На отшибе

В редакцию «Земли» от имени всех жителей посёлка Кирзавод за помощью обратилась петровчанка Галина Афанасьевна Фёдорова, которая живёт здесь многие годы и является квартальной населённого пункта, в народе известного, как Кирпичики.

Несколько десятков человек, являясь жителями городского округа «Петровск-Забайкальский», оказались на отшибе городской цивилизации. По весне проезжавшая большегрузная машина окончательно развалила деревянный мост через речку Кижингинку, до того соединявший Кирпичики не только с городом, но и с внешним миром.

То яма, то канава

Зная о дорожных проблемах предстоящего путешествия, прошу своего знакомого Александра, водителя крепкой русской машины УАЗ, помочь добраться до Кирзавода. Расстояние впечатляет, плохие дороги – тоже. И невольно задаюсь вопросом: а как жители Кирпичиков ежедневно добираются туда и обратно? Где работают? Что едят? Как лечатся?

Мой попутчик, когда-то работавший в городском смешторге, вспоминает, как в старые добрые времена возил в местный магазин грузы с продуктами. Доехав до пресловутого моста, тормозим: неширокую речку, увы, не преодолеть – мост действительно развален. Его попросту нет! С довольно высокого обрыва видны бурливая Кижингинка и ветхие от времени и воды деревянные останки моста. Слева брошены несколько досок – очевидно, самые смелые по ним и перебираются всё это время с одного берега на другой. Я же не рискую. Поэтому отправляемся в обратный путь, плутая, искать объезд (говорят, он нелегальный, но есть, только найти его даже днём затруднительно, а в сумерки, а ночью?..).

Вот же он, наконец… Ну и дорога! Получасовая езда с препятствиями вызывает негодование: лужи, глубокие ямы, торчащие корни деревьев, многокилометровое бездорожье. Опасно добираться и не дай Бог застрять.

Наконец-то вдали замаячили заброшенные каменные строения, а мой попутчик поясняет, что когда-то, в добрые времена, на этом самом месте в подсобном хозяйстве выращивали свинок для городского общепита. А ниже, махнул рукой, тоже на Кирпичиках, размещались свинарники металлургического завода. Мясом снабжали заводские столовые и работников предприятия. Теперь от этих строений остались одни развалины да грустные воспоминания.

Зато сохранилась первозданная природа. Воздух свеж и прохладен, впечатляет размах здешних просторов. Начало лета, а какая кругом красота… Приволье, умиротворение, хотя заметно поредел лес и облысели горы.

Буквально из-под колёс автомобиля, привычные к местной тишине, испуганно вспорхнули вдруг куропатки. Круглый год, расскажут мне позже старожилы Кирзавода, эти лесные жительницы живут у них даже на фазендах. А по весне сюда прилетают журавли и другие диковинные птицы. В давние времена населённый пункт окружал богатый лес, куда местные ходили по ягоды и грибы. Прямо под горой манила дарами природы чудная лиственная роща.

Домов в посёлке немного. Одни – ухоженные, добротные (живут здесь трудолюбивые хозяева), другие – заброшенные, полуразваленные, давно опустевшие.

Разыскав квартальную поселения, приятную женщину Галину Афанасьевну Фёдорову, и нескольких старожилов Кирзавода, прямо у домов ведём разговор о наболевшем. Рассказывают спокойно, без злословия, жажды «крови» или желания кого-то «продёрнуть» в газете. Нужен ремонт моста. Без остального давно привыкли, обходятся своими силами.

Много лет верой и правдой служил мост через Кижингинку. Школьный автобус забирал и доставлял детишек, приезжала скорая помощь. Словом, всё сообщение с городом осуществлялось через этот видавший виды мостик. И служил бы он ещё, да разбили годы и большегрузные лесовозы. Осталась только тряская лесная тропа, прокатиться по которой в то июньское утро «посчастливилось» и мне.

Не ропща на судьбу

Из объектов былой цивилизации в Кирпичиках осталась только водокачка городского ООО «Водоканал». А ведь были когда-то здесь медпункт, магазин, начальная школа, клуб. В пору работы кирпичного завода жили в населённом пункте двести человек. Сейчас – чуть более сорока. Кто-то по возрасту и болезням ушёл в мир иной и покоится на местном кладбище, а кто-то в поисках лучшей доли перебрался в более комфортные для проживания места. Остались самые стоические, которые живут, не ропща на судьбу, обожают свои Кирпичики, красивую природу, с большим желанием трудятся на земле. По закону и прописке являясь коренными петровчанами, многого для себя не требуют.

Раз в неделю из частной пекарни села Баляга сюда привозят свежий хлеб. Один раз в месяц – пенсию старикам. Продукты в городе покупают сами для себя и соседей, кому-то их привозят родственники, а кто и сам топает за много километров в Долину или Пески, до которых без личного транспорта добраться ой как непросто.

