Мошенников – на их же удочку!

Социальные сети, электронная почта, «Госуслуги» – всё это зачастую сосредоточено у нас в телефоне или компьютере. Опасность, что данные будут рассекречены и использованы мошенниками в корыстных целях, очень велика. На удочку злоумышленников попадают студенты-первокурсники. Им на помощь приходит хорошо подкованная «Кибердружина».

Объединяя студентов

Эта дружина появилась год назад в Читинском политехническом колледже. На базе учебного заведения открылся Ресурсный центр поддержки отрядов кибердружин Забайкальского края, который объединил работу девяти учреждений среднего профессионального образования в этом направлении. В одной команде с политехническим колледжем теперь Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса, медицинские и педагогические колледжи.

«За основу взяли просветительскую деятельность, – рассказывает преподаватель колледжа и руководитель Ресурсного центра Дмитрий Подборнов. – Объясняли людям, что существуют такие виды мошенничества, когда путём манипуляций из людей вытягивают деньги или данные, чтобы использовать их в преступных целях.

Изначально мы работали по государственной программе, и там нужен был охват не менее ста человек. Мы это сделали. А потом отряд из официального статуса перешёл просто в волонтёрский. Своими ресурсами мы проводим с первокурсниками обучающие мероприятия. Активно сотрудничаем с полицией, отделом по борьбе с наркотиками. Волонтёры выезжали и на крупные рейды. К примеру, мы находили надписи о продаже наркотиков, закрашивали их».

Рискует каждый

Сложности с хранением персональных данных существуют не только у старшего поколения, но и у молодёжи, которая с малых лет не выпускает телефон из рук. Умение пользоваться техникой не означает, что её владелец хорошо знаком с кибербезопасностью.

«Современный телефон – это не просто средство коммуникации, у нас там находятся финансы, «Госуслуги», документы и личная информация, которую можно использовать в противозаконных целях – мошенничестве, шантаже, манипуляциях. Всё это надо защищать и оберегать. А ведь многие студенты, впервые получая карту со стипендией, даже не знают, как ею правильно пользоваться и какие данные нельзя разглашать, например, пин-код, данные с оборотной стороны карточки и т.д.», – уточняет Дмитрий.

Он же рассказывает, что нужно делать, если вам позвонили и представились сотрудниками банка. Любое неправильное действие может привести к потере накоплений.

«Обычно банк звонит, чтобы человеку предложить услугу или кредит. Но банк точно не будет проводить адресный мониторинг, звонить и сообщать человеку, что произошли какие-то странные операции. Сотрудники просто заблокируют карту без комментариев. Через три дня она разблокируется.

Запомните: ничего никому нельзя сообщать, тем более – коды и пароли, потому что это банку не нужно. А если у вас есть проблема, то с ней надо обратиться напрямую в банк, поскольку есть высокий риск непонятно куда перевести деньги. Потом будет трудно доказать, как они были переведены – насильственно или нет, и чаще всего потерянные таким образом средства уже не возвращают».

На пульсе времени

Киберотряд рассказывает о компьютерной безопасности не только первокурсникам. Ребята приходят в школы и делятся полезными знаниями с учениками старших классов.

Вот что рассказывает студент второго курса энергетического отделения Читинского политехнического колледжа Кирилл Нагибин: «Ценность моего волонтёрского отряда в том, что он идёт в ногу со временем. Большинство практических вещей скоро перейдёт в цифровой формат. Появятся новые правила, и нужно будет по-новому себя защищать. Вовремя узнать о подобном всегда полезно. Именно этими отряд и занимается. Мы даём информацию, как в новом тонусе жизни сохранить свою информацию, данные, деньги и быть просто защищённым.

Я бы посоветовал забайкальцам очень ответственно отнестись к таким приложениям, как «Госуслуги», «Банки», когда пользуетесь сетью вай-фай в торговых центрах. Там можно потерять свой пароль, потому что эта сеть не защищена. И эти правила надо знать.

«Госуслуги» – это набор всех наших документов. И с ним тоже надо быть аккуратным. Любое государственное приложение, где содержатся ваши личные данные, требует особой бдительности».

Однокурсник Кирилла Арсений Миронов тоже знает немало примеров, когда мошенники ловко манипулировали людьми разного возраста. Иногда даже достаточно выдержать паузу в разговоре, чтобы понять, действительно ли на другом конце телефона находится сотрудник банка.

«Хотелось бы посоветовать не брать трубки с незнакомых номеров из других регионов. У нас в Забайкалье свои номера. Знайте: когда звонят мошенники, говорят, что с вашего счёта будут списаны деньги и что надо подтвердить операцию, не делайте этого! С каждым годом развиваются интернет-технологии, соответственно, и мошенничество», – предупреждает Арсений.

Спасибо волонтёрам Читинского политехнического колледжа за их нужную и бескорыстную работу. Технический прогресс шагает семимильными шагами. И это тот случай, когда нужно идти с ним в ногу, в том числе в умении обезопасить себя.

Виктория АЛЕКСАНДРОВА,
фото Дмитрия Подборнова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)