Москва – Кассиопея

50 лет… Полёт нормальный! Часть 3

Сегодня, в финальную неделю самого «космического» месяца года, как я и обещал, мы продолжаем программу исследований самого, пожалуй, легендарного и успешного за всю историю отечественного фантастического кинематографа проекта – дилогии режиссёра Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», первой части которой исполнится ныне 50 юбилейных лет.

«Заяц» – трюкач

Как уже отмечалось в прошлой нашей встрече, все (!) трюки, даже тяжёлые и сложные (включая «парение» в невесомости), актёры-школьники выполняли без каких-либо дублёров. К примеру, по ходу действия фильма рыжий «космический заяц» Федька Лобанов вывалился в открытый космос в огромном треугольном мусорном пакете (см. фото). Володю Басова, исполнявшего роль Лба, действительно, запаковали в твёрдый пластиковый мешок. Мастера по комбинированным съёмкам супруги Шолины на фоне чёрного бархата (куда затем было «впечатано» звёздное небо) на специальной подвеске тягали бесконечное число дублей скрюченного, с трудом дышащего в прозрачном пластиковом пакете Вовку. Может, поэтому зрители и увидели столь реалистичные страдания незадачливого «зайца».

…В августе 1973 года вся съёмочная группа «Кассиопеи» отправилась на чужую планету.

Таинственные пейзажи Варианы Ричард Викторов и оператор Андрей Кириллов нашли в Крыму, под Керчью, на территории закрытого военного полигона. Земля там была изрыта заросшими воронками от снарядов, а чудовищная концентрация соли в верхнем слое почвы создавала совершенно фантастический эффект.

Опасная посадка

Для съёмок полёта и посадки одного из «шаттлов» звездолёта «ЗАРЯ» – разведывательной капсулы (см. фото) – с тремя отроками на борту была построена специальная подвесная канатная дорога. Трюк с посадкой и вспышкой тормозных двигателей едва не окончился плачевно. «Мы сидели в капсуле, под ней чего-то зажгли, – вспоминала актриса Ольга Битюкова, исполнявшая роль экзобиолога Вари Кутейщиковой, – Викторов остался недоволен эффектом. Решили сделать дубль. На специальный железный противень насыпали какой-то горючей гадости и подожгли. Взвился огонь и, движимый ветром, бросился на камеру и… режиссёра, стоявшего рядом. У оператора обгорели ресницы и брови, а на Викторове вспыхнула куртка. К счастью, дежурившие пожарные подоспели вовремя».

О моде космической

Как и положено разведчикам чужих планет, космонавты высадились на планету Вариана в специальных защитных скафандрах-комбинезонах. Роскошные, сверкавшие серебром костюмы были пошиты из экспериментальной ткани. Поначалу все «отроки», особенно девочки, обрадовались такой красоте, но вскоре страшно разочаровались. «Серебро», которым была покрыта ткань, постоянно стиралось и оставалось на пальцах несчастных актёров. После двух-трёх дублей ходили полностью чумазые. Когда умывались, то с рук текла вода серо-коричневого цвета. А ещё в этих эффектных космических «шмотках» было страшно жарко.

А вот рабочую униформу из плотной светлой ткани экипаж оценил. К сожалению, никому из героев не разрешили оставить на память какой-нибудь уникальный космический костюм – реквизит пришлось сдать до пуговицы. Говорят, что девочкам жутко нравились сапожки с якобы магнитной подошвой. Они были сделаны из удивительно мягкого материала, а их платформа свела бы с ума самых утонченных модниц того времени. Правда, подошвы этих сапожек были из специального… картона.

Вершители, исполнители, дефектные…

Юные космонавты, прибыв к цели своего полета – на планету Вариана, столкнулись с оккупировавшими её биотехническими роботами-исполнителями и их командованием – роботами-вершителями. Актёрам, исполнявшим роли этих техно-агрессоров, пришлось наиболее тяжело: упакованы они были в удивительные костюмы из толстой прорезиненной синтетики. На головах исполнителей – резиновые купальные шапочки, утыканные настоящими гвоздиками (общий вес от трёх до пяти килограммов), плюс грим, плюс крымская жара. Конечно, всё это было оригинально и в мировом кинематографе на тот момент не имело аналогов, но актёров слава новаторства не слишком волновала: скорее бы под прохладный душ!

Вершителям пришлось ещё сложнее. Помимо костюма (в отличие от чёрных исполнителей, ослепительно белого) для зловещего эффекта на лица крепились очки-линзы с множителями из четырёх составляющих. Естественно, перед глазами всё четверилось. Вершители после каждой съёмки ругались по-чёрному, поскольку на некоторое время они вообще затруднялись ориентироваться в пространстве, натыкались на стены, людей и даже падали.

