На реке навигация, на реке теплоход

В Сретенском районе с 4 июля начал курсировать пассажирский теплоход. Жители района с нетерпением ждали этого, и вовсе не потому, что им хотелось прокатиться по единственному в Забайкальском крае речному маршруту и полюбоваться живописными видами земли сретенской. По пути следования социальнозначимого маршрута «Сретенск – Верхние Куларки» протяжённостью 135 километров расположены труднодоступные населённые пункты, в которые в период навигации доставить груз и пассажиров можно лишь водным путём.

 

Объект инициативного бюджетирования

Долгие годы, ещё с советских времён, маршрут обслуживали теплоходы «Заря». Но нет ничего вечного в мире, исчерпал свои ресурсы и последний из этой серии теплоход, который исправно служил людям более 40 лет. Остро встал вопрос о приобретении нового катера, однако его стоимость для бюджета района оказалась неподъёмной. Изучив все за и против, руководство района решило сделать ставку на программу инициативного бюджетирования.

В марте 2018 года Сретенский район стал участником федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации». Цель проекта – вовлечь жителей в управление своими территориями, такие инициативы обеспечиваются финансовой поддержкой со стороны регионального бюджета. Глава района Алексей Закурдаев отмечает, что в Забайкальском крае Сретенский стал первым районом, который смог реализовать такой проект: «Мы обратились к населению и нашли поддержку».

Всё, что задумали, получилось. 28 мая 2019 года пассажирский водомётный катер «КС-162», построенный на Костромском судомеханическом заводе, прибыл на сретенскую землю. Новенькое судно, рассчитанное на 44 места, спустили на воду и отбуксировали в затон.

 

Долгий путь к людям

Катер получил название в честь реки, на которой ему предстоит работать, надеемся, долго и плодотворно.

Путь его к началу служения людям оказался долгим. В год прибытия в Сретенск теплоходу «Шилка» выйти в рейс было не суждено. Виной тому оказалась длительная и дорогостоящая процедура оформления документов. Судно нужно было зарегистрировать в федеральном бюджетном учреждении «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» города Хабаровска, поставить на воинский учёт, получить пассажирское свидетельство, а также свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации…

Глубоко в прошлом остались времена, когда договорные отношения решались простым рукопожатием. Теперь закупки и любые виды работ или услуг требуют соблюдения определённых сроков и дополнительно несут за собой немалые расходы. Оформление договоров и прочих нужных и важных бумаг, а затем исполнение требований различных инстанций по установке на судно недостающего оборудования потребовали много времени и финансовых вложений. К примеру, по требованию эксперта Амурского филиала Российского речного регистра, на катере должна быть установлена ПК/КВ-радиостанция, а Роспотребнадзор в период пандемии потребовал оснастить теплоход оборудованием для дезинфекции. А ещё покраска, поверка радиооборудования, переукладка спасательного плота, покупка спасательных жилетов и комплектующих деталей и про- чее-прочее.

В 2020 году судно передали победителю аукциона с правом заключения договора безвозмездного пользования пассажирским теплоходом «Шилка-6». Но общество с ограниченной ответственностью «Пристань» столкнулось с новыми трудностями – в пандемийный период эксперт Амурского филиала Российского речного регистра не мог выехать к месту дислокации судна.

А потом случилась беда – единственный в Сретенске капитан серьёзно заболел и умер…

Жил отважный капитан

Нового капитана удалось найти в Благовещенске. «Мы искали по всему Дальневосточному федеральному округу. Человек откликнулся из Амурской области. Приехал, посмотрел, приступил к изучению маршрута, подъездных путей. Своими глазами увидел, что у нас 18 населённых пунктов, которые остро нуждаются в эксплуатации судна», – рассказал Алексей Закурдаев.

Последние ходовые испытания нового пассажирского катера были завершены в середине октября 2021 года.

В текущем году эксперт Российского речного регистра в своём плотном графике нашёл место для посещения Сретенска лишь в конце июня. А потому и навигация на реке началась в первый понедельник июля.

С капитаном мы познакомились на Затонском пирсе, где он собирался в рейс.

«Александр Николаевич Айзверт, всю жизнь работал на транспортном флоте, ушёл на пенсию и очутился на краю земли, в Забайкалье», – представился капитан.

Александр Николаевич произвёл приятное впечатление – позитивный, доброжелательный человек. В рейс его провожал рыжий пёс, который, судя по его поведению, начал скучать, как только хозяин ступил на теплоход. «Взял бы его с собой, но он очень общительный, со всеми норовит поздороваться, а людям это не нравится», – посетовал капитан.

