Последнее полтора десятка лет… Кризис сюжетов, кризис жанров, бесконечность скивелов, приквелов, мидквелов, ремейков всех мастей, бесконечных «перезапусков» когда-то коммерчески удачных кинопроектов, да и вообще, общий кризис в мировом кинематографе. Впрочем, и без «кризисов» в последнее время зритель, если не совсем перестал захаживать в кинотеатры, отдавая кровные заработанные, то начал это делать реже, особенно после «короно-аферы». А тут ещё всякие соблазны в виде почти копеечных стриминг-платформ с онлайн-показами и прочими интернет-синематографами, что хронически подкладывает хрюкающее существо нормальным кинопрокатчикам. А ещё кошмарящие оных необозримые и неубиваемые интернет-океаны бесплатных торрентов.
Есть и такой, пожалуй, самый важный фактор: кинематограф, особенно в капиталистическом мире, – это ведь не только искусство для народно-зрительских масс, но и, давайте будем честными, продукт, товар, который надо умело подать и продать потребителю, то есть нам, зрителям. Хотя и считается, что хороший фильм сам найдёт дорогу к жаждущим сего зрелища на экране, в реальности дело обстоит иначе. Продюсеры и инвесторы желают как можно скорейшей и максимальной финансовой отдачи от картины, в которую вложены деньги. Одним показом рекламных трейлеров будущих блокбастеров и прочих новинок потребителя не удивить. Что в таких случаях предпринимают кинопредприниматели и режиссёры, горящие желанием во что бы то ни стало привлечь зрителя к своей продукции? А вот разные штучки-заманухи! Сегодня в «Телемании» – о самых оригинальных, хитрых киноприманках, кинокапканах и киноловушках, расставленных на зрителя. Итак…
Телекинетическое…
Обычное нью-йоркское небольшое уютное кафе. На стенах – репродукции картин, на полках для желающих почитать «живьём» – книги. Немноголюдно. За маленькими столиками беседуют, пьют кофе, угощаются вкусностями. Кто-то «общается» с ноутбуками. Сидящий у стены мужчина, оставив книжку на столике, явно решил заказать себе ещё кофейку. Он поднялся. Пройдя мимо девушки, сидевшей за соседним столиком с ноутом и большим высоким бумажным стаканом, неловко задел ёмкость. Стакан кофе щедро выплеснулся на девушку и клавиатуру компьютера. Дама вскочила. Мужчина растеряно начал извиняться, а пострадавшая – громко возмущаться. Парень продолжил извинения.
Разгневанная мисс с воплем выбросила вперёд свои руки, и… виновника отбросило назад к стене. Затем какая-то невидимая сила подняла несчастного по стенке и потащила кверху. Посетители с воплями повскакивали с мест. Шарахнулись в стороны. Замерли в шоке (однако кто-то нашёл силы снимать происходящее на телефоны и фотоаппараты). Мужчина рухнул на пол, как только дама опустила руки. В кафе воцарилась тишина. Рассерженная девица несколько секунд в жутком удивлении смотрела на свои ладони, а затем вновь взмахнула руками, и все столики и стулья, что были вокруг неё, повинуясь паранормальной «мысленной» силе, внезапно с грохотом раздвинулись. Тогда девушка в страшном гневе испустила совершенно жуткий крик-визг, от которого со стен начали падать картины, а с полок полетели книги. Публика, очнувшись от шока, с восклицаниями, воплями, порой ненормативными, начала спешно ретироваться из кафе…
В этот же день шокирующее видео уже гуляло в интернете, собирая миллионы просмотров… Однако! Спустя какое-то время к документальному видеоконтенту, доказывающему существование такого явления, как телекинез, в сети появились коротенькие кадры с изображением странной девушки на фоне бушующего пламени пожара и надписи ««Кэрри» в кинотеатрах с такого-то месяца и числа»…
Рекламная уловка-провокация. Для проведения этой акции-мистификации с целью привлечения зрительских масс к премьере нового фантастического фильма ужасов – третьей версии одноимённой экранизации романа С. Кинга «Кэрри» (16+) (в российском прокате в ноябре 2013-го под названием «Телекинез» (18+)) о девушке, обладающей способностью теле- и пирокинеза, создатели выбрали кафе, в помещении которого соорудили бутафорскую стену, за ней собрали систему тросов – подвесов и магнитов, соединили прозрачными лесками книги на полках и закрепили на мебели датчики движения. Затем пригласили двух актёров, которые и разыграли сцену мщения главной героини фильма.
Результат. При скромном бюджете картины в 30 млн долларов она всё же принесла порядка 85 000 000 «зелёненьких». А некоторых заставила поверить, что телекинез – вполне даже реальная штука
…Если вы думаете, уважаемые друзья зрители-читатели, что разные рекламно-завлекательные «фишки» – удел только современного кинорынка, то вы ошибаетесь.
