Здравствуйте, уважаемая редакция! Меня всегда интересовала тема истории нашей страны, нашего края. Поэтому с интересом читала статьи В. Апрелкова «Затенённая слава Даурии» и «Память вместо идолов» (автор И. Пушкарёв), напечатанные в №№ 46 и 48. Хотелось бы выразить свою точку зрения по поводу этих материалов.
Сохранение истории, сбережение в памяти поколений имён героев, выдающихся людей – задача очень важная. Кто-то вообще об этом не думает, кто-то считает, что это вовсе не его дело, а кто-то занимается этим плотно и с похвальным упорством. Очень много делает в этом направлении В. Апрелков, его труд и его книги заслуживают всяческого внимания и уважения забайкальцев. Однако вызывает недоумение попытка вновь пересмотреть историю, призыв имена одних помнить, а других предать забвению, хотя те и другие в нашей истории были и оставили яркий след. Говорю о декабристах, которых называют «государственными преступниками», делая на этих словах какой-то мрачный акцент и показывая их в неблаговидном ракурсе (в частности, то, что они якобы высокомерно относились к местному населению в Чите).
Кстати, нетрудно вспомнить, что государственными преступниками в прошлом были многие известные люди, в том числе Н.Г. Чернышевский и Ф.М. Достоевский. Психолог, философ, знаток человеческой души, писатель, автор произведений, которые известны не только в нашей стране, но и за рубежом, Фёдор Михайлович отбывал несколько лет каторги в Омске. Однако никому и в голову не приходит постоянно приклеивать ему эпитет «государственный преступник».
Теперь о музее Церковь декабристов. Прозвучавший в другой статье факт, что экспонаты музея являются копиями, лично меня не поразил. Поразило другое: если это действительно копии, то насколько мастерски они сделаны, ведь реально, при посещении музея возникает ощущение, что ты попал в другой век. Ведь там запах, дух XIX века. Удивляет то, как же сохранился этот запах на вновь изготовленных вещах?
Надо заметить, что копии бывают такими же произведениями искусства, как и оригиналы, и они также достойны удивления и восхищения. Музей декабристов посещала не раз, когда буду в Чите, приду ещё, приведу туда внучку и расскажу о том, кто такие были декабристы и почему мы должны сохранять о них память. Что мы можем увидеть в Музее декабристов? Я бы ответила так: кусочек истории нашей страны, кусочек прошлого России, страны, которую мы когда-то утратили, такой уже не будет никогда, ведь историю не повернёшь вспять, как бы мы ни хотели этого. Да, у нас есть Петербург (с историческим именем и сохранёнными памятными местами), чудесный город! Но это не Петербург Достоевского и Пушкина. Бегут иностранные авто, идут люди с мобильниками в руках. Это наш век, наше время, в котором нам довелось жить. И это уже зависит не от нас. От нас зависит, будем ли мы помнить о прошлом сами и передадим ли эту память своим потомкам, тем, кто придёт после нас, потом. Будем ли мы вспоминать о прошлом с добрыми чувствами или со злобой – это тоже зависит от нас.
И последнее о Церкви декабристов и самое простое: если не интересно тебе, не хочешь заходить, пройди мимо, зайдут другие.
Есть такое выражение: «Всему свой час и своё время. Время разбрасывать камни и время собирать камни». Давайте будем разбрасывать и собирать камни, если нужно, но не позволим себе кидать их ни в наше прошлое, ни в нашу Историю, ни в людей, когда бы они ни жили.
Людмила Исаева, п. Курорт-Дарасун
фото LxAndrew, «Википедия»
Да, действительно, история декабристов в Забайкалье покрыта ореолом романтики. К тому же хорошие художественные фильмы сделали из них рыцарей без страха и упрёка. Но это впечатление остается у человека до того момента, пока он не заинтересуется судьбой содат, которых декабристы вывели на площадь. Вряд ли рядовые знали о планах своих командиров. Они просто верили им. А вот судьбу за свое доверие к отцам — командирам они приняли страшную. Их ещё на площади начали расстреливать картечью. Те, кто спасаясь выскочил на лёд Невы тонули. Сколько их там погибло никто, наверное, и не считал. Я таких цифр не встречала. А командиры участь своих солдат не разделили. Они предпочли исчезнуть с места событий. Оставшиеся в живых солдаты, многие были прогнаны через строй. А это несколько тысяч палочных ударов. Сколько их умерло после экзекуции никто не знает. И никого это и не интересовало. Затем они были отправлены на войну. Небольшая часть из Черниговского полка была отправлена в Сибирь. Но судьба рядовых никого не интересовала. О них фильмы не снимали. А ведь это сотни искалеченных судеб и потерянных жизней.