Может, и сейчас не жаловались бы (да жизнь заставила!) терпеливые кирзаводцы, прояви местные власти расторопность и предупредительность и отремонтируй мост (всё-таки он находится в ведении городского хозяйства) незамедлительно, без проволОчек. А без него осложнилась и без того несладкая жизнь на отшибе. Мост развалился, и школьников стали возить до реки, дальше они добирались сами, бесстрашно прыгая по жёрдочкам через Кижингинку или пускаясь вброд, чтобы добраться до дома. Карета скорой помощи по вызову делает большой крюк в объезд по лесу. Но случалось, что промедление было смерти подобно, и тогда заболевшего человека сами сопровождали до упавшего моста, чтобы поместить в скорую, которая ждала на другой стороне реки…

С надеждой на себя

«Люди у нас хорошие, трудолюбивые, хозяйственные», – продолжают разговор. Узнаю, что держат в домашнем хозяйстве лошадей, баранов, коров, свиней, пернатых Беломестновы, Орловы, Мухины, Лаптевы, Лебедевы, Фёдоровы. Этим и выживают. С ранней весны и до поздней осени стада пасутся на огромных просторах Кирпичиков, и гнать скот никуда не надо. В страдную пору тут же можно запастись сеном для домашних животных на всю долгую забайкальскую зимушку. Знай только не ленись.

Владимир Абрамович Фёдоров, который родился здесь и всю жизнь живёт, 38 лет отработал на железной дороге. Топал ранними утрами в жару и стужу отсюда, из Кирпичиков, на работу. А вечером, сдав смену, возвращался обратно, упорно преодолевая тот же неближний путь. Многие жители в разное время работали на железной дороге, в «Сельхозтехнике», «Сельхозхимии», на аэродроме, свинарниках, в центральной районной больнице, воинских частях. Да мало ли где ещё. Многие организации из тех, что поближе, канули в лету. И работать стало негде.

Рейсовый автобус давным-давно забыл сюда дорогу. Пытались просить маршрутку, да тщетно: «Нерентабельно», – сказали как отрезали. Местные смирились и добираются до города и обратно кто на своих двоих, кто на личном авто, кто попутно с этими немногими счастливчиками. «Берём с собой пассажиров, выполняем поручения соседей, – рассказывает добросердечная Галина Афанасьевна, – надо помогать друг другу. На такси особо не наездишься. Во-первых, дорога плохая, и таксисты сюда едут неохотно. Во-вторых, ждать долго, а ехать – накладно».

Признаться, собираясь в эту командировку, и сама я поинтересовалась в местной службе такси о цене поездки. «374 рубля в одну сторону», – любезно сообщили мне на том конце провода. Однако! Пенсионеру это, прямо скажем, не по карману. А безлошадным жителям Кирпичиков, кому необходимо добираться каждый день на работу «в центр», пришлось бы трудиться на одну лишь дорогу. По этой причине многие уволились и теперь выживают домашним хозяйством да запасами со своих огородов. Пенсионеры, как говорится, своё оттрубили. А молодые кирзаводцы волнуются, как и где заработать положенный стаж…

Земля здесь богатая, плодородная. В день моего посещения многие сажали картошку, рассаду овощей на гряды и в теплицы, лето-то нынче задержалось. И пригласили на прощание: «Вы приезжайте к нам летом, просто так, в гости, ведь скоро здесь будет такая красота!»

То берег левый нужен им, то берег правый…

«Обязательно приеду: есть о ком написать добрый рассказ в газету», – думала я на обратном пути, добросовестно трясясь на заднем сиденье УАЗа по лесному бездорожью. Вот только поставят мост!.. И вспоминала обо всех «многоходовках» жителей Кирпичиков, которые чего только не натерпелись, хлопоча всё это время о злополучном ремонте.

На встрече мне рассказали, что в городском муниципалитете на просьбу ответили, мол, есть же дорога в объезд, по ней и добирайтесь. Галина Фёдорова несколько месяцев с завидным упорством добивалась решения проблемы. Обратилась даже в редакцию ОТР Забайкальского края. Там внимательного выслушали и взялись помочь. А позже упредили: «Ждите! 24–25 мая ваш мост приедут ремонтировать – муниципалитет обещал». Терпеливо ждали, но не случилось. Обращались и в приёмную губернатора. Жители другого городского района, у которых была похожая проблема с мостом, убедив, что «это работает», посоветовали подать в муниципалитет письменное прошение с подписями всех кирзаводцев. Подсказали и отзывчивого на просьбы людей депутата Законодательного собрания из Баляги Олега Бянкина. Обратились также в региональную газету «Земля», к депутату Государственной Думы Андрею Гурулёву.

И вот уже после моей поездки – звонок! Сообщение, что мост… отремонтировали буквально за один день.

Могут же! От души порадовалась я: наконец, закончились мытарства людей и появилась жизненно необходимая связь с внешним миром. Но как хлопотно и нервозно в наше время допроситься того, что власти обязаны делать не по принуждению, а по первому зову…

Но радовались рано! Посмотрите на фото: такой «ремонт» не переживёт первого хорошего дождя или очередной непрошеной тяжелогружёной машины. Это не деревянное строение, как было раньше, чего, собственно, и добивались жители Кирпичиков, а простой земляной настил. Прошло всего несколько дней, и насыпь уже начала оседать и трескаться. Будем ждать, чем закончится дело.

Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)