Не роскошь, а средство передвижения

Поводом для написания этого материала стал разговор журналиста газеты «Земля» Виолетты Вдовяк с руководителем Забайкальской пригородной пассажирской компании Евгением Силантьевым, опубликованный в №9 от 27 февраля под заголовком «Оптимизация – это билет в один конец».

Его-то читатели газеты, они же петровские пассажиры, активно курсирующие по своим неотложным делам на пригородных электропоездах, незамедлительно принялись обсуждать, естественно, каждый со своей колокольни, примеряя данную проблему на себя.

Стою на полустаночке

Во времена моей туманной юности электричка были у петровчан в чести и пользовалась большим спросом. Одни почему-то называли пригородный «Учеником», другие – «Сборным», наверное, потому что тепловоз тянул сразу несколько довольно непрезентабельных, видавших виды разнокалиберных вагончиков. Ни о каком особом сервисе речи не шло, всё до невозможности просто, без изюминок, зато быстро, дёшево и вовремя.

«Сборный», он же «Ученик» невозвратных 70-х, неспешно тащился по району от станции к станции, по пути собирая и высаживая пассажиров. Протяжно и добросовестно ревел на полустанках, упреждая страждущих, что пора в путь, или же о том, что путешествие завершено. Но в славные советские времена и речи не велось о том, что пригородные поезда невыгодны, нерентабельны или же (не дай бог) пришла пора на них поставить крест. А ведь тогда во все деревеньки Петровск-Забайкальского района, имеющие железнодорожное сообщение, регулярно ходили ещё и рейсовые пассажирские автобусы. Было гораздо больше пассажирских поездов, на которых, особо не пострадав материально, при жёсткой необходимости можно было безбедно и недорого добраться до нужной промежуточной станции, если, конечно, расписанием там была предусмотрена остановка.

Времена меняются

…И не к лучшему. Коснулись изменения периодичности, количества и, соответственно, расписания пассажирского транспорта, как городских, так и пригородных маршрутов. Пассажироперевозки и общественный транспорт, что уж греха таить, до сих пор остаются больной темой нашего Петровска. Но это совсем другая история.

Сегодня говорим о пригородных электропоездах, в которых остро нуждается работающий петровский люд. Так же, как студенты, пенсионеры, словом, все, кого ни коснись и кому необходимо добраться до места работы на соседнюю станцию, до лечебного учреждения в столицу Бурятии, к родственникам в село, студентам до места учёбы, дачникам до дачного посёлка, да мало ли ещё кому и куда. Жизнь бьёт ключом.

Вгрызаясь в тему о пригородных электричках, тщетно пытаюсь дозвониться до железнодорожного вокзала. И понимаю, что до Луны, наверное, получится быстрее. Сразу же задаюсь вопросом, а как можно узнать расписание движения? Самых продвинутых пассажиров спасает интернет – там всё прописано. А те, кому не суждено быть с ним на «ты», гонимые обстоятельствами, вынуждены покорно тащиться на вокзал, чтобы посмотреть, записать или запомнить расписание. Или же разведать о средстве передвижения – электричке – посредством сарафанного радио, то есть один у другого.

К сожалению, не так часто доводится теперь самой ездить на электричках в соседнюю Бурятию или сёла нашего района, которые в шаговой доступности от железной дороги. Однако, пообщавшись с теми, кто по-прежнему пользуется этим железнодорожным сервисом, а посему владеет достоверной информацией, понимаю: электричек местного сообщения, увы, в последнее время стало гораздо меньше. Жадно интересуюсь всем, что касается этой темы. Достойный ли сервис обслуживания: покупка билета в терминале, у контролёра внутри вагона? Или же только на станции, в билетной кассе? Комфортно ли и безопасно ехать – хороши ли вагоны, сиденья, есть ли охрана в пути следования? Есть ли льготы пенсионерам, студентам, инвалидам? Демократичны ли цены? Каковы вообще пожелания петровских пассажиров, кроме того, что электрички – жизненная необходимость? И какая видится альтернатива, если всё-таки их сократят в Забайкалье до минимума или вообще возьмут и отменят?

Наше спасение

Клавдия Васильевна, село Баляга:

– Я активный пассажир электропоезда. В основном пользуюсь пригородным сообщением «Хилок – Петровск-Забайкальский». Раньше у электрички было два вагона, сейчас курсирует один. Вагоны современные, комфортабельные. Оплата через терминал и наличными. (У нас в Баляге на железнодорожной станции давно уже касса не работает.) Проводники вежливые. Цена билета от Баляги и до Петровска небольшая – 75 рублей. Есть льготы пенсионерам, студентам, школьникам – половина цены. Это хорошая экономия. А такси – дорогое удовольствие. По выходным на электричке при необходимости удобно добраться до города и обратно, так как маршрутка в субботу и воскресенье к нам в район не ходит.

Сын-студент иногда ездит на электричке до Улан-Удэ. Правда, туда она стала ходить совсем редко: два раза в неделю в Бурятию и два раза назад, в Петровский Завод. Цена билета в пределах четырёхсот рублей, всё ж дешевле, чем на пассажирском поезде – от 700 до 1000 рублей.

