О кинообложках: логотипо-история с деталями. Часть 5

Сегодня «Телемания» продолжает расследование истории заставок-логотипов разных лет известных отечественных и зарубежных кинопроизводителей, а также толкование того любопытного, что на них изображено. В последней нашей встрече мы остановились на знаменитых, до боли знакомых, едва ли не ежедневно видимых (особенно кинофанатами) «лейблах» киноконтор мировой фабрики грёз… Что там у нас было в эпилоге? Что-то электрическое? Верно! Продолжаем… а потому на очереди…

Красотки, домохозяйка и лампочка

Одна из самых эффектных, красивых, фирменных и сексуальных заставок голливудской продукции принадлежит компании, основанной в 1919 году братьями Конами и Джо Брандтом CBC Film Sales Corporation и сменившей через пару лет серенькое незапоминающееся название на звучное и пафосное Columbia Pictures («Коламбия пикчерз»). Символом набирающей обороты киноконторы хозяева выбрали Коламбию – женское олицетворение Америки – с факелом свободы в руках.

Логотип был разработан в 1924 году, причём его создатели явно вдохновлялись мисс Либерти – известной статуей Свободы (полное название монумента, сработанного группой французских скульпторов под руководством Огюста Бартольди в 1876 году, – «Свобода, озаряющая мир»). Впрочем, лого представляло собой изображение женщины в виде римского солдата, держащего щит в левой руке и пшеничный колос на стебле – в правой.

Логотип довольно сильно изменился в 1928 году: появилась новая дама, на этот раз явно с национальным атрибутом – драпированным флагом США и с факелом. Появилась и надпись «A Columbia Production» в виде арки. Леди Коламбию изображала актриса Эвелин Венейбл.

В 1936-м лого приобрело классический вид – мисс с факелом теперь стояла на пьедестале, без головного убора, а позади неё чёткими буквами была выведена надпись «Columbia». Словечко «продакшн» убрали. Коламбию представляла на этот раз рядовая статистка кинокомпании Джейн Честер Бартоломью. В тех же 1930-х леди с факелом также изображала ещё одна популярная актриса – Клаудиа Делл.

Любопытно, что звёздно-полосатое полотнище как часть одеяния леди в дальнейшем исчезло в связи с принятым в 1940 году федеральным законом, запрещающим ношение американского флага в качестве одежды, и было заменено драпировкой без опознавательных знаков.

А с 1976 года Columbia Pictures вообще отказалась от привычной заставки с женщиной, сменив оную на скромное изображение стилизованного луча факела. Лишь в 1981-м леди Коламбия вновь вернулась. Она по-прежнему была рисованной.

Ситуация изменилась в 1993 году. Нанятый кинокомпанией художник Майкл Диаз наконец-то полностью «оживил» лого, для чего он и фотограф Кэти Андерсон умчались аж за 3000 американских вёрст с гаком от Голливуда, где на главную роль нашли 28-летнюю Дженни Джозеф из южного штата Луизиана – домохозяйку и по совместительству графического дизайнера из нью-орлеанской газеты.

Из-за нехватки времени она согласилась помочь во время обеденного перерыва. Это был первый и единственный раз, когда Дженни работала моделью. Стоящая на ступенчатом постаменте на фоне облачной выси леди Коламбия в ниспадающих одеждах держит нестерпимо сияющий факел. На самом деле, во время съёмок миссис Джозеф, которая на момент съёмок стояла на брёвнышке на фоне серой тряпицы, держала настольную электрическую лампу в форме свечи. А следующий кадр теперь уже всемирно известной фотосессии представлял Дженни присевшей в перерыве отдохнуть, поскольку, как выяснилось чуть позже, «леди Коламбия» на момент съёмки была в интересном положении. Позже на отснятый материал добавили при помощи анимации клубящиеся облака, а также сияние, испускаемое факелом.

Сказочно-реальное

Коль упомянули тему анимации, то безапелляционно заявлю: все мы любим мультики! Ну, если не такие, так эдакие… Любим с детства. Даже те, кто прожил основную часть жизни в великой кинодержаве СССР, помимо «Союзмультфильма», «Киевнаучфильма», «Арменфильма» и объединения «Экран», которые, кстати, тоже активно и успешно занимались мультипликацией, отлично знали, кто такой Уолт Дисней и его студия (основана в 1923 году). А уж с приходом эры видео и всего, что последовало далее, абсолютно каждый знал обложку этой знаменитой кузницы мультипликации и семейного кино: силуэт, а затем и сам сказочный замок. Стразу уточню: с 1983 года у студии Walt Disney Productions, занимающейся анимацией, появилась дочерняя Walt Disney Pictures, специально для создания игровых художественных фильмов, именно на её лого и был помещён сказочный замок Спящей красавицы. А позаимствован он был из Диснейленда (кто бы сомневался). Однако это ещё не всё. Сие архитектурное романтическое чудо, оказывается, имеет реальный прототип. Расположен он в Германии, в юго-западной Баварии, среди лесистых холмов и озёр. Это замок Нойшванштайн («Новый лебединый камень») короля Людвига II, что был построен в 1869–1886 годах. Мистер Дисней побывал там в 1930-х и был вдохновлён ожившей сказочной красотой замка.

