О Кинообложках: логотипо-история с деталями. Часть 3

Броские и скромные. Сверкающие и блёклые. До боли знакомые и, тем не менее, порой загадочные, наполненные скрытым, таинственным смыслом. Обложки, предваряющие начало любого кинофильма, – фирменные заставки, логотипы. Что ж, друзья продолжим исследование всей этой загадочной символики? А заодно истории «обложек» продукции самых известных мировых кинокомпаний, что нам, любителям кино, приходится видеть если не каждый день, то весьма часто.

В прошлый раз завершив расследование тайн логотипов отечественных студий, мы перешли всяческие границы и оказались в старушке киноЕвропе. Точнее, в той кинодержаве, которая издавна пользовалась особой любовью у нашего зрителя, – Франции, особенно к паре её крупнейших синема-компаний и относительно недавно примкнувшей к ним третьей. На их логотипах изображены загадочные шестерёнка или цветочек со странным словечком по центру, птица и некая фея в космосе. С цветочком-шестерёнкой, вернее, действительно маргариткой – символом самой старейшей кинокомпании мира (появилась буквально через пару месяцев после премьеры отцов кинематографа братьев Люмьер «Прибытие поезда», что состоялась 6 января 1896 года) «Гамон» (Gaumont), основанной в марте 1896 года, – мы разобрались.

Далее расследуем всё по порядку…

Ку-ку-ре-ку, мегафон + фонограф-патефон

Перед каждым фильмом знаменитой французской комедийной античной франшизы «Астерикс и Обеликс» и ещё множества других картин настоящего и прошлого нас неизменно приветствовала птица, известная в миру, прежде всего, призывной фразой «Ку-ка-ре-ку!» (по-французски будет «Кокореко!»). Впрочем, помимо золотых букв главный герой логотипа легенды мирового кинематографа – старейшей после «Гамон» кинокомпании «Пате» (Pathe), основанной в 1897 году, – галльский петух (является официальным символом Франции) по имени Шарли всегда был красноречиво молчалив. Примечательно, что гордый «птиц», выполненный на заставке кинокомпании в виде золотисто-жёлтого силуэта, нередко имел сжимаемый в лапе рупор-мегафон. Почему? А потому, что отец-основатель «Пате», предприниматель Шарль Пате, был фанатом прогресса и начал свою деятельность ещё до появления кинематографа – занимался «консервированием» звука и последующей его «расконсервацией» – фонографами, которые с энтузиазмом представлял на всяческих ярмарках, выставках, рынках. Затем пришла очередь граммофонов и грампластинок, а затем и более компактных патефонов (1907) – подлинного детища фирмы «Пате» с лого в виде того самого петуха. Правда, в отличие от кинозаставки, кукарекающий Шарль изображался уже не в виде силуэта, а более зримо. Надо заметить, петух был назван, естественно, в честь основателя кинокомпании. И хотя на экране Шарль продолжает молчать и по сей день, но вместе с буквами «Pathe», плавно кружащимися в кадре, ныне звучат приятные лёгкие, изящные звуки фортепиано.

P.S.: Кинокомпания «Пате» с момента своего возникновения в 1897 году делала ставку не только на художественные картины, но даже в первую очередь на хроникально-документальные ленты. Именно «Пате» с 1908 года стала выпускать на постоянной основе, естественно, со своим кукарекающим лейблом, первый в мире киножурнал Pathé-journal («Пате-журнал»), собиравший съёмки различных событий (включая военную хронику), происходящих в разных странах. Компания имела свои филиалы в США, Великобритании, СССР (причём в разных городах – Москве, Петербурге, Варшаве, Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринбурге, Баку). «Пате-журнал» выходил также и в обычной, печатной версии.

Одним из самых первых фильмов «Пате» является хроникальная лента «Прибытие русского царя в Париж» от 1896 года (5–9 октября).

Романтика в космосе

Бесконечный простор космического пространства с россыпью звёзд, раскинувшихся в лёгких синих облаках межгалактической туманности, а внизу от поверхности тихой прозрачной воды вселенского океана, покрывшейся тонкой рябью волн, вдруг появляется и плавно взмывает, расправив полупрозрачные крылышки, удивительная крылатая фея. Также плавно выпрыгивают и вновь ныряют в воды космического океана дельфины. И вот фея уже в центре надписи-титра – Europa сorp. И всё это на фоне звёздной симфонической музыки, в которой нет того грубого пафоса, что звучит в некоторых лого-заставках той же мировой фабрики грёз. Ну что, Европа, она и есть Европа…

Это, пожалуй, одна из самых изящных и красивых заставок-лого в кинематографе последних десятилетий и, кстати, довольно молодых, – «Европа» – кинокомпания, основанная в 2000 году известным режиссёром Люком Бессоном, продюсером и актёром Пьером-Анжем Ле Пожаном.

