Первое, что бросалось в глаза в сиянии золотистого света, – ряды строений, мягко говоря, убогих, унылых и невыразимо тоскливых то ли амбаров, то ли складов, то ли бараков, снятых с верхней точки. Причём здесь все эти амбары? Было совершенно непонятно. А потом вдруг на все эти склады выползал то ли щит, то ли бляха с парой знаков-букв. Вероятно, всё же бляха, поскольку напоминала эдакий символ блюстителей закона, естественного, американского. Почему нам, многим (хотя и не всем) зрителям-забайкальцам (а может, и всего СССР), активно вступившим в середине 1980-х в достославную эпоху видео, казалось, что бляха непременно полицейская (ну или шерифская, по крайней мере)? А всё от того, что…
Сегодня «Телемания» продолжает расследование таких, казалось бы, привычных, узнаваемых и вместе с тем всё-таки загадочных заставок-логотипов-символов известных кинокомпаний, что в самом начале предваряют любой кинофильм. Наше следствие, как вы поняли, друзья, перекинулось на ту сторону Атлантики и обратилось к мировой фабрике грёз. Впрочем, продолжим начатое выше и озаглавим.
Бляха с амбарами и… Предостерегающие
…а всё от того, что эта самая полицейская бляха с буквами WB открывала каждую серию невероятно популярного фильма-комедии «Полицейская академия», видеокассеты с записями которой одними из первых (наряду с боевиками с Б. Ли, Дж. Чаном, фанта-ужастиками «Тварь» («Нечто»), «Чужой», мультами с Томом и Джерри и прочими «Греческими смоковницами» и т.д.) появились в нашем городе (да и в других городах страны).
Гарри (Гирш), Альберт (Аарон), Сэм (Шмуль) и Джек (Ицхак) Вонсколасер – братья-евреи, эмигрировавшие в 1903 году из Российской империи в США. Там, в оплоте свободного предпринимательства и демократии, сменив в первую очередь языкосломательно-неблагозвучную фамилию Вонсколасер на благородно-предупреждающую Уорнер (Warner с англ. – предостерегающий), предприимчивые родственники через пару лет основали компанию, которую, не мудрствуя, назвали Warner Bros. («Уорнер бразерс» – «Братья Уорнеры»). За основу логотипа братья взяли неизвестно почему рыцарский щит и приклеили к нему аббревиатуру WB. Получилось нечто вроде герба. На том и остановились.
Теперь о пресловутых таинственных амбарах-складах, хронически появляющихся с 1980 годов и по сие время в заставке Warner Bros. Эти убогие строения, оказывается, не что иное, как съёмочные павильоны кинокомпании. Надо также отметить, что примерно в половине картин, выпускаемых компанией, гербовый щит братьев Предостерегающих либо плавно переходит с амбаров на фон синего облачного неба (а в серии тех же фильмов о Гарри Потере – очень мрачного, почти апокалиптического), либо сразу красуется на его фоне.
P.S.: Warner Bros., помимо знаменитых, культовых франшиз, блокбастеров и просто хороших картин, отметилась в истории мирового кинематографа ещё и тем, что именно этой компанией создан первый в мире фильм, во время премьеры которого 6 октября 1927 года кинематограф, он же Великий Немой, впервые заговорил – в музыкальной драме «Певец джаза» (реж. Алан Кросленд). С этого момента началась эра звукового кино.
Я не открою Америки, огласив истину, что все цеха мировой фабрики грёз в этой Америке просто обожают демонстрировать при любом случае и возможности свою крутизну, значимость и невероятную пафосность. При этом изощряются, кто как может, впадая даже в абстракцию, допустим, как…
Лис 20 века
На фоне вечерней зари странное сооружение в виде то ли хранилища, то ли мавзолея, на крыше которого покоится массивная трёхэтажная постройка. Весь этот архитектурный ансамбль в лучах прожекторов появляется под музыку невидимого закадрового оркестра. Зодчим этой громоздкой постройки стал знаменитый художник-пейзажист Эмиль Коса-младший, получивший в 1933 году подряд от компании «20 век пикчерз» (20th Century Pictures). Известную ныне всякому кинозрителю планеты Земля пафосную оркестровую тему придумал Альфред Нейман, бывший в те годы музыкальным директором Гильдии объединённых художников Голливуда.
В далёком 1935 году компании «20 век пикчерз» и «Фокс фильм компани» (fox (англ.) – лис) слились в единую «20 век-Фокс фильм» (позже дефис и «фильм» убрали). Лейбл менять не стали. Художник вместо последнего «этажа» логотипа «пикчерз», пририсовал слово «фокс». Так 75 лет назад и появилась всем знакомая заставка «20th Century Fox» с той самой музыкой, которая, кстати, имела собственное название – «Фанфары 20 века».
