Хочу быть писателем! Именно так стоял вопрос на семинаре начинающих авторов «Подбирая слово к слову…», который традиционно прошёл в рамках программы «Забайкальская осень». Не иссякает талантами земля забайкальская, каждый год демонстрируя и радуя творческими самородками из глубинки. Вот и на этот раз более 60 заявок поступило из районов края на участие в писательском семинаре.
Не все участники смогли приехать в Читу и предстать пред ясны очи авторитетной комиссии во главе с председателем регионального отделения Союза писателей России Еленой Чубенко. Тем не менее, разговор между теми, кто делает первые шаги на писательском поприще, и маститыми, «увешанными» регалиями авторами состоялся содержательный и увлекательный. А главное – плодотворный, предметный. Ведь у творческих людей, общающихся на одном языке, всегда найдутся общие темы.
Хорошая книга – это золотая середина
«Не раз приходилось слышать суждения о том, что научить писать невозможно, как невозможно научить думать и ощущать мир. Потребность писать есть мышление. Эта потребность должна предшествовать технике письма, как мысль предшествует слову. Лишь в этом случае «мысль изречённая» становится осязаемым печатным творчеством. Но одно дело – писать, и совсем другое – писать хорошо, чтобы изложенное на бумаге было в состоянии «увязать» вместе, в единое целое, разношёрстные вкусы и взгляды тысяч, миллионов читателей», – говорит Елена Чубенко.
Как показывает практика предыдущих семинаров, поэтические и прозаические произведения, представленные начинающими авторами из муниципальных районов Забайкалья, как правило, требуют вмешательства извне, со стороны профессионалов. Согласны с этим и пришедшие на семинар, потому и приехали за сотни километров в краевую столицу.
Литератор – профессия творческая. А любое творчество без авторской самобытности, индивидуальности – однообразно, невыразительно. Некогда штучный, сугубо индивидуальный подход к литературе, к её созданию, сегодня постепенно перерастает в ремесленное производство.
Так нужно ли человека учить мастерству, словотворчеству, если сегодня мы имеем дело с предельно информационным миром со своими законами и правилами? Нужно! И научиться писать, и писать хорошо – можно. Но с одним непременным условием: необходимо всецело обучиться мастерству, перенять все секреты этой древней профессии. Иначе на «выходе» мы будем иметь дело с откровенным низкопробным ширпотребом. Более того, если человек выбирает для себя профессию литератора, он должен понимать и быть готовым учиться всю жизнь. Иной подход здесь просто неприемлем.
Прописные истины
Сюжет… Разброс тематики – до бесконечности. Образы героев – также. Совсем не обязательно привязывать произведение своей типичностью, выписывать характер героев книги через присущие многим россиянам черты: верность своему долгу, трудолюбие, скромность, практическую хватку даже на фоне романтической мечтательности.
Другое дело, что свою рукопись надобно тщательно отредактировать. И не раз. Согласно народной мудрости: семь раз отмерь и лишь потом – отрежь. Но не более. «Шлифовать» текст до бесконечности можно, но не желательно. Как говорят художники – глаз замыливается, и будет только хуже. Здесь уместна золотая середина. В идеале было бы хорошо сделать несколько отличных друг от друга вариантов, переписав уже готовый текст, «обтачивая» язык и ища оптимальную архитектонику композиции будущей книги.
К сожалению, подобный приём используется, скажем откровенно, довольно редко. Многие сегодня считают для себя зазорным даже собственную СМС-ку перечитать заново, выдавая в «эфир» сплошной наворот псевдограмматики и вывернутой наизнанку стилистики. Что уж тут говорить о многостраничном и многоплановом тексте?
Затем, как хорошее вино, этот текст должен настояться. Пусть отлежится некоторое время. И вот в таком «выдержанном» состоянии произведение заиграет совсем другими красками. Автор сам увидит, какой из вариантов настоящий, жизнеспособный, а где слово, изречённое и написанное, не совсем вписывается в изначальную творческую задумку.
Не усвоив эти прописные истины с первых своих литературных шагов, вы заранее обрекаете себя на «путешествие дилетанта». Лёгких путей в литературе не бывает. И те, кто пришёл на семинар, поступили правильно. Логика здесь проста: хочешь хорошо писать – учись! Ведь со словом работать значительно тяжелее, чем мешки, образно говоря, таскать. И никаких скидок ни на пол, ни на возраст.
В мою журналистскую бытность мне довелось брать интервью у одного заслуженного шахтёра, Героя Соцтруда, полного кавалера ордена «Шахтёрская слава». За час общения он буквально купался в поту, пыхтел, сопел и напоследок выдал классическую фразу: «Пожалуй, я бы лучше три смены под землёй отработал, чем написать хотя бы пару строк в газету!»