К слову, на своей малой родине и далеко за её пределами Александр Айзверт широко известен как защитник животных. Девять лет прошло с тех пор, как Амурская область оказалась во власти водной стихии. Большая вода поглощала дома, оставляя без крова людей и их питомцев. В то самое время Александр Айзверт переквалифицировался в спасателя, чтобы вызволять из водного плена четвероногих питомцев. Он даже организовал приют, где кормил и ухаживал за спасёнышами, а потом пристраивал к новым хозяевам, если бывшие не откликались. Вот такая история.

За плечами у капитана-механика огромный опыт профессиональной деятельности. Почти полвека он бороздил водные глади на разных судах. А теперь судьба забросила его к нам в район, хотя для этого Александру Николаевичу пришлось вновь сесть за парту.

«Со Сретенском у меня давняя связующая нить. Я ходил на больших теплоходах ОТА (озёрный толкач автоматизированный), которые выпускали наСретенском судостроительном заводе. Также завод выпускал сейнеры для Камчатки, Сахалина, Хабаровска, а мне, молодому капитану, доводилось их тягать. У меня есть диплом капитана судов без ограничения, но для перевозки пассажиров скоростного судна пришлось дополнительно получить диплом капитана скоростного судна.

Новый катер скоростной, современный, удобный, более комфортабельный, меньше шума и вибрации. А места здесь какие красивые, и люди доброжелательные!» – отмечает Александр Айзверт.

На теплоходе

Около девяти часов утра катер причалил к пристани. Желающих уехать и провожающих, невзирая на дождь, было довольно много. Всё происходило как в шлягере конца восьмидесятых годов: «Теплоходный гудок разбудил городок, на причале толпится народ».

Жители сёл, расположенных ниже по течению реки Шилки, долгое время не имели возможности выехать в районный центр и при первой возможности отправились в путь. По их словам, цены на билеты вполне приемлемые, и главное теперь — чтобы перевозки были регулярные.

«Мы очень ждали этот теплоход. Очень благодарна всем, что мы наконец-то выехали. Меня устраивает и расписание, и цена билета, и удобство. Всё устраивает! Я приехала первым рейсом, сделала все свои дела. Меня очень хорошо принял город, ночевала в гостинице «Шустовская» и сегодня, счастливая и довольная, возвращаюсь домой», – рассказывает жительница села Шилкинский Завод Лидия Исаева.

«А мы едем в гости к дочерям. Очень удобно, быстро и с комфортом доедем, да ещё нашей забайкальской природой полюбуемся», – поделились супруги Насальские из посёлка Кокуй.

Согласно расписанию, катер будет курсировать по понедельникам, средам и пятницам. Отправление от сретенского причала в девять часов утра. Выход обратно – в тот же день. Запланировано, что конечной точкой маршрута станет село Верхние Куларки, однако первый рейс показал, что пришвартоваться к данному населённому пункту крайне затруднительно. А потому принято решение, что пока теплоход будет ходить до посёлка Усть-Карск. В обратный путь катер отправляется в 14:00. «Первый рейс показал хорошую загрузку в оба конца, пассажиры довольны, нареканий не было. Но пока не оборудована пристань в конечном пункте, чтобы не повредить судно и ради безопасности пассажиров мы туда ходить не будем», – пояснил капитан.

Глава района добавил, что обустройство пристани требуется провести не только на конечной остановке, но ещё и по пути следования в сёлах Боты и Уктыча. «Задачу по обустройству пристаней будем решать совместно с главами поселений. Кроме того, нам необходимо содействие правительства края, чтобы провести работы земснарядов по углублению дна реки. Эти работы не проводились с девяностых годов, а природные катаклизмы, паводковые явления накладывают свой отпечаток, и сегодня дноукрепительные и дноуглубительные работы на реке крайне необходимы», – отметил Алексей Закурдаев.

От сретенской пристани отчалил теплоход, а на причале остались люди. Кто-то из них пришёл проводить своих близких, а кто-то — просто полюбоваться, как новый водомётный катер бороздит шилкинские воды.

В этот день мы тоже остались на берегу, но с надеждой, что в скором будущем окажемся среди пассажиров катера и воочию увидим Шилкинскую пещеру, Полосатик и прочие местные достопримечательности, а потом обязательно поделимся своими впечатлениями с вами, дорогие читатели. Уверены, что будет здорово. Ведь даже крохотное путешествие на катере по водной глади от Затона до сретенского причала вызвало бурю восторга и положительных эмоций.

 

Инна Попова, г. Сретенск

2 Ответы на “На реке навигация, на реке теплоход

  1. Этот капитан не работал практически! Уехал! Об этом в уже в следующем номере “Земли” писали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)