Так незатейливо назвал свой очередной большой труд Владимир Пищугин, один из самородков земли Забайкальской. Рассказываю вам, уважаемые читатели, о новинке, поступившей во все библиотеки края.
Пробудить любовь к родине
Владимир Васильевич – человек, давно увлекающийся историей родного края, выпустивший в свет уже несколько книг. Он автор краеведческих книг об Улётовском районе: «Юго-западнее Читы» и «На Ингоде-реке», «Художники Улётовского района», поэтической книги «Родные дали».
Новая книга издана по инициативе благотворительного фонда содействия издательской деятельности в Забайкальском крае «Одарина», где председателем попечительского Совета является наш земляк Виктор Шкулёв, а председателем фонда – журналист Владимир Кибирев. «Отличительным знаком книг «Одарины» будут картины забайкальских художников на обложках и, по возможности, на вкладках», – рассказал мне немного о проекте издания Владимир Николаевич.
Так и есть: на цветной обложке – картины забайкальских художников Владимира Распутина и Александра Богомазова. Их расположение – уже некий путеводитель по книге: открывает издание обложка с репродукцией картины конного казачьего дозора – начало нашей истории. На обороте книги – щемящий вид Улёт, освещённых неярким утренним светом.
«В эти несколько сотен страниц вложил я свои мысли, душу и несколько лет жизни. Не стану скрывать, мне, как краеведу хотелось поместить в это издание гораздо больше того, что в него вошло – слишком много интересного и, на мой взгляд, важного я сумел отыскать в архивах. Написав эту книгу, я хотел одного – пробудить в моём читателе, какого бы он возраста ни был, любовь к своей малой родине. Если мой труд будет востребован современниками, если они захотят сделать для Забайкалья хоть что-то полезное, пусть это будет даже одно посаженное деревце, значит, я работал не напрасно», – говорит автор в послесловии.
Глава первая
Структурно книга состоит из четырёх глав. Первая – «На восток за горизонт». Автор коротко касается истории освоения Сибири и Забайкалья, которая началась в 1581 году с похода казаков Ермака. В этой главе мы узнаём об отставном казаке Ячменёве из деревни Улятуевской, который имеет десять десятин земли, об указе Нерчинской канцелярии, выпущенном в 1731 году… Именно с этого момента автор ведёт повествование об истории земель улётовских, деревень Чунгурцкой, Доронинской, Гарекинской и других сёл.
В сообщении от 10 апреля 1788 года в «Росписи, учинённой в Нерчинской конторе о расстоянии до Шилкинского завода от селений ведомства Читинского острога», указаны сёла и число вёрст до них. При этом говорится уже о доставке «щёлочи с Доронинского озера». Рассказано в первой главе об истории этих сёл на начало XX века, о грамотности крестьян, Ингодинском потопе 1897 года, о ценах на хлеб и многом другом.
Глава вторая
Глава вторая начинается сведениями о жизни района перед Первой мировой войной. Далее автор последовательно рассказывает о событиях революционных лет, Гражданской войне, о приходе новой власти в сёла района, годах репрессий и тяжёлых годах становления Советской власти. Глава заканчивается статьёй о земляках в годы Великой Отечественной войны в тылу и на фронте, о прочной связи тыла и фронта. Некоторые факты поражают до глубины души: «Николай Савельевич Богомазов из с. Горекацан и Пётр Илларионович Курмазов из с. Николаевское на тракторе ЧТЗ доехали своим ходом до станции Лесная, погрузились на платформу и отбыли на фронт. Всю войну под обстрелами и бомбёжками протаскали гаубицу до самой Победы и вместе демобилизовались». Переполняет гордость за наших колхозников и эту удивительную историю. Я даже немного завидую тем, кто найдёт в книге сведения о своих предках и фамилиях. Отдельная главка – сведения о награждённых орденами Славы III степени земляках. Завершается вторая глава статьёй «Семь послевоенных лет».
Глава третья
Третья глава – «От строительства коммунизма к развитому социализму» – полностью посвящена людям труда. Это статьи об улётовских производствах и организациях – настоящая находка для тех, кто там работает или работал: В.Н. Калашников, В.П. Белоуслов, В.П. Цыкунов, В.Г. Черунов, В. Малофеев, Е. Карелов и другие. С ностальгией вспоминаю все эти фамилии. Эти люди со своими трудовыми свершениями были завсегдатаями газетных страниц прошлых лет и, конечно же, заслужили упоминания в таком солидном труде автора.