Ходячие мертвечихи
В далёком 1932 году на экраны США выходил, пожалуй, самый первый фильм ужасов об оживших покойниках-зомби с участием легендарного Белы Лугоши, прославившегося главной ролью в картине «Дракула» (12+). Режиссёром ленты под названием «Белый зомби» был… русский (!) – Виктор Гальперин. Для раскрутки картины Гальперин предложил невиданный в то время ход: перед нью-йоркским кинотеатром «Риволи», где происходили премьерные показы фильма, на помосте безвольно ходило девять женщин в костюмах и зловещем гриме зомби – актрисы изображали героинь «Белого зомби». Из кинотеатра через репродуктор на всю катушку передавали звуки из фильма: бой там-тамов, пение цикад, вопли колдунов-вуду и, понятное дело, леденящий вой зомби… Прохожие и зеваки от неожиданности шарахались и в ужасе таращились на ходячих «покойниц»…
Результат. Картина имела феноменальный успех: её бюджет составлял 50 000 долларов, а в прокате она собрала около 8 миллионов!
Сюжетно-тайно-ароматно…
В 1960 году продюсер детектива-триллера «Запах тайны» (18+) Майкл Тодд мл. понял, что для продвижения его фильма можно использовать не только различные визуальные приманки-заманухи, но также задействовать и совершенно до этого пассивное при киносеансе зрительское чувство – обоняние. «Пусть-ка теперь нюхают», – решил новатор Тодд.
И «Запах тайны» стал первым фильмом, который сопровождался ароматами во время киносеанса. Запахи рассеивались по залу в ключевые моменты фильма. Зрители могли учуять запах духов главной героини, аромат свежей выпечки, которую в этот момент показывали на экране, и даже… крови! Не всё работало должным образом: до зрителей на последних рядах запах доходил с опозданием, от просмотра отвлекало шипение во время распыления ароматов, а специальное оборудование было только в трёх кинотеатрах. В финале триллера все выделенные запахи начинали в конечном итоге смешиваться друг с другом, и в зале устанавливался такой аромат «тайны», – хоть топор вешай. Понятное дело, с таким финальным фимиамом фильм с треском провалился.
Через 28 лет систему подачи ароматов в кино видоизменили – в 1988 году при просмотре фильма «Лак для волос» (18+) зрителям выдавали специальные ароматизированные карточки под номерами. Во время просмотра на экране загорался номер карточки, которую нужно понюхать, чтобы ощутить те же запахи, которые чует героиня фильма. Эту же систему карточек использовал Р. Родригес в фильме «Дети шпионов 4D» (6+), которую, кстати, смогли испытать на себе и зрители нашего кинотеатра «Удокан» во время сеансов этой картины в августе 2011-го.
Это всё было ПО ПРАВДЕ!!!
А вот пример хрестоматийного фильма ужасов «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (США, 1999) (18+).
Сюжет: В октябре 1994 года три студента-кинематографиста исчезли в лесах штата Мэрилэнд, где снимали курсовой проект – документальный фильм, в основу которого легла местная легенда о ведьме из Блэр. Годом позже отснятый ими материал был найден и смонтирован в фильм.
Рекламная уловка-провокация. Во время рекламной кампании этого фильма продюсеры утверждали, что вся документальная хроника абсолютно реальная и действительно была ими найдена. Активно распространялись листовки с фото и ориентировками о пропавших молодых людях. Примечательно, что актёры, снявшиеся в фильме, знали о том, что никакой плёнки нет и в помине, но, тем не менее, верили в легенду о ведьме из Блэр. Для дополнительного ажиотажа на афишах после имён исполнителей главных ролей было также написано: «Пропали без вести. Считаются погибшими». Результат. Благодаря своим кассовым сборам фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» попал в Книгу рекордов Гиннесса: при бюджете в 22 тысячи долларов он собрал кассу в 240 миллионов долларов! Любопытно, что и в настоящее время есть немало зрителей, которые считают, что всё, что показано в киноленте, имело место в реальности.
Фирма по борьбе с потусторонними…
…в которую и впрямь поверили после просмотра фильма «Охотники за привидениями» (1984) (18+). Сюжет: Три профессора парапсихологии решают заняться бизнесом и создают компанию «Охотники за привидениями». Вскоре им предстояло спасти жителей Нью-Йорка от потусторонней нечисти, мечтающей захватить весь мир.
Рекламная уловка-провокация. В картине показывается рекламный клип, который сняли герои фильма для продвижения своего бизнеса. Именно этот клип стали крутить по телевизору сразу же после премьеры «Охотников…». Позвонив по указанному в рекламе телефону, можно было услышать записанный на автоответчик голос исполнителя одной из главных ролей Билла Мюррея («День сурка»), который говорил: «Извините, мы сейчас охотимся за привидениями. Оставьте своё сообщение после длинного сигнала». В час поступало до тысячи звонков.
Результат. «Охотники за привидениями» так полюбились зрителям, что через два года был снят мультсериал (12+), а в 1989 году вышла вторая часть фильма и прочие продолжения, вплоть до нынешнего 2024-го с его четвёртой частью «Охотники за привидениями: Леденящий ужас» (18+). Самое забавное, что телефончик-то в офисе охотников работает и по сей день…
…Продолжение нашей импровизированной «антологии» оригинальных и «самобытных» киноприманок, синема-ловушек и кинокапканов, расставленных «охотниками-провокаторами» от кинематографического бизнеса на зрителя, – в следующих «Телеманиях».
Сергей Балахнин,
иллюстрации автора