Ещё один вид разумных инопланетных машин – «дефектных» робота-няньку и робота-механика – Викторову обещал сделать автомеханик центрального Дворца пионеров Москвы. С задачей не справился, и Викторов с досады укантропупил самого «робототехника» и его помощника слесаря в полые металлические тела. Так и сняли… Любопытно, что робот-механик в фильме говорил голосом самого режиссёра Ричарда Викторова.

Отроков – во Вселенную!

Плодотворно работая в киноэкспедиции, Викторов начал быстро понимать, что съёмочного материала становится всё больше и больше. В задуманный стандартный односерийный формат «Москва – Кассиопея» уже никак не вмещалась. Режиссёр стал волноваться. К счастью, вскоре на съёмки прилетел директор картины и сообщил, что Госкино утвердило проект второй части фильма. Обрадованный таким поворотом Викторов немедленно окрестил продолжение давно припасённым рабочим названием. Так появились «Отроки во Вселенной».

Муки Лба и страдания Агапитовы

Порядки на съёмочной площадке были спартанские, и юные актёры, несмотря на изматывающие дубли, работали самоотверженно и с энтузиазмом. Своеобразный рекорд побил Володя Басов. Фразу с ключом управления и исчезающими креслами «По-моему, это сделал я!» ему пришлось повторять в течение 20 дублей. Ему же, как и Вадиму Ледогорову, исполнившему роль инопланетного подростка Агапита, пришлось ради искусства пережить немало неприятных деньков. А всё из-за причёсок. Герой Басова Федька Лобанов, он же, если сокращённо, Лоб, по сценарию должен был быть вызывающе рыжим. Брюнета Володю перекрасили в соответствующую масть. 14-летнего Ледогорова-младшего, щеголявшего роскошной шевелюрой, в целях «космической ассимиляции» побрили, согласно сценарию, полностью «под ноль». В школе мальчишкам просто прохода не давали. Обидные насмешки и шуточки над «рыжим» и «лысым» прекратились только после выхода фильма на экраны…

Тайна хохота «отроков»

В октябре 1973-го, вернувшись в Москву, группа занялась павильонными съёмками…

Впоследствии среди отснятых сцен зрители выделили самый загадочный и непонятный эпизод в фильме, где показан странный, если не сказать «наркотический», но всё же такой заразительный смех Козелкова, Кутейщиковой и Лобанова в «профилактической камере» роботов. Над чем смеялись «отроки» по задумке, конечно, режиссёра? Сие неизвестно и поныне. Интересно, что в литературной и режиссёрской версии сценария фильма эта сцена отсутствует. Известно только, что такого заразительного смеха Викторов добился от ребят, показывая за кадром новую серию популярного мультика «Ну, погоди!» (третий выпуск).

Чары «Зова роботов»

Саундтреком фильма занимался композитор Владимир Чернышов. Наибольшие творческие муки ему принёс знаменитый «Зов роботов», посредством которого машины заманивали жителей Варианы на свои зловещие «пункты осчастливливания», где они превращались в зомбированных счастливых болванов. Труд для Чернышова был адский: какие-либо аналоги музыкальных произведений отсутствовали! Но композитор всё-таки своего добился, придумав соединить синтезаторные звуки, грозные ноты, неземные, сладко-тревожные голоса. Одним словом – «зов»! Ну, а зовущие и опасные голоса варианских сирен воплотили в жизнь певицы популярного в 1960–70-х годах квартета «Аккорд».

Триумф от столицы и до Кассиопеи

«Москва – Кассиопея» была смонтирована, озвучена и полностью готова в декабре 1973 года, а 25-го числа в 11 часов утра была принята худсоветом студии имени Горького. Руководство в полном восторге запустило первую часть дилогии в прокат на зимние школьные каникулы нового 1974 года для начала, как говорится, на пробу, в Москве. Видя, какую реакцию у зрителей вызвал необычный фильм, было решено отпечатать больше копий и запустить картину первыми экранами во всех детских (иногда и взрослых) кинотеатрах СССР в сентябре.

Успех был просто феноменальным, а после выхода на следующий год «Отроков» эффект был подобен взрыву бомбы. Толпы подростков (и родителей), атакующие кассы кинотеатров. Небывалая вспышка интереса школьной молодёжи (и не только) к освоению космоса. Это был просто какой-то звёздно-романтический угар!

О кассовых сборах фильмов в СССР было как-то не принято говорить, но о дилогии Викторова спустя многие годы появились кое-какие цифры. Суммы, полученные Госкино с проката тех же «Отроков во Вселенной», были астрономическими (судя по всему, сборы первых «Звёздных войн» Лукаса и близко не пролетали). Так, на деньги, вырученные только за один месяц (!) проката «Отроков», в течение двух лет могли быть полностью обеспечены все школы (включая музыкальные, художественные и спортивные), детские лагеря отдыха, Дворцы пионеров, станции юных техников, детские сады и детские больницы СССР!

Сергей Балахнин,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)