Глава четвёртая
Последняя глава повествует об истории топонимических названий Улётовского района. Я бы сказала, что эта глава идёт под девизом «Уляты-хамниганы, кто вы и откуда». И каждый земляк теперь, прочтя эту книгу, может блеснуть эрудицией. Оказывается, село Арта было деревней Ортинской, а словом «танга» аборигены называли заболоченную местность. А село Новосалия основано в 1882 году крестьянами долины Красного Чикоя.
Отдельно стоит сказать об оформлении книги. Как я уже отметила, на обложке картины забайкальских художников. Но и внутри есть цветные вкладки с фотографиями картин наших художников – супругов Зезиных, Романа Пищугина, Владимира Комарова, Александра Богодухова, Ильи Макеева. Кстати, имена улётовских художников уже были увековечены Владимиром Васильевичем в книге «Художники Улётовского района».
Слово автору
По моей просьбе Владимир Васильевич немного рассказал о своей работе: «Я ещё школьником был, бегал со сверстниками, выкапывал в оврагах находки – кости мамонтов, бизонов. Приволочил однажды кости домой, но потом их забрали в школьный музей. Интерес к истории Забайкалья, таким образом, родился ещё в далёкой юности. Я тогда работал в школе и составил карту Чернышевского района, а на её полях составлял описание, где и чего находил. А когда по работе приехал в Улётовский район, перерыл районные газеты с 30-х годов и выписывал интересные факты. Собрался большой материал. В 2003 году мне помог глава Улётовского района С.П. Савин издать книгу «Юго-западнее Читы». Но теперь уже понимаю, что текст там не вполне корректен. Я ведь всего три дня посвятил работе в архиве Читинской области, а остальное собирал по страницам газет, воспоминаниям старожилов. И эта неполная работа меня беспокоила. Кроме того, материал был в основном о советском периоде. А мне хотелось всё исследовать.
Отдел культуры выделил мне 3 тысячи рублей, и я стал ездить в архив. Так последовательно и родились вначале «На Ингоде-реке», а потом эта книга. Потому что в предыдущую опять не вошёл весь желаемый материал. Поэтому при написании новой книги часть материала удалил, расположил статьи по временной и исторической последовательности. Понял, что нужно оставить и вставить самое важное: по Гражданской войне, по Ингодинскому восстанию… На важный вопрос – кто такие хамниганы: эвенки или буряты – я тоже постарался ответить в одной из статей новой книги.
Кстати, статья об улятуйцах-хамниганах – научная, потому что мои выводы базируются на документах Госархива, сопоставлении различных фактов из разных источников, журналов. Думаю, она будет интересна и историкам, и краеведам, и просто читателям.
Уйму времени провёл я в Государственном архиве Забайкальского края, добывая сведения об истории района и частично края, стараясь, чтобы они были наиболее полными. Но, пожалуй, ещё более сложно, чем работа в архиве, шла работа с изданием книги. Низкий поклон и благодарность Виктору Шкулёву, который уже в третий раз помог мне издать мои труды. Он же ранее помог с изданием книг «На Ингоде-реке» и «Художники Улётовского района».
Теперь я доволен, что книга вышла. Благодарен и Владимиру Кибиреву, председателю фонда. К сожалению, опять не вошли ни схемы, ни фотографии. А это богатейший материал. Но всё равно я очень рад, что книга теперь есть. Теперь я вряд ли поеду в архив, потому что это тяжёлая работа, и возраст у меня уже не тот. Сложно там работать. Сложно ориентироваться даже просто в перечне документов. А из этого перечня ещё нужно найти необходимое. А там же архивная пыль, да и по морозам приходилось ездить. А потом я шесть лет ждал, когда книжка будет издана.
Уже после издания книги я нашёл новые сведения. Мне помог в этом Сергей Викторович Мигунов, он нашёл схему Доронинской волости. Оказывается, Зушулан (а не Дешулан, и не Душулан) не был основан жителями Красного Чикоя, как все привыкли считать. Задолго до чикоян, в 1790 году, деревня Зушулан уже была на карте. И деревня Николаевское не основана николаевскими переселенцами, как мы считали. Потому что по сведениям 1790 года деревня была обозначена как Тунгуринская. Другое дело, что украинцы позже привнесли туда славянскую кровь. Обо всём этом можно прочесть в моей книге».
* * *
Остаётся только поблагодарить Владимира Васильевича за неугомонность. Благодаря его подвижническому труду мы теперь можем прочесть наиболее полную историю Улётовского района. Ибо, по признанию Михайло Ломоносова, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
Елена Чубенко