О «зубастых» в кино и не только

Вампиры… Сегодня расскажем о тех существах, представители которых в многочисленных народных мифах и художественных произведениях являют собой живого и не очень, «как бы человека», ведущего ночной образ жизни, сосущего кровь у нормальных людей, а также нередко портившего их, обратив через укушение в себе подобного. Тема как нельзя подходящая, поскольку всего через 8 дней на экраны страны выходит один из самых крупнобюджетных и ожидаемых отечественных кинопроектов текущего года на весьма специфическую тематику, интерес к которой у зрителей не меркнет с самой зари кинематографа. Но обо всём по порядку.

О пане Дракуле

Каждому из вас, уважаемые друзья, даже тому, кто не любит жанр мистики и ужасов, наверняка знакомо имя граф Дракула. Он же в реальном миру – господарь Валахии (южная часть Румынии) Влад III, по прозвищу Цепеш, что означает Сажатель-на-кол, живший в XV веке. Последнее имечко получил вполне заслуженно, поскольку с большим энтузиазмом приветствовал именно такой вид казни врагов своих. Пан Владислав отличался чрезвычайной жестокостью и заполучил ещё одно прозвище, которое «прославило» его на весь честной европейский, а затем и остальной мир, – Дракула (от румынского – «drac» – «дьявол»). По другой версии, Дракула произошёл от Dracul – «Дракон», по третьей – прозвище он унаследовал от отца, рыцаря венгерского Ордена Дракона. Именно под именем Дракулы кровожадный Цепеш стал известен всему миру, в первую очередь благодаря одноимённому роману, написанному в 1897 году ирландским писателем Брэмом Стокером.

Первый вурдалак… Петя

Было бы абсолютным заблуждением утверждать, что история людей-вампиров начинается с вышеупомянутого Дракулы, тем более, что он – персонаж всё же более литературный, хотя и имеющий реального прототипа, а также образ собирательный. Первые и, вероятно, когда-то реальные случаи и слухи, превращённые в легенды о кровососах в человеческом облике, появились ещё в древних культурах Египта, Греции, Китая. Специфическую популярность мифы о вампирах обрели в восточной части Европы примерно с XI века. Первым зафиксированным «официально» вампиром может считаться гражданин Сербии Петар (Пётр) Благоевич. Будучи похороненным в 1725 году, мёртвый Благоевич покидал свою могилу, употреблял кровь у своих жертв из местных, а затем убивал их. Любопытно, что в протоколе, составленном после вскрытия трупа вампира, оно не имело никаких характерных признаков разложения, включая специфического запаха.

Как клыкастые «облагородились»

В рассказах, преданиях и мифах вампиры описывались не иначе как уродливыми тварями, да ещё и крайне зловонными и склизкими. Имидж среднестатистического вурдалака начал в корне меняться с одним примечательным событием, и виновник этому вовсе не «папа» Дракулы писатель Брэм Стокер. Первым начал романтизировать вурдалаков за 149 лет до него немецкий поэт Генрих Август Оссенфельдер в стихотворении «Вампир», написанном ещё в 1748 году. Однако реальным и безоговорочным родоначальником вампирского жанра и его «имиджмейкером» считается Джон Уильям Полидори, являющийся по совместительству личным медиком поэта и лорда Джорджа Байрона. В 1816 году, сопровождая гения-поэта в поездке по Европе, Полидори остановился на одной вилле в Швейцарии. Там они случайно встретили молодую семейную пару – Перси и Мэри Шелли с сыном. Однажды, по провокации Байрона, молодой Полидори и 19-летняя Мэри поспорили, кто напишет самый страшный рассказ. Победила Мэри, выдумавшая своего знаменитого чудовищного доктора Франкенштейна, а Полидори написал захватывающую повесть… «Вампир», которая была опубликована в 1919 году и привела читателей в не меньший восторг, чем произведение Шелли. Именно тогда-то и появился в мире образ эффектного, с растущими клыками персонажа, по-своему сексуального, в элегантных викторианских костюмах (иногда в зловеще-романтических… лохмотьях).

