«Мираж». В погоне за мечтой

К 40-летию фильма

 Сорок лет назад в благодатные августовские деньки вышел фильм, давший такой же эффект «опустошения» населённых пунктов страны, как и вышедшие 10 лет ранее «Семнадцать мгновений весны». Это был захватывающий «Мираж» в трёх сериях, созданный на Рижской киностудии известным мастером советского остросюжетного кино, режиссёром Алоизом Бренчем («Шах королеве бриллиантов», 1973; «Ключи от рая», 1976; «Подарки по телефону», 1977).

 

Напомню сюжет

В одном  из штатов демократических, счастливых, великих и райских США только что «откинувшийся» преступник Фрэнк Морган, бывший вьетнамский вояка, пилот и снайпер Эд Блэк, боксёр-неудачник Эл Китсон, терзаемый рэкетом автомеханик Джипо и безработная красотка Джинни Гордон собрались осуществить дерзкий план, придуманный последней. Он заключался в захвате инкассаторского мини-броневика-сейфа, гружённого тремя миллионами долларов. Морган, Блэк и Джинни уже совершили налёт на фешенебельное кафе и добыли 5000 «зелёных» на приобретение прицепа-трейлера, куда планировалось загнать броневик, чтобы увезти его подальше от места захвата и без помех распотрошить.

Но, как и любое кино, «Мираж» начался с идеи. Идея – с книги. А книга – с автора.

 

«Убийство» книготорговца

Его звали Рене Брабазон Реймонд. Это имя ныне мало кому известно. Он был британцем из довольно зажиточной семьи. Учился в королевской школе города Рочестер и даже в колониальной индийской Калькутте. После 18 лет бросил учёбу и порвал с семьёй. Трудился агентом-распространителем «Детской энциклопедии», затем продвинулся до сотрудника крупной оптовой книжной фирмы, где начал обычным продавцом, потом стал заведовать отделом поставки товара. А в возрасте Христа Рене Брабазон Реймонд… исчез! Пропал. Случилось это в 1939 году, когда на полках не только британских, но и европейских книжных магазинов появилась книга «Нет орхидей для мисс Блэндиш». Это был роман, захватывающий детектив. Автором бестселлера значился некто Джеймс Хедли Чейз. В будущем под этим именем вышло ещё 92 не менее захватывающих романа. И именно этот человек «прикончил» и «подменил» на всю оставшуюся жизнь никому неизвестного книготорговца, мистера Реймонда.

 

Тот самый роман, кино и СССР

В 1959 году Чейз написал литературный первоисточник фильма, о котором сегодня идёт речь, – драматический детектив-триллер The World In My Poket  –  «Весь мир в кармане».

Надо заметить, что бывшему Реймонду, а ныне знаменитому сочинителю, ставшему уже почти классиком «криминального чтива» Чейзу в течение всей его жизни везло не только на ниве писательской, но и кинематографической – произведения мастера детектива экранизировались аж 59 раз!

К началу 1980-х книжный рынок СССР, несмотря на холодную войну, начал понемногу заполняться иностранной художественной литературой. Большей частью «прогрессивной» или «нейтральной» тематики (фантастика, социальные драмы, детективы). Среди них были и произведения Чейза. Такая зарубежная литература, впрочем, как и подобная отечественная, быстро раскупалась. СССР в то время торговал с Западом на равных, а в ответ брал на себя определённые обязательства в связи с Хельсинкскими соглашениями с США от 1975 года, касавшимися также и «свободы информации».

Чтобы нейтрализовать влияние капиталистических «партнёров» на отечественного читателя, а затем и зрителя, и донести до него реальную картину западного «свободного рая», соответствующие органы нашего государства именно в то непростое время начали усиливать противодействие своему противнику. Кроме мощнейших «Ленфильма», «Мосфильма» и его «младшего брата» – студии им. Горького, требовавших немалых финансовых затрат на создание картин, где действие происходило за рубежом, Рижская киностудия имела отчасти больший опыт в подобных съёмках, потребляя при этом меньше денежных средств в связи с обладанием естественной географическо-архитектурно-топологической «натуры». Там был снят целый ряд отличных исторических, криминально-детективных картин и драм: «Ноктюрн» (1966), «Стрелы Робин Гуда» (1975), «Смерть под парусом» (1976), «Театр» (1978), «Незаконченный ужин» (1979), действие которых происходило в разные времена на европейском Западе. При этом рижане, в силу таких же естественных обстоятельств, имели гораздо большую базу актёров с не «советской», но «европейско-англо-саксонской» внешностью.