По «железке» езда безопаснее

Галина Николаевна, г. Петровск-Забайкальский:

– Довольно часто пользуемся этой услугой, почти каждый месяц ездим с мужем по делам в Улан-Удэ. Уезжаем в субботу утром, в воскресенье возвращаемся, в обед уже дома, что очень удобно. На билет пенсионерам с апреля по октябрь пятидесятипроцентная скидка, для ветеранов труда эта льгота действует круглый год.

В пятницу вечером электричка приходит в Петровск из Улан-Удэ, что очень удобно нашим местным студентам. В понедельник рано утром на ней же они могут вернуться в столицу Бурятии и вовремя приступить к занятиям.

Доводилось ездить и на маршрутных такси сообщением «Петровск-Забайкальский – Улан-Удэ». Это значительно дороже и менее комфортно. Да и безопаснее электричка, в ней в пути, если есть свободные места, можно даже полежать, скоротав время.

Нужны, как воздух

Нина Валерьевна, г. Петровск-Забайкальский:

– Я давний и частый пассажир электричек. Раньше до Улан-Удэ они ходили ежедневно от станции Декабристы: утром – отъезд, вечером – приезд. Это было дёшево и суперудобно, несмотря на раннее время. Наполняемость всегда была битком, особенно после села Заиграево. Сиденья деревянные, в вагоне кондуктор, билеты покупали на станциях. Позже, примерно в 2002–2003 году, пустили даже скоростную электричку сообщением «Чита – Улан-Удэ» (к нам, в Петровск, она приходила днём, в 14:30). Это был рай! Мягкие сиденья, удобные столики и главное – хорошая скорость! Два часа езды, и ты на месте.

Но грянула оптимизация по всей железной дороге. И началось! Не стало скоростной электрички, сократили остановку на станции Декабристы. Мы, пассажиры, писали даже депутату-железнодорожнику Войтенко, но он наш вопрос так и не решил, хоть и обещал.

Постепенно подняли плату за проезд, люди стали реже ездить. Вот вам и повод сократить электрички. Теперь уже устоявшийся график их отправлений: в понедельник – из Петровска в Удэ-Удэ и только в пятницу – обратно. Здесь поезд ночует. В субботу утром идёт из Петровска, а в воскресенье в 8 часов 30 минут утра отправляется из Улан-Удэ к нам, в Петровский Завод. В понедельник снова едет в Бурятию, и так по кругу. Считаю, если бы установили график: утром – отъезд, а вечером – приезд, народ ездил бы больше. Не каждый имеет возможность ночевать в Улан-Удэ или ехать обратно за 800–900 рублей на обычном скором поезде. На электричке проезд стоит 358 рублей, вполне бюджетно, учитывая, что стоимость такси от железнодорожного вокзала и до первого микрорайона у нас в Петровске аж 310 рублей.

В пути билеты можно приобрести у кондуктора. Только на станции Улан-Удэ их надо покупать в кассе, иначе в вагоне тебе насчитают дополнительный сбор 50 рублей, если сядешь в Улан-Удэ без билета.

Сиденья в вагоне мягкие, везде чистота, в хвостовом вагоне есть туалет. Так что ехать три часа вполне комфортно и безопасно – охранников по 3–4 человека. Остановки частые, как и были раньше.

При наличии электрички никогда не выберу маршрутку, так как не переношу машины, меня укачивает. Да и более безопасен он, путь по железной дороге.

На дачу, природу и в лес

Любовь Васильевна, дачница, г. Петровск-Забайкальский:

– У нас в Петровске извечная проблема – добраться из города в дачный посёлок на 35-й километр или обратно домой. У кого есть свои машины, им легче. Сели да поехали. А у кого нет своего авто, приходится добираться как бог даст. Поэтому электрички, особенно в весенне-летне-осенний период, для нас, дачников, жизненно необходимы. Проехал тридцать минут с комфортом, оплатил билет со скидкой. И ты на даче. Занимайся делами и не переживай, что вечером не на чем будет добраться до дома. С автобусами сложнее. В них ограниченное количество пассажирских мест, может и не достаться, и тогда не уедешь. А электричка – это дёшево, комфортно, надёжно. На электричках в сезон ездит немало грибников и ягодников. Те, что знают хорошие места, выходят из электричек на полустанках и идут пеше несколько километров в поисках лесных даров. Нельзя их этого лишать. В летние месяцы многие петровчане семьями ездят отдыхать на Хилок.

Так что мы двумя руками за, чтобы электрички ходили и нас возили. Пусть уж власти изыскивают такую возможность, чтобы их не убирать. Не так-то наши люди набалованы, чтобы лишать их последнего.

* * *

От автора. Внимательно выслушав всех своих респондентов, не могу не согласиться с ними – разговоры об отказе от пригородных электричек из-за убыточности и замены их автобусами вряд ли можно назвать удачными, а проблему – решаемой. С учётом состояния местных дорог и цен на горючее такой вариант не только не решит проблему, скорее усугубит её. В общем, соглашусь: электрички не сокращать надо, а превращать в полноценный железнодорожный транспорт, который мог бы соответствовать всем параметрам современной жизни.

Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ,
фото пассажиров пригородных электричек – жителей Петровска-Забайкальского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)