Первые киновампир и вампирша

В кинематограф вампиры впервые заявились в 1909 году через американскую десятиминутную ленту Vampire of the Coast («Берег вампиров»). К сожалению, ни фильм, ни фамилии его создателей не сохранились.

Россия в освещении жизни любителей потребления кровушки отставать не желала, в связи с чем в 1915 году режиссёром Вячеславом Туржанским была представлена драматическая получасовая фильма ужасов «Загробная скиталица» о сёстрах, одна из которых была вампиром. Интересно, что исполнительница главной роли, актриса Ольга Бакланова, запомнилась публике и критикам благодаря таланту перевоплощения – она так эффектно и реалистично использовала свою мимику – удивительно кровожадные выражения лица, и движения – сладострастные потягивания в момент получения вожделенной жидкости, что зрителям при виде действий вампирши становилось нехорошо. Секрет был прост – актриса перед съёмками многократно посещала зоопарк, наблюдая поведение леопардов и тигров во время кормления сырым мясом.

«Клыкастое» процветающее

До 1922 года о вампирах разными странами было снято 25 картин. Однако официальным годом рождения такого феномена, как «вампирское кино» (включает себя жанры фантастики, мистики, фэнтези, приключений, драмы, мелодрамы, вестерна, детектива, эротики, комедии и т.д.), считается именно 1922-й. Именно в этом году немецкий режиссёр Фридрих Мурнау выпустил свою знаменитую полнометражную картину о зловещем графе Орлоке «Носферату, симфония ужаса».

С той поры к настоящему времени вышло около 300 фильмов о вампирах!

Спустя 100 лет

31 марта 2022 года все экраны российских кинотеатров станут окнами в новый мир фильма «Ампир V» (произносить как «эмпаир ви». – Прим. авт.), одного из самых необычных и высокобюджетных (460 млн руб.) отечественных проектов этого года. Режиссёр Виктор Гинзбург создал его по одноимённому роману известного российского писателя Виктора Пелевина («Чапаев и Пустота», 1996; «Generation «П», 1999).

Вкратце о сюжете. Нашим привычным земным миром правят… вампиры. И они совсем не похожи на героев Голливуда. Это циничные и опытные представители мировой элиты. А теперь в их ряды волей случая попадает простой парень Рома Шторкин (актёр Павел Табаков – «Дуэлянт», 2016; «Тобол», 2018). Он обращён в вампира и получил новое имя в честь индийского бога – Раму. Такова традиция всех вампиров – получать «божественные» имена. В новом для него сообществе неприлично произносить слово «кровь», а сам акт кровопийства у жертв принято называть «дегустацией»…

Новообращённый Рама раскрывает заговор этой поистине сатанинской элиты: кровососы, управляя человечеством, высасывают из него радость, мечты и деньги. Став частью высшей касты вампиров, герой никак не может разорвать связь с людьми – ведь даже в Империи V можно потерять голову из-за любви. Впрочем, здесь дело не только в любви…

* * *
В вампирско-российском «Ампир V» заняты такие известные актёры и актрисы, как Вера Алентова («Москва слезам не верит», 1979) – вампирша Иштар; Марина Зудина («Валентин и Валентина», 1985; «Забавы молодых», 1987) – мать Рамы; Владимир Долинский («Обыкновенное чудо», 1978; «Тайна печати дракона», 2018) – вампир Энлиль; Игорь Жижикин («Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», 2008; «Вий», 2014) – вампир Бальдр и др. Роль возлюбленной Рамы, юной девушки-вампира Геры, исполнила актриса-дебютантка Тая Радченко.

Факт о фильме. По заявлению одного из продюсеров фильма, «Ампир V» – это революционный взгляд на общество потребления: красоту за деньги и деньги вместо жизни.

P.S. «Ко мне, упыри! Ко мне, вурдалаки!» (Панночка, «Вий», 1967).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-)