 

Режиссёр. Жёсткий сценарий

В середине июня 1982 года, когда весь СССР дружно рукоплескал и писал восторженные письма актёрам и авторам блистательной многосерийной драмы, снятой Рижской киностудией, «Долгая дорога в дюнах», главный из них, 53-летний режиссёр-постановщик Алоиз Бренч, уже задумался о новом проекте. Выше обозначенные обстоятельства складывались как нельзя лучше для большого поклонника детективного жанра, опытного, уже отлично зарекомендовавшего в этом деле мастера. Именно Бренч предложил экранизировать роман Чейза «Весь мир в кармане».

В сентябре режиссёр уже держал в руках сценарный вариант романа, написанный Алвисом Лапиньшом, также имевшим опыт в кинодраматургии, в том числе и в жанре детектива («Незаконченный ужин»). Сценарист здорово потрудился, сделав из, в общем-то, довольно несложного, хотя и занимательного сюжета мощную, остросоциальную, зрелищную, обличавшую жестокий и безжалостный капиталистический мир историю людей, из которых всего один профессиональный преступник – Фрэнк Морган. Остальные –  искалеченные (кто-то – физически, но все – морально) борьбой в попытке выжить в этом западном «раю» неудачники, выпавшие на социальное дно.

Лапиньш добавил также в будущую картину историю Джона Стоукера – друга убитого Морганом водителя броневика, помощника сальвадорских повстанцев, борющихся за свободу и независимость своей страны. А на протяжении всего сценария, наполненного динамичными, адреналиновыми, будоражащими, щекочущими нервы сценами, над главными героями, вынужденными преступниками в этом жестоком капиталистическом мире, довлел рок, надежды разбивались, и безысходность в финале ставила жирную точку.

Литературный оригинал в этом отношении проигрывал киносценарной трактовке. Работу Лапиньша, как и её рабочее название «Мираж», худсовет Рижской студии и другие компетентные организации приняли на ура и сразу утвердили.

 

«Преступная» группа

В ноябре Алоиз Бренч занялся подбором актёров на пять главных ролей будущей трёхсерийной картины. Режиссёр поставил творческую задачу: помимо актёрских таланта и профессионализма, все пятеро преступников-авантюристов для максимальной достоверности должны обладать не «нашей» (и даже не местной латвийской!) внешностью. И желательно, чтобы были малоизвестными, дабы зритель не отвлекался на «звёздные» лица.

Поиски и пробы начались…

Красавицей-авантюристкой Джинни Гордон среди сотен молодых актрис театра и кино могли стать: Александра Яковлева («Экипаж», 1979; «Чародеи», 1982), актриса рижского национального театра Инара Слуцка, тогда ещё не имевшая опыта в кино (будущие работы – «Выстрел в лесу», 1983; «Когда сдают тормоза», 1984; «Волкодав», 1991) и Анита Грубе («Незаконченный ужин», 1979; «Инспектор Гулл», 1979). Однако выбор остановился на 31-летней, опытной в кино (15 фильмов) актрисе с интересной, даже сексуальной внешностью Мирдзе Мартинсоне («Стрелы Робин Гуда», 1975; «Смерть под парусом», 1976).

На роль главаря, босса всей компании, криминального профи Фрэнка Моргана – здесь режиссёр вновь поступился своим принципом брать только малоизвестных актёров – почти безо всяких проб пригласили литовского мастера своего дела, 44-летнего Регимантатса Адомайтиса с типичной американской внешностью.

Так же почти без проб на площадке «Миража» появился герой-фронтовик, ветеран Великой Отечественной войны, талантливейший актёр театра им. Моссовета, за плечами которого были работы в 40 кинофильмах, Борис Иванов. Он стал автомастером Джузеппе Мандини (Джипо).

Четвёртым участником банды, бывшим боксёром Александром Китсоном (Элом) мог стать один из эталонов мужской красоты СССР Ивар Калныньш. Режиссёр отверг знаменитость по причине его… знаменитости и «излишней красивости». На роль также претендовал актёр драмтеатра Клайпеды Валентинас Климас – не прошёл. Бренч, перебрав ещё несколько десятков кандидатов, остановился на 28-летнем театральном актёре Мартиньше Вилсонсе, новичке в мире кино, чем-то похожем на… Жан-Поля Бельмондо. Так же, как и знаменитый француз, Вилсонс был брутален и занимался боксом, как и его будущий персонаж.

И наконец, пятый член преступного союза – спивающийся ветеран войны во Вьетнаме, умирающий от рака лёгких Эдвард Блэк (Эд). Эту трагическую роль примерил поначалу Борис Химичев («Фронт в тылу врага», 1981; «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», 1982). Однако режиссёр остановился на актёре театра Интсе Бурансе, с которым уже работал в своих картинах «Шах королеве бриллиантов», «Подарки по телефону» и «Ралли».

Ранней весной 1983 года съёмочная группа начала готовиться к натурным «заграничным» съёмкам…

 

Сергей БАЛАХНИН,

фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)