«Васаби», «Фанфан-тюльпан», «13 район», «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса», «Ангел-А», «Хитмен», «Сибирь. Монамур», «Напролом», трилогия «Заложница», «Люси», франшизы «Такси» (начиная со второй части), «Перевозчик», мультфраншиза «Артур и минипуты» – это далеко не полный перечень известных и финансово успешных фильмов «Европы». Что же касается значения символа космической феи с заставки кинокомпании, то это просто красиво, оригинально, изящно и завлекательно.

А теперь друзья продолжим наше импровизированное расследование таинственных кино-лого на Той стороне Атлантики.

Плохая «железка»

Было бы удивительно, если бы киноконтору, занимающуюся сооружением улётных по сюжету фантастических и сногсшибательно-авантюрно-боевиково-приключенческих блокбастеров и просто фильмов, представляла в её логотипе какая-нибудь птичка, фея и прочая возвышенная романтика.

Как минимум, это должно быть какое-нибудь существо «с приветом», а как максимум – свихнувшийся от всего происходящего робот. Носящийся как угорелый несуразный угловато-прямоугольный силуэт среди высокой травы, затем над верхушками травы, крупным планом таращась на зрителя, появляется несколько несуразная прямоугольная «башка» железного чувака с одним-единственным волосом (антенной?) в виде штопора на макушке и с жёлтыми глазками-фотоэлементами на физии. Вот такая, с лёгкой сумасшедшинкой, заставка-логотип. А детские голоса за кадром уже заявляют, что это «Bad Robot!», стало быть, «Плохой робот», а далее ждите – последует такое зрелище, что, как говорится, я тебе задам… Выдумал этого заполошного андроида хозяин, он же основатель довольно молодой, но чрезвычайно известной в США кинокомпании (появилась в 1998 году), – вполне уже легендарный продюсер, сценарист и режиссёр Джефри Джейкоб Абрамс, более известный как Джей Джей Абрамс («Звёздный путь», «Супер 8», «Миссия невыполнима 3», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»). Правда, поговаривают, что Абрамс позаимствовал его из некогда популярного американского мультика «Стальной гигант» от 1999 года.

Bad Robot, несмотря на свою независимость, продвинутость и хроническое появление оригинальных идей-сюжетов для фильмов и сериалов, предпочитает сотрудничать с мощно-материально-финансовым голливудским мейджором – компанией Paramount Pictures (расследование её лого мы проведём ниже). И даже в этой ситуации шустрый «Плохой робот» неизменно обгоняет неповоротливую заставку того же «Парамаунта» (и прочих) и, как правило первым, среди прочих выскакивает перед началом каждого фильма.

Bad Robot известен такими улётными проектами, как «Монстро», «Стартрек: Возмездие», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Кловерфилд, 10», «Оверлорд», сериалов «Шпионка», «Остаться в живых», «Грань», «Революция», «Мир Дикого Запада» и др.

Да! Дети, что за кадром заставки – натурально дети самого Джей Джея Абрамса – Генри и Грейс.

А теперь предлагаю подняться выше травы, в которой шастает нехороший андроид, и подняться очень высоко в прямом и в солидно-финансово заоблачном смысле этого слова, причём как раз той киноорганизации, с которой сотрудничает вышеназванный железный шустрик.

О горе голливудской

Весной 1914 года уроженец Венгрии, американский предприниматель, продюсер и кинорежиссёр Адольф Цукор пригласил в свой офис знакомого художника Уильяма Ходкинсона, чтобы тот нарисовал ему какую-нибудь картинку, которую можно будет использовать как символ новой кинокомпании. Живописец, недолго думая, на случайно попавшейся под руку салфетке изобразил гору Бен-Ломонд, что находится в штате Юта, где прошло его золотое детство. Цукору так понравилась картинка, что с 1914 года и по наши дни Majestic Mountain («Величественная Гора»), как иногда именовали Бен-Ломонд, остаётся самым старейшим символом кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Pictures Corporation). В оригинальной версии гору окружало 24 звезды, которые символизировали 24 контракта, заключённых кинокомпанией с самого начала с 24 актёрами – звёздами кино. Теперь на логотипе звёздочек 22, хотя никто не может сказать, почему их количество сократили. По одной из версий, оттого, что 22 светила просто красивее, чем 24. Со временем изображение горы также менялось благодаря приходу новых технологий. Последняя версия была сделана целиком на компьютере.

Правда об «амбарах», «складах», «бляхе полицейской» и братве

Э-э-э… нет. Стоп-стоп. Об этом и всём остальном, что касается тайн, казалось бы, привычных, знакомых логотипов известных кинокомпаний, секретных, загадочных смыслах изображений на заставках оных, их истории и прочего, – уже в продолжении нашего расследования в следующей нашей встрече.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)