суббота. 19 часов 30 минут. ЦТ ТВ СССР – 1-я программа, она же 3-й канал. На экранах свыше двухсот миллионов телевизоров появился вступительный титр «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького» и далее: «По заказу Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию». Затем появился Он. Главный герой, следящий за полётом стаи журавлей. Прогулка по весеннему лесу. На седьмой минуте вступила Та Самая главная песня и появился титр с названием фильма. Этому фильму суждено было стать одним из подлинных шедевров отечественного кинематографа, культовой, народной картиной, лентой о подвиге, о победе, о любви к Родине.

«Семнадцать мгновений весны» – многосерийной телевизионной художественной картине исполняется ныне 50 золотых лет.

Писатель и прототипы

Впервые задуматься об одном из главных и прославленных персонажей своей литературной жизни журналиста, писателя и сценариста Юлиана Семёнова (наст. фамилия – Ляндрес) подвигли сведения, появившиеся в начале 1960-х годов о Вилли Лемане, гауптштурмфюрере СС, офицере гестапо из Берлина, являвшем советским агентом внешней разведки под псевдонимом «Брайтенбах». Его история вдохновила писателя, и в 1965 году образ Макса Отто фон Штирлица, штандартенфюрера СС, советского разведчика – полковника Максима Максимовича Исаева, окончательно сформировался, чтобы блеснуть в цикле произведений Семёнова, а затем и ряде их экранизаций. Также надо отметить, что образ Штирлица-Исаева стал собирательным образом таких легендарных разведчиков, как Николай Кузнецов, Рихард Зорге, Рудольф Абель и других героев.

Журнал, кино, сценарий

Первая публикация романа увидела свет даже не в виде книги, а на страницах литературного журнала «Москва» в 11-м и 12-м номерах за 1969 год. Самое интересное то, что ещё до журнальной публикации Семёнов умудрился написать и одноимённый киносценарий – «Семнадцать мгновений весны». Здесь стоит упомянуть, что Юлиан Семёнович, как кинодраматург, уже успел себя отлично зарекомендовать, став к этому времени автором сценария семи картин, среди которых стали известными: «Будни и праздники» (1961) , «По тонкому льду» (1966), «Пароль не нужен» (1967), «Майор Вихрь» (1967). Причём первый, третий и четвёртый фильмы были экранизациями произведений самого писателя. Всего же фильмов, снятых по произведениям Ю. Семёнова, насчитывается свыше 20.

Информация к размышлению. Первое появление Ю. Семёнова в кинематографе, как сценариста – мультфильм «Маленький Шего» (1956).

Ещё до журнальной версии романа захватывающий сценарий о работе советского разведчика в верхах рейха и попытках нацистов весной 1945 года войти в сговор с американцами (операция «Санрайз» (США) в целях сепаратного мира и дальнейшего совместного нападения на СССР заинтересовал руководство Центрального телевидения в Москве. Длина «Мгновений» (первоначально он был в 13 сериях) не смутила начальство.

Информация к размышлению. Юлиан Семёнов лично встречался с одним из участников реальных событий операции «Санрайз», сотрудником бернской резидентуры Алена Даллеса – Полом Блюмом.

Сценарий был передан Семёновым на «Ленфильм» для съёмок. Уже был назначен режиссёр, когда на ЦТ появилась 45-летняя Татьяна Лиознова, штатный постановщик фильмов киностудии им. Горького.

Шпионский боевик

Руководство, несмотря на полное женское и мужское равноправие в творчестве, отнеслось к её самозаявленой кандидатуре на режиссёрское кресло «Мгновений» с некоторым скепсисом. Татьяна Михайловна была автором известных, успешных и всё же «женских» картин – мелодрам «Евдокия» (1961) и «Три тополя на Плющихе» (1967). Впрочем, начальники вспомнили и о том, что Лиознова поставила весьма неплохие военные драмы – «Память сердца» (1958) и «Им покоряется небо» (1963). Тогда ей было сказано: «Договоришься с Семёновым – будешь ставить «Мгновения».

И тогда горящая желанием во что бы то ни стало экранизировать роман, творчески упрямая режиссёрша атаковала писателя, да так напористо, что тот не выдержал: с небольшим скандалом сценарий передал Лиозновой.

Ликующая Татьяна взяла написанное в руки и… шарахнулась. То, что она читала в журнальной версии романа, и что ей импонировало, мягко говоря, весьма отличалось от версии нежурнальной. Сценарий тяготел к шпионскому боевику, хотя и опирался на реальные исторические события и личности. На каждой странице было не менее пяти трупов, летели пули, велись погони и т.п. «Это как же?» – растерялась поначалу Татьяна Михайловна. «А вот так!» – сказал Семёнов и спокойно уехал в отпуск, в Болгарию, охотиться на кабанов.