В этих словах содержится именно тот посыл, который кардинально отличает литератора от окружающих. Тут свои подходы, свои законы. Как, собственно, и в любой другой профессии.
Искусство писать постигается на протяжении всего творческого пути. Необходимо уметь не только писать, но и редактировать собственные тексты. Без излишнего самомнения, честно и продуктивно. Тогда есть шанс получить качественный продукт.
Судьбу книги решает читатель
Поговорим о читателе. О нём говорят редко и мало. А между тем читатель – лицо незаменимое. Без него не только книги начинающих авторов, но и все произведения признанных классиков – всего лишь кипа бумаги.
Нельзя сказать, что читатель – что-то вроде последней инстанции, но, тем не менее, за ним – в большом, собирательном значении этого слова – всегда остаётся главенствующее слово в оценке литературного произведения.
Правда, оценка книги, утвердившаяся в социуме, бывает, нередко меняется. Время идёт, одно поколение сменяет другое, и каждое из них по-своему оценивает дошедшее до него литературное наследство. И если прозаик или поэт сохраняют своё значение и вес в течение веков, то это свидетельствует о том, что и новые поколения признают их ценными и нужными для жизни.
Как правило, автор берёт на себя лишь часть работы. Что-то всегда остаётся для нас загадочным, недовиденным, недослышанным. Остальное дополняет своим воображением читатель – вдумчивый, умеющий заглянуть «за кадр» и домыслить происходящее на страницах произведения. Но не всякая книга заставляет читателя, даже самого талантливого, работать – думать, чувствовать, догадываться, воображать. Ведь, согласитесь, нам интересно всё, что будит наше поэтическое воображение, умеющее по определённым, даже в самой малости, подробностям воссоздавать целую картину.
Задача автора – на протяжении всего произведения заставить так чувствовать, думать и воображать, чтобы мы не пропустили в тексте ни одного слова, жадно ловили каждое движение действующих лиц, стараясь предугадать повороты их судеб.
«Читатель получает лишь тот импульс, который вложен в труд автором. И если им не было вложено в свою книгу ни заслуживающих внимания мыслей, ни подлинных чувств, ни точных наблюдений, – не будет работать и воображение читателя. Он останется равнодушен, а если и «зацепится» на пару дней, то явится это исключительно кратковременным увлечением. Это что-то сродни песенкам-однодневкам из репертуара дешёвой попсы, которая в последние годы заполонила наши эфиры наряду с бульварным чтивом – качество искомого «продукта» и в том, и в другом случае не выдерживает никакой критики», – считает директор Пушкинской библиотеки Елена Сивцова.
Фэнтези и киберпанк
Семинар начинающих авторов «Подбирая слово к слову…» показал, что региональный литературный процесс не стоит на месте, каждый год мы обретаем новые имена, которые пополняют забайкальскую литературную «копилку».
«Значительно прибавила Ольга Малахова из Чернышевского района. Артём Декин. С ним готово поработать московское издательство «АСТ». Взяв за основу остро социальную тематику, эти авторы смогли раскрыть, передать атмосферу безнадёги и откровенного «болота», которая порой затягивает людей в свои сети, и, казалось бы, выхода уже нет. Но тем и ценны такие произведения, что они не только демонстрируют изъяны общества, но и показывают пути выхода из затруднительного положения», – говорит известный забайкальский литератор Алла Озорнина.
По словам Аллы Озорниной, у нас расплодилось слишком много «женских» романов, а иже с ними и так называемых ироничных детективов, которые штампуются буквально пачками, как китайский автопром. Только с разной смысловой нагрузкой и полезной отдачей.
Что называется, расколол экспертную комиссию надвое рассказ Алёны Сапожниковой «Кем я был» из села Чиндагатай Александрово-Заводского района. Эссе шестнадцатилетней девушки, по выражению прозаика Людмилы Беломестновой, «хватает» с первой строки, заставляя читать, не отрываясь. Интрига сохраняется до самого конца.
«Шероховатостей достаточно, особенно в плане стилистики. Но в целом, в особенности – для молодёжи, интерес представляет. Захватывающе, познавательно и, думается, полезно. Мы, взрослые, порой даже не догадываемся, что на самом деле происходит в стенах наших учебных заведений, наивно полагая, что альма-матер – это лишь кладезь мудрости и знаний. Но это ещё и – может, даже в первую очередь! – воспитательный аспект, формирование личности как таковой», – считает член экспертной комиссии.
Как говорят сами участники семинара, он явился для них некой ступенькой в мир Музы, приоткрыл некоторые секреты литературного мастерства и нацелил на новые творческие идеи.
Одним из итогов семинара стало осознание необходимости обратить серьёзное внимание на такие популярные среди молодёжи жанры, как фэнтези, альтернативная история, киберпанк, а также – способствовать повышению их художественного уровня.
Вадим Кругляк,
член Союза журналистов России, фото автора