Cамолётно-радиационная
Самой «улетевше-космической» заставкой в Голливуде обладает компания Universal. Начиная с 1920-х годов прошлого века, в качестве своего логотипа она использовала изображение планеты Земля. Сначала это было неподвижное изображение слова «Universal» вокруг Земли. В 1925 году оно было заменено на анимированный вращающийся земной шар, который превращался в улыбающееся лицо основателя студии Карла Леммле. Через пару лет на заставке появился аэроплан, создававший вокруг вращающегося земного шара облако дыма, которое затем превращалось в название компании. Любопытно, что этот самолётик был моделью реального самолёта, на котором лихачил и ставил рекорды в 1920-х годах авиаконструктор, миллионер и кинорежиссёр Говард Хьюз. Ему же в 2004 году был посвящён фильм «Авиатор» (реж. М. Скорсезе, в роли Хьюза – Леонардо Ди Каприо).
В 1936 году с приходом новой студийной команды появился обновлённый логотип. Он представлял собой образ окружённого мерцающими звёздами вращающегося стеклянного земного шара, вокруг которого также вращалась надпись Universal.
С 1972 года логотип кинокомпании стал, вероятно, самым научно-поставленным в мире, поскольку изображал Землю в космосе и находящуюся одновременно внутри двух таинственных полупрозрачных облаков. Эти облака являли собой не что иное, как самый настоящий радиационный пояс Ван Аллена, реально окружающий нашу планету и скрупулёзно прорисованный аниматорами на заставке Universal.
В честь 75-летнего юбилея компании в 1990 году логотип был подвергнут цифровой обработке. После применения компьютерных технологий новый вариант представляет собой смоделированный вид Земли со спутника, и по мере того, когда точка обзора отодвигается назад, из-за границы планетарной окружности появляется классическая надпись Universal и в виде ленты ложится на образ планеты. Также была добавлена нарастающая музыкальная тема известного кинокомпозитора Джерри Голдсмита. Интересно, что это почти единственная компания Голливуда, которая позволяет своим режиссёрам вытворять со своим логотипом всё, что вздумается, если это интересно отражает тематику той или иной картины. Так, для фантастического боевика «Водный мир» (1995) количество воды на Земле возрастает, постепенно заливая всю планету, по мере того, как название Universal двигается на своё место. А на заставке к фильму «Doom» (2005) вместо Земли изображён зловещий безжизненный шар планеты Марс.
Столетний лео-рык
Гордый косматый хищник по имени Лео в киноплёночном круге и его грозный и одновременно интеллигентный рык. Надо сразу отметить, что этот лев страдал поначалу врождённой немотой, впрочем, как и все герои, живущие на экранах кинозалов начала 1920-х годов ХХ века. Скромный работник студии «Голдвин пикчер корпорэйшн» публицист Говард Дайтц по просьбе своего приятеля, босса Сэмюэля Голдвина, в 1924 году засел за разработку фирменного знака своей киноконторы. Дайтц не стал забивать голову долгими размышлениями, а просто нахально позаимствовал косматую морду с символа футбольной команды из своего родного края, Колумбии, назвав свежеиспечённый логотип «Лев Лео». Благо, в те времена вопрос об авторских правах на фирменные лейблы стоял не так остро, как ныне. Возмутившихся было футболистов хитроумные киноделяги просто отправили в известном направлении. Вскоре компания Голдвина слилась по обоюдному соглашению с «Метро пикчерз корпорэйшн и Луис Майер пикчерз».
Лео так понравился второму хозяину новоиспечённой фирмы MGM (Metro-Goldwyn-Mayer – «Метро Голдвин Майер»), что логотип решили сохранить.
Ныне, в 2024 году, хищно-гривасто-рычащему логотипу MGM исполнилось ровно 100 лет!
С года основания компании роль Льва Лео исполнило пятеро хищников. Первым был Слатс, который бесшумно украшал открытия фильмов MGM с 1924 по 1928 годы. У следующего льва, Джаски, прорезался голос. Его грозный рык бурно приветствовали зрители. Но, хищник рычал под «фанеру»! Это был единственный мало-мальски синхронный звук, который могли воспроизвести фонографы, так называемые «вайтофоны», установленные в кинотеатрах конца 1920-х годов. Джаски также стал первым львом, который обрёл цвет в 1932 году. Третьим львом был Таннер. После краткого использования неназванного четвёртого косматого актёра MGM в 1957 году снял своего самого знаменитого льва по кличке Лео. Эта заставка используется и по сей день.
Таинственная же надпись, расположенная по верхней части окружности логотипа, на латыни «Ars Gratia Artis» – девиз кинокомпании, который переводится как «Искусство ради Искусства». Также в лого MGM присутствует ещё пара слов: слева – «TRADE», справа – «MARK», они означают вовсе не имена, а просто и дословно словосочетание «Торговая Марка». Вот.
Здесь, пожалуй, остановим наше импровизированное расследование-исследование загадочностей и секретностей изображений, казалось бы, всем нам знакомо-привычных заставок известных «киноконтор», а также историй оных. Продолжение с финалом всех наших следственных действий, причём в виде любопытного сюрприза, – в следующей нашей встрече.
Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрация автора