«Разборка» режиссёрская сценарная

С трудом придя в себя от шока, однако не имеющая привычки идти на попятный, Лиознова «атаковала» шпионскую версию Юлиана Семёновича и начала с ней «разборки» – работала по 12 часов в сутки: писала (скорей, переписывала) одновременно литературную и создавала режиссёрскую версию сценария. Спала крайне мало, уставала, и, тем не менее, ей нравилось, поскольку была возможность спокойно добавлять свои сцены к литературной версии, которые только дополняли сценарий. К примеру, сцены празднования Штирлицем 23 февраля в романе не было, как и сцены в кабачке «Элефант», где разведчик встречается со своей женой. Интересно, что с женщиной должен был появиться и ребёнок – маленький сын Максима Максимовича, кроха, которого он никогда не видел. Эту сцену, забегая вперёд, сообщу, подсказал Вячеслав Тихонов, и Лиознова вписала её в сценарий. Впрочем, после кинопроб от ребёнка режиссёру пришлось отказаться, справедливо полагая, что малыш слишком отвлечёт внимание зрителя. Решение было верное.

Работа над сценарием тех «Мгновений», которые мы знаем, была закончена в начале лета 1970 года. Фильм было решено снимать на киностудии им. Горького. Лиознова собрала творческую съёмочную группу, и начался важный и трудный процесс – отбор актёров. Одних только основных персонажей многосерийной картины насчитывалось 26 человек.

Штирлиц Макс Отто

Среди коллег Татьяна Михайловна слыла дотошным человеком, профессионалом, уделявшим немалое внимание мельчайшим деталям в своей работе. Особо это касалось подбора актёров. Как правило, все исполнители ролей в её картинах были всегда идеальным попаданием «в яблочко».

«Мгновения» не стали исключением. При этом вовсе не означало, что выбор кандидата был простым, – литературно-сценарный (и исторический, если требуется) образ должен был полностью совпасть с ним. Так, главным, центральным героем будущей картины Максом Отто фон Штирлицем и Максимом Максимовичем Исаевым в одном лице мог стать совсем другой актёр. «Отец» литературного Штирлица, Юлиан Семёнов, был твёрдо уверен, что образ его героя воплотит Арчил Гомиашвили. Да-да, тот самый Остап Бендер из гайдаевских «12 стульев» – актёр как раз заканчивал сниматься в этой известной комедии. Интересно, что грузинский артист весьма неплохо прошёл фотопробы, но его кандидатуру не утвердило руководство киностудии, да и сама Лиознова высказывала определённые сомнения.

Ассистенты уговаривали режиссёра остановиться на Олеге Стриженове. Штирлицем могли также стать наш земляк Юрий Соломин, а ещё Иннокентий Смоктуновский. Впрочем, последний жил в то время в Ленинграде, и его не устраивало то, что съёмки «Мгновений» планировались в течение двух лет. Неизвестно, чем бы дело кончилось, пока однажды Лиознова не увидела Вячеслава Тихонова в экранизации С. Бондарчука «Война и мир».

Режиссёр позвала актёра на пробы. Вячеслав Васильевич согласился. Его обрядили в мундир штандартенфюрера СС. Он вошёл в павильон и… не понравился Лиозновой. На первый её взгляд показалось, что у нацистского офицера – советского разведчика – лицо русского интеллигента. Чтобы исправить ситуацию и образ разведчика, гримёры приклеили Тихонову усы как у Будённого. Стало ещё хуже. Режиссёр стала медленно закипать. Актёру поменяли усы в соответствии с моментом – как у… Гитлера. Провели фотосъёмку. «Да это же кошмарище какое-то! – отпрянула от снимков Лиознова и вскипела. – Гримёры, вы что, совсем? Ну сделайте «нормальное» лицо!» Гримёры не подкачали, и вскоре перед объективом камеры появился Тот Самый полковник Максим Максимович Исаев – Штирлиц, чей облик знаком абсолютно каждому зрителю нашей страны (и не только) вот уже полвека.

…Главным связующим звеном, причём едва ли не в прямом смысле, советского разведчика с Родиной и Центром в романе и в сценарии была… Впрочем, здесь, пожалуй, остановимся. Продолжение истории рождения шедевра отечественного кинематографа – знаменитой многосерийной картины, которой исполняется 50 лет на следующей неделе – в «явочный» день – среду.

В финале мне осталось поздравить вас, уважаемые зрители-читатели-друзья, с наступающим праздником Великой Победы!

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)