Не все юные (и не юные) зрители обратили внимание, но в 2006 году архитектурное сооружение на лого кинокомпании полностью сменилось: во-первых, оно стало компьютерно-анимированным, во-вторых, теперь Walt Disney Pictures представляет другое сказочное строение – замок Золушки (разумеется, тоже из Диснейленда). У него также имеется реальный прототип – красивейшее шато д’Юссе – замок, возведённый во Франции на реке Эндр ещё в XV веке.

А ещё на всех диснеевских лого есть стремительно летящая искра, рисующая дугу, с которой осыпается звёздная пыль. Виновница сего действа – оставшаяся за кадром озорная фея Динь-Динь из «Питера Пэна».

…Ну а теперь, в финале, как и обещал, небольшой сюрприз в нашем сегодняшнем расследовании, по принципу «как всё это было» с погружением в историю. Итак, начнём.

Операция «Читинский олень»

Как известно, производители ещё одного аудиовизуального вида продукта, всегда востребованного зрителем, – телекомпании прошлого и настоящего разных стран, как и киношники, всегда имели свои обложки, и, надо сказать, порой весьма эффектные. Отмечу, что речь идёт не о фильмопроизводящих студиях по типу британского BBC и отечественных Т/О «Экран», ЦТ, «Иркутсктелефильм», «Дальтелефильм» и т.д., а об обычном телевидении, конкретно – нашей родной Читинской студии телевидения, начавшей своё вещание в далёком 1963 году.

Почему именно наше ТВ? Да потому, что Читинское телевидение, начиная с 1968 года, обзавелось одним из самых красивейших, оригинальных и эффектных логотипов-заставок, причём, пожалуй, не только в СССР. Анимированная, объёмная, живая, с оптико-световыми эффектами и продвинутым электронно-музыкальным авторским сопровождением – тот самый, ещё не забытый, легендарный символ Забайкалья – таёжный, с ветвистыми рогами олень, гордо поворачивающийся на фоне лесистых сопок и поднимающегося солнца с живыми лучами. Таким невероятным фирменным, моментально запоминающимся лого в то время мало кто мог похвастаться.

Как всё произошло? В 1968-м руководством студии было решено создать свою оригинальную заставку. Штатными художницами по их же эскизу методом папье-маше была изготовлена объёмная, с мельчайшими деталями фигура оленя высотой порядка 30 см, а затем несколько плоских фотомакетов таёжных сопок различной высоты.

Роль восходящего солнца «поручили» небольшому прожектору, укрепив перед его рассеивающей линзой довольно плотный молочно-белый фильтр. Для движущихся от солнечного диска лучей решили использовать хитрое оптико-механическое устройство с диском, на котором были нанесены спиралеобразные полосы. Перед диском укрепили пару экранов-заслонок со специальными прорезанными в них щёлками особого рисунка. При вращении диска сквозь него подавался свет, который, проходя через заслонки, разделялся на эффектные расходящиеся лучи.

Оленя поставили на специальный диск поворотного круга, который медленно вращался по оси на малой скорости.

Декорация заставки была готова. За съёмку взялся молодой тогда кинооператор Николай Бураменский. Понятно, что никакой видеозаписи не было, и съёмка велась на киноплёнку формата 16 мм. Олень гордо и плавно поворачивался, стоя на каменистом холме среди расположенных одна за другой реалистичных сопок, создающих удивительный объёмный эффект. Над сопками всходил яркий диск солнца с роскошными, полученными безо всякого компьютера живыми лучами, озаряя всё вокруг светом. Вместе с поворотом оленя появлялась гордая надпись, выполненная объёмными буквами: «Чита». Было сделано порядка 15 дублей в двух вариантах, и вовсе не от того, что наши телевизионщики сомневались в качестве съёмки, а потому, что, ещё раз напомню, видеозаписи тогда не было, и дубли снимались впрок для дальнейшего ежедневного использования заставки перед каждым выходом в эфир Читинской студии телевидения. Когда материал был проявлен, восторгам не было предела.

Логотип сопровождался музыкальными позывными – инструментальным, как сейчас бы сказали, джинглом композитора Анатолия Васильковского «Забайкалье моё, Забайкалье», который был исполнен на особо продвинутом в то время инструменте – многоголосовом аналоговом синтезаторе Ionika (ГДР). Имя исполнителя культовых позывных, к сожалению, утеряно. Заставка с оленем и неповторимым, почти футуристическим по звучанию сопровождением на многие годы стала визитной карточкой читинского телевидения. (На скриншоте изображён один из вариантов заставки студии. Приношу извинения за качество изображения. – Прим. авт.) Во второй половине 1970-х заставка была переснята в цвете, но уже в другом декоринге, и олень был другим. Смотрелось по-прежнему неплохо, но всё-таки было уже не то.

P.S. В финале отмечу одну очень любопытную техническую деталь: для создания эффекта расходящихся лучей, что на логотипе заокеанско-голливудской Columbia Pictures, что на заставке Читинской студии телевидения, использовалось абсолютно идентичное механическое устройство, о котором мы упомянули выше.

На этом закончу. Пока всё… Финал расследования.

Сергей БАЛАХНИН,
